Билет №12. Качественные и массовые СМИ

На рубеже XIX-XX веков, в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую. В общем потоке сегоднешней прессы кроме массовых, популярных (в том числе и таблойдных газет) можно встретить издания, нацеленные на сравнительно узкую аудиторию. Связано это с профсоюзными организациями. В 18 и начале 19 века большинство газет ориентировались на сравнительно небольшое, хорошо образованное меньшинство. В сер19 века в Англии отменен налог на объявления в прессе (1853), гербовый сбор (1855), налог на бумагу (1861). Это вызвало бурный рост числа газет. На рубеже веков происходит окончательное разделение прессы на качественную и массовую. Фактически первой массовой ежедневной газетой стала «Дейли мейл»(1896).

была классической бульварной газетой, ее основу составляли сенсация, скандал, спорт. «Дейли мейл» первая перешла на кричащие заголовки, полит-кая тема не была серьезной, аналитичной. Широкая читательская аудитория появилась после принятия закона о всеобщем начальном образовании посл трети 19 века. Им адресовались дешевые массовые издания с большими тиражами и обширной рекламой: «Дейли мейл», «Дейли экспресс» «Дейли миррор»,«Дейли скетч»(1903). Состоятельные читатели предпочитали «Таймс», «Дейли Телеграф», «Манчестер гардиан» «Файненшиал таймс». Пулитцер является основоположником «желтой» прессы (журналистики) в Америке. Этот ее цветовой атрибут первоначально имел буквальное значение, ибо желтый цвет явился действительно первым цветом на страницах черно-белой газеты. Пулитцер и Херст - Тиражи их газет успешно раскупались не только благодаря оперативному освещению интересных фактов, но и благодаря практике создания материалов, которые больше ориентируются на пробуждение эмоций, чем на освещение достоверных событий». Сначала Пулитцер, а затем и Херст использовали особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало смещение центра внимания с самого факта на его подачу.

Массовые СМИ:

· Сенсационность

· Поверхностная избирательность освещения событий

· Искажение фактов

· Вмешательство в личную жизнь

· акцент на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению

· Тенденция к упрощению, примитивизации информации

Главной же действительной исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово. В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий.

 

Образцом «качественной» печати долгое время оставалась лондонская газета «The Times», адресованная кругам государственной и политической элиты, представителям бизнеса, верхушке интеллигенции. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения сложности хозяйственного механизма и системы управления экономикой возникла потребность в создании газет, которые предназначались бы для определенной элитной аудитории, включающей в себя представителей финансовых кругов, биржевиков, промышленников, управленцев банковской сферы и страхового бизнеса. Именно для этой категории читателей была предназначена созданная в Лондоне в 1888 г. газета «Financial Times». Следующей на очереди была The New YORK TIMES

Качественные СМИ:

 

· Аналитичность в подходе к событиям.

• взвешенность оценок; взгляд «с разных сторон», а не только с одной

• спокойный тон публикаций;

• надежность фактов и мнений.

• Оперативность

• Финансовая независимость - неподкупность

 

Билет №13. Роль журналистских союзов и организаций в системе СМИ.

Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии нужд, связанных с исполнением своих профессиональных обязаннос­тей, во всех странах стремились к созданию своих объединений.

Существуют международные журналистские организации (крупнейшие из них - Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов), региональные и др. Действуя на основе законодательства РФ, Союз журналистов считает своими главными задачами:

• реализация принципов свободы слова и печати, укрепление правовой базы массово-информационной деятельности;

• создание необходимых условий функционирования СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы, обеспечение их профессионально-творческой независимости;

• защиту интересов и прав, чести и достоинства журналистов;

• заботу о росте материального благосостояния, социального обеспечения, об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов;

• содействие развитию журналистского образования, повышения профессионально-творческого уровня журналистов;

• Содействовать формированию профессиональной этики журналистов и осуществлять общественный контроль за ее соблюдением

• участие в мировом журналистском движении;

• участие в выборах в органы государственной власти в целях реализации положений Устава СЖ России.

 

С 1992 года решением ЮНЕСКО 3 мая отмечается Международный день свободной прессы. В России 13 января отмечается День Российской печати. 13 января — день выхода первого номера первой российской газеты «Ведомости» (1703)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: