«Отсутствие стеснений» - внешних и внутренних, физических и психологических, «знаньевых» и языковых – того, что мешает проявлению жизнедеятельности личности, группы, общества в целом.
Вопрос о свободе принятия и реализации того или иного решения в журналистике, как и в любой другой деятельности, чрезвычайно сложен. Если подразумевать под свободой слова «делаю, что хочу и как хочу», то этот путь полон всевозможных препятствий (чаще всего непреодолимого характера): юридических, этических, физических, организационно-творческих.
Проблема свободы слов и печати возникла с возникновением слов и печати. Стремление к свободе – неотъемлемое право каждого журналиста, и вопрос только в том, как его понять и реализовать. Он имеет три стороны:
• Юридические гарантии.
Правовое обеспечение свободы, защита от посягательств тех или иных политических сил.
• Экономическая свобода.
Наличие технических средств и материально-финансовых возможностей для реализации юридических прав.
|
|
• Социально-творческая проблема свободы деятельности.
Творческая реализация функций журналистики во имя формирования массового сознания, способствующего совершенствованию человека и человечества. Свобода – необходимость – ответственность. Эти три категории должны быть не отрицающими друг друга, а соотносимыми. В данном случае действует правило творческого использования знания необходимости, добиваясь результатов, которые не запрограммированы необходимостью. Простор для подлинной свободы деятельности для настоящего журналиста заключается в творческом использовании знания законов действительности для понимания и оценки её явлений, выработки способов действия для достижения идеалов «истины, добра и справедливости». Чем большими способностями обладает журналист, чем выше его креативные возможности, чем более развита интуиция, тем свободнее он в своей деятельности и тем больше его возможности в реализации функций журналистики. Но влияние журналиста не всегда положительно, что порождает упомянутую ранее ответственность. Необходимо делать добровольный выбор, предполагающий самостоятельное определение идейно-творческой позиции, и отвечать перед самим собой, перед аудиторией, перед будущим. Мера верности социальной позиции будет мерой свободы творчества и ответственности в ходе поиска и реализации позиций.
Составляющие «культуры свободы» журналиста:
• Прогрессивность позиции;
• Энциклопедическая образованность;
• Гуманизм, устремлённость к «добру, истине и справедливости»;
• Владение методологией социального анализа;
|
|
• Способность толерантно относиться к инакомыслящим;
• Вести диалог без обидны и оскорбительных ярлыков.
Билет №9. Доступ к информации как фактор свободы СМИ.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободного поиска, приобретения, передачи, перевода и распространения информации любым способом, предусмотренным законом (ст. 29)
Создание и распространение информации, а также приобретение информации журналистами (редакция СМИ), регулируется следующими законами: \"О средствах массовой информации\", \"О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации o, \"О некоммерческих организациях\", \"Об общественных организациях\", \"О реорганизациях\".
Вместе с тем, российское законодательство НЕ включает нормативные акты, регулирующие механизм реализации прав личности на свободный поиск, приобретение и передачу информации (далее - право на информацию). Некоторые аспекты использования информационных ресурсов отражены в Федеральном Законе \"Об информации, информирование и защите информации\" Этот Закон основательно регулирует отношения, которые возникают в результате накопления и использования информационных ресурсов, созданных при помощи информационных технологий, а также порядок защиты информации. Однако в нем отсутствует положение, которое должно было бы гарантировать гражданам право на информацию и содержало бы механизмы реализации данного права.
Фонд защиты прав журналиста исследовал данную проблему и получил такие выводы (при опросе 1400 журналистов):
• Чрезвычайно высок уровень информационной зависимости российских журналистов от властных структур и прежде всего от исполнительной власти.
• Очень высок уровень отказов в предоставлении информации.
• Часто всего от журналистов скрывают факты, документы и статистические материалы.
• Особенно часто отказывают журналистам в информации представители органов исполнительной власти и правоохранительных органов, причем чем выше орган власти, тем более закрытой она является.
• Чаще всего отказ в предоставлении информации объясняется ее засекреченностью, а также запретом руководства.
• Исследование подтвердило, что в России полностью отсутствует традиция правового разрешения конфликтов в сфере доступа к информации:
Также существует отчетливая разница между поведением работников государственных и негосударственных СМИ. Если первые в основном пытаются убедить носителя информации и ссылаются на законы, то вторые ссылаются на законы, воздействуют неформальными методами и предлагают вознаграждение.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что ситуация с доступом журналистов к информации отражает общие реалии российской действительности с ее всевластием чиновников, отсутствием навыков правового разрешения конфликтов.