Билет № 10. Цензура как историческое явление в журналистике

 

История цензуры в Европе связана прежде всего с историей развития и упадка церкви как общественного института. Цензура зародилась при авторитарной системе журналистики XVI – XVII вв. Возникла из философии абсолютной власти монарха. Главная цель - проводить политику правительства. Печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию, которое государь выдает лояльным издателям. Запрещена в печати критика политического управления. Печать находится в руках частных лиц и\или государства. 1611 г. - первый патент получает Жан Ришард. Включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная. Феодально-монархический тип журналистики. Возник сразу после появления первых газет. Все действия монарха направлены на благо народа. Критика в адрес правительства считается противоправной. Предоставление субсидий, различных льгот издателям, пропагандирующим политику правительства. Наказания за нарушение религиозной цензуры-штрафы, судебные преследования, отъем патента, ссылки. Религиозно-клерикальный тип журналистики. Проповедник идеологии, основой которой являлось религиозное мировоззрение.

В отличие от феодально-монархической системы, религиозно-клерикальная пресса не представляла собой единую систему. Церковная власть пыталась оградить свое вероучение от любых чуждых влияний. Нарушение государственной и церковной цензуры каралось анафемой.
Цензура присутствовала также в фашистских и диктаторских системах журналистики.

 

 

Самоё яркое проявление тоталитаризма. Воспитание на идеологии нацизма. «Чем шире масса, тем ниже уровень». Исключает свободное общественное мнение, попытки анализа и осмысления (идеология чистой расы). Листовки, направленные на насаждение идеологии, использовавшие компроматы. Лозунг: «идеи, пропаганда и власть».

Либертарианская система оформилась в Англии. Теория развивалась из трудов Мильтона, Локка и из философии естественных прав человека. Печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями. Печать принадлежит главным образом частным лицам, является инструментом контроля над правительством и удовлетворения нужд общества.

•     «Ареопагитика» Дж. Мильтона.

Мильтон хорошо понимал силу печатного слова, силу идей, которое оно несет. И в случае преступной деятельности печати, должны действовать законы общей юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты.

Дж. Локк.

Локк считал, что государственной власти передается лишь часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребление власти можно только с помощью закона, которому должны подчиняться как граждане, так и само правительство

Д. Юм

В своем эссе «о свободе печати» пытался ответить на вопрос: почему только в Великобритании есть полная свобода печати? Давая людям свободу, нужно обеспечить защиту этих свобод. Вместе с тем Юм признавал, что «неограниченная свобода печати является одним из зол, сопутствующих смешанным формам правления». Вместе с тем он считал, что свобода печати должна быть во всех формах правления, кроме церковной.

Платон

полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может существовать только под управлением философов, мудрецов, без одобрения которых ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу. Суждения Платона легли в основу теории подчинения печати государственному контролю.

Томас Гоббс

выступал сторонником монархической власти. В «Левиафане писал, что чем сильнее власть, тем сильнее узы, объединяющие граждан, а следовательно больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн. Государство в свою очередь должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу её действий.

Ж.-Ж. Руссо

Каждый человек может иметь свои убеждения, но высказывать их в рамках дозволенности. Считал, что нужны цензурные ограничения, т.к. появляется слишком много вольностей.

Гегель  

подчеркивал, что если есть свобода говорить, то должны быть ограничения для безопасности разумного государства. По мнению Гегеля, истинное мнение выражают только великие личности, народ же говорит о том, о чем меньше всего знает.

 

 

Билет № 11. Журналистика как институт гражданского общества.

 

Гражданское общество - совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины

Как любой из институтов гражданского общества СМИ существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе. В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества - организации свободных граждан, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти. Т.е. будучи институтом гражданского общества, СМИ признаны способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом. Обычно независимость СМИ от государственных структур связывают прежде всего и главным образом с их экономической независимостью. Это условие необходимое, но не достаточное и не первичное. СМИ как независимый институт гражданского общества может быть таковым только в том случае, если в обществе сложились другие институты гражданского общества, на поддержку которых СМИ в случае необходимости могут опереться. Поскольку гражданское общество в России слабо, еще примерно половины населения страны нуждается в патронаже со стороны государства, то и большинство СМИ вынуждены выстраивать свою линию действий соответствующим образом. Полнокровная реализация функций журналистики в целях утверждения гуманистических целей может быть достигнута, если церты современной демократии будут наиболее полным образом исполняться: партиципарная (самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества), делиберативная (широкая информированность граждан во всех процессах жизни), диалоговая (выработка мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию).

  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: