Дайте определение понятию «принцип предпринимательской деятельности». Охарактеризуйте принципы предпринимательской деятельности

Дайте определение понятию предпринимательского права. Охарактеризуйте отношения, входящие в предмет хозяйственного права.

Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Белорусское законодательство рассматривает хозяйственную деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ.

Хозяйственная деятельность включает в себя как деятельность, направленную на получение прибыли, так и деятельность, непосредственно не связанную с получением прибыли (например, деятельность социально-культурных организаций). Хозяйственная деятельность – понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. (Хоз.деят-сть – деятельность спец-х субъектов хозяйствования в сфере производства, обмена и перераспределения материальных и интеллектуальных благ, а также управление и контроль за этой деятельностью со стороны гос-х органов и иных лиц.)

В качестве предмета хозяйственно-правового регулирования выступает круг общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, и тесно связанных с ними, в том числе некоммерческих, отношений, а также отношения по государственному регулированию экономики, которые можно разделить на два вида:

1. Вертикальные – это отношения, складывающиеся межу субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой – орган государственного управления, например антимонопольный орган.

2. Горизонтальные – это отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строиться на равенстве их участников.

Некоторые ученые выделяют также внутрихозяйственные отношения, складывающиеся между структурными подразделениями, между ними и субъектом хозяйствования в целом, регулируемые локальными нормативными актами, издаваемыми самими субъектами хозяйствования.

Элементы хозяйственных правоотношений:

- субъект;

- объект;

- содержание;

- юридические факты.

К субъектами хозяйственных правоотношений являются их участники. В качестве таковых выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Объектом хозяйственного правоотношения выступают фактические общественные правоотношения, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Опосредованным объектом хозяйственных правоотношений являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в фактические отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, действия субъектов, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания.

Содержание хозяйственного правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемых в необходимых случаях государственным принуждением.

Юридические факты – возникновения, изменения и прекращения хозяйственного правоотношения.

 

Дайте определение понятию «метод предпринимательской деятельности». Охарактеризуйте метод предпринимательской деятельности.

Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых является юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двухстороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах правообстоятельств, с четко определенными правами.

 

Дайте определение понятию «принцип предпринимательской деятельности». Охарактеризуйте принципы предпринимательской деятельности.

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, лежащие в основе нормативного регулирования указанных процессов, закрепленные в системе предпринимательского (хозяйственного) законодательства.

Принципы:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности.

2. Принцип юридического равенства форм собственности.

3. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

4. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

5. Принцип законности.

 

4.Дайте определение понятию «источник предпринимательской деятельности». Охарактеризуйте источники предпринимательской деятельности.

 

Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности являются законодательные и иные правовые акты, установленные и санкционированные государством, регулирующие отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной офрмы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством Республики Беларусь процедуры, в котором содержаться общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источники, регулирующие предпринимательскую деятельность состоят из общих и специальных норм.

Общие нормы включают привила об организации и деятельности коммерческих организаций, праве собственности и иных вещных правах в коммерческом обороте, торговых сделках, ответственности и др.

Специальные нормы отражают специфику предпринимательской деятельности.

Источники коммерческого права, как и других отраслей, в своей совокупности образуют определенную систему. Юридическая сила каждого из нормативных правовых актов в этой системе зависит от мета и компетенции органа, его принявшего.

Виды нормативных правовых актов определены в ст. 2 Закона республики Беларусь от 10 января 2000г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Основным источником правового регулирования хозяйственной деятельности является Конституция Республики Беларусь, нормы которой закрепляют принципы правового регулирования хозяйственной деятельности, гарантии предпринимательства, компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества.

Особое место правового регулирования предпринимательской деятельности занимают кодифицированные акты: Гражданский кодекс, Банковский кодекс, Инвестиционный кодекс. В соответствии с Гражданским кодексом РБ отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием являются предметом гражданско-правового регулирования. Кроме указанных Гражданский кодекс регулирует также имущественные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд других участников гражданского оборота и прежде всего физических лиц. Следовательно, Гражданский кодекс в его нынешнем виде можно рассматривать как комплексный нормативный правовой акт. Он содержит множество норм, составляющих правовое регулирование предпринимательской деятельности: начиная от определения предпринимательской деятельности, ее организционно-правовых форм, правового режима имущества предпринимательской деятельности, ее организационно-правовых форм, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров, юридически опосредующих хозяйственный оборот, - все это урегулировано нормами Гражданского кодекса.

Банковский кодекс регулирует правовое положение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере мобилизации и использования временно свободных денежных средств.

Инвестиционный кодекс определяет правовые условия осуществления отдельного вида предпринимательской деятельности – инвестиционной. Далее среди источников следует указать обычные законы и акты нормотворчества Президента Республики Беларусь, т.е. декреты и указы.

Постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам хозяйственного законодательства.

Значительную роль в регулировании хозяйственных отношений играют нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления и в первую очередь органов, действующих непосредственно в экономической сфере, в частности, Министерства экономики, министерства торговли.

 

Дайте определение понятию «предпринимательская деятельность». Опишите формы и субъекты предпринимательской деятельности. Раскройте правовое регулирование предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь вопрос о субъектном составе предпри­нимательской деятельности решен в законодательстве. Так, в соот­ветствии с ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.

Государственное регулирование предприниматель­ской деятельности представляет собой целенаправленную деятель­ность соответствующих законодательных, исполнительных и конт­ролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регла­ментируют предпринимательскую деятельность в стране.

Важнейшими формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

1) прогнозирование - представляет собой подготовку представ­лений о возможном состоянии экономического и социального раз­вития. Закон Республики Беларусь от 1998г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки про­гнозов, их временные рамки -долгосрочные, среднесрочные и крат­косрочные, главные составляющие - систему научно аргументиро­ванных представлений (предположений) о направлениях, критери­ях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического раз­вития Республики Беларусь на соответствующий период с указани­ем основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. В целях реализации указанно­го Закона Совет Министров Республики Беларусь 20 августа 1998 г. утвердил «Основные положения организации государственного про­гнозирования в Республике Беларусь»2. 2 февраля 2000 г. принято Постановление Совета Министров «О разработке программы соци­ально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.», в котором Министерству экономики совместно с другими орга­нами поручено обеспечить разработку программы социально-эко­номического развития Республики Беларусь на указанный период. Официальное закрепление прогнозы находят в планах;

2) планирование - «это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных)»4. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Указ Президента Респуб­лики Беларусь от 28 февраля 2000 г. № 93 «Об одобрении Нацио­нальной программы развития экспорта на 2000-2005 гг.»);

3) денежная политика - использует такие инструменты как цены, налоги, валютное регулирование;

4) антимонопольное регулирование - направлено на обеспече­ние условий для развития конкуренции как основы предпринима­тельства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Способы государственного регулирования предпринимательс­кой деятельности условно можно разделить на:

1) административные - представляют собой приемы односторон­него воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

а) установление правил поведения общеобязательно­го или частного характера, т. е. определенного режима в сфере реали­зации исполнительной власти;

б) предписание об обязательном совер­шении определенных действий;

в) утверждение конкретных (адресных) заданий;

г) разрешение определенных действий (например, вы­дача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

д) регистрация определенных действий; и) установление стандартов, квот и т. п.;

ж) ограничение определенных действий и др.

2) экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т. д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. од­новременно могут иметь властно-распорядительный характер и эко­номическое содержание.

 

Дайте определения понятий «лицензирование», «лицензирующий орган», «лицензия». Перечислите и опишите субъектов лицензирования. Охарактеризуйте порядок получения лицензии субъектом хозяйствования.

 

Лицензирование - комплекс реализуемых государством мер связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращение», их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующие лицензионных требований и условий.

Правовые основы лицензирования определены Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 19.12.2008 (далее - Декрет № 17). По Декрету № 17 лицензируется около 50 видов экономической деятельности, которые в свою очередь подразделяются на подвиды.

Лицензией является специальное разрешение на осуществление айда деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соиска­телю лицензии или лицензиату. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством. Лицен­зии могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от субъекта (лицензиата) различают лицензии, выдаваемые любому субъекту хозяйствования (розничная торговля), лицензии, выдаваемые только юридическим лицам (ведение рыбо­ловного хозяйства), и лицензии, выдаваемые физическим лицам, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя (но­тариальная деятельность). В зависимости от общего количества ли­цензий, которые могут быть выданы, различают квотируемые ли­цензии и лицензии, предельное количество которых не ограничено законодательством14. Существуют и иные классификации.

Заявление с приложением необходимых документов для получе­ния лицензии должно быть рассмотрено в месячный срок со дня его подачи. Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискате­ля лицензии лицензионным требованиям и условиям. Срок прове­дения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются сож­ителем лицензии и лицензирующим органом в равных долях.

Законодательство устанавливает следующие основания для отказа в выдаче лицензии:

1) наличие в представленных документах недостоверных сведений;

2) несоответствие представленных документов требованиям По­ложения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

3) наличие заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по ре­зультатам проверки и (или) экспертизы;

4) обращение за получением лицензии до истечения одного го­да со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за ис­ключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

При наличии любого из указанных оснований лицензирующий орган принимает решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уве­домляет соискателя лицензии. Не допускается отказ в выдаче ли­цензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискате­лем лицензии лицензируемого вида деятельности.

Соискатель лицензии вправе в установленном порядке осу­ществлять вид деятельности со дня получения лицензии в течение указанного в ней срока. Вместе с тем срок действия лицензии ис­числяется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче, т.е. эти два срока различны во временных интервалах.

Вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только лицензиатом без передачи права на его осуществление другому юридическому или физическому лицу.

Лицензия может быть выдана на срок не менее 5 и не более 10 лет, на практике, как правило, лицензия выдается на 5-летний срок (за исключением лицензии на осуществление банковской де­ятельности, которая выдается на неопределенный срок}. Срок дей­ствия лицензии по его окончании может быть продлен по заяв­лению лицензиата неоднократно. Таким образом, лицензирование является одним из элементов правового режима деятельности субъектов хозяйствования, имеющих временный характер.

 

Дайте определение понятию «регистрация». Перечислите документы, необходимые для регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица. Охарактеризуйте порядок регистрации субъектов хозяйствования.

 

Регистрация – это акт, признающий право данного лица заниматься предпринимательской деятельностью и разрешающей такую деятельность.

Государственная регистрация производится в соответствии с Декретом Президента РБ «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» и другими законодательными актами.

Регистрацию осуществляют - администрации свободных экономических зон, облисполкомы, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомы, которые вправе делегировать часть своих полномочий другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы – соответствующим администрациям районов в городах. Регистрация производится юридического лица - по месту его нахождения, индивидуального предпринимателя - по месту жительства.

 

 

Для регистрации в регистрирующий орган представляется:

индивидуальным предпринимателем юридическим лицом
заявление в установленной Министерством юстиции форме заявление в установленной Министерством юстиции форме
фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией; устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);
платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
  оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
  легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
  копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Заявление о государственной регистрации подписывается:

· собственником имущества или учредителями (участниками) юридического лица.

· если количество учредителей более трех, они вправе уполномочить одного из них на подписание заявления, о чем должно быть указано в документе, подтверждающем намерения о создании коммерческой, некоммерческой организации;

· если собственником имущества или учредителем является юридическое лицо, заявление о государственной регистрации подписывает руководитель этого юридического лица или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом.

Подлинность подписей на заявлении о государственной регистрации удостоверяется уполномоченным сотрудником регистрирующего органа, осуществившим прием документов. В иных случаях подлинность подписей должна быть засвидетельствована нотариально.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность.

Регистрирующие органы принимают документы, рассматривают их состав и содержание заявления, при необходимости разъясняют, правила представления и оформления документов, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов сотрудник регистрирующего органа:

ставит на уставе (учредительном договоре) штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один и вносит в Единый государственный регистр запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования;

представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

- Зарегистрированными считаются:

юридическое лицо - с даты проставления штампа и внесения записи в ЕГР;

индивидуальный предприниматель - со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи в ЕГР. Свидетельство о государственной регистрации ИП выдается не позднее следующего рабочего дня. 

Регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи выдает документы подтверждающие постановку на учет в:

 налоговых органах;

органах государственной статистики;

органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

Отказ в регистрации допускается только в случае:

· непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

· оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;

· представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неосуществление либо отказ в регистрации по основаниям, не предусмотренным законодательством не допускается. Обжаловать отказ в регистрации можно в хоз. суде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: