История цензуры в Европе связана прежде всего с историей развития и упадка церкви как общественного института. Цензура зародилась при авторитарной системе журналистики XVI – XVII вв. Возникла из философии абсолютной власти монарха. Главная цель - проводить политику правительства. Печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию, которое государь выдает лояльным издателям. Запрещена в печати критика политического управления. Печать находится в руках частных лиц и\или государства. 1611 г. - первый патент получает Жан Ришард. Включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная. Феодально-монархический тип журналистики. Возник сразу после появления первых газет. Все действия монарха направлены на благо народа. Критика в адрес правительства считается противоправной. Предоставление субсидий, различных льгот издателям, пропагандирующим политику правительства. Наказания за нарушение религиозной цензуры-штрафы, судебные преследования, отъем патента, ссылки. Религиозно-клерикальный тип журналистики. Проповедник идеологии, основой которой являлось религиозное мировоззрение.
|
|
В отличие от феодально-монархической системы, религиозно-клерикальная пресса не представляла собой единую систему. Церковная власть пыталась оградить свое вероучение от любых чуждых влияний. Нарушение государственной и церковной цензуры каралось анафемой.
Цензура присутствовала также в фашистских и диктаторских системах журналистики.
Самоё яркое проявление тоталитаризма. Воспитание на идеологии нацизма. «Чем шире масса, тем ниже уровень». Исключает свободное общественное мнение, попытки анализа и осмысления (идеология чистой расы). Листовки, направленные на насаждение идеологии, использовавшие компроматы. Лозунг: «идеи, пропаганда и власть».
Либертарианская система оформилась в Англии. Теория развивалась из трудов Мильтона, Локка и из философии естественных прав человека. Печать имеет право использовать любой гражданин, обладающий для этого экономическими возможностями. Печать принадлежит главным образом частным лицам, является инструментом контроля над правительством и удовлетворения нужд общества.
• «Ареопагитика» Дж. Мильтона.
Мильтон хорошо понимал силу печатного слова, силу идей, которое оно несет. И в случае преступной деятельности печати, должны действовать законы общей юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты.
• Дж. Локк.
Локк считал, что государственной власти передается лишь часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребление власти можно только с помощью закона, которому должны подчиняться как граждане, так и само правительство
|
|
• Д. Юм
В своем эссе «о свободе печати» пытался ответить на вопрос: почему только в Великобритании есть полная свобода печати? Давая людям свободу, нужно обеспечить защиту этих свобод. Вместе с тем Юм признавал, что «неограниченная свобода печати является одним из зол, сопутствующих смешанным формам правления». Вместе с тем он считал, что свобода печати должна быть во всех формах правления, кроме церковной.
• Платон
полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может существовать только под управлением философов, мудрецов, без одобрения которых ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу. Суждения Платона легли в основу теории подчинения печати государственному контролю.
• Томас Гоббс
выступал сторонником монархической власти. В «Левиафане писал, что чем сильнее власть, тем сильнее узы, объединяющие граждан, а следовательно больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн. Государство в свою очередь должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу её действий.
• Ж.-Ж. Руссо
Каждый человек может иметь свои убеждения, но высказывать их в рамках дозволенности. Считал, что нужны цензурные ограничения, т.к. появляется слишком много вольностей.
• Гегель
подчеркивал, что если есть свобода говорить, то должны быть ограничения для безопасности разумного государства. По мнению Гегеля, истинное мнение выражают только великие личности, народ же говорит о том, о чем меньше всего знает.
Билет № 11. Журналистика как институт гражданского общества.
Гражданское общество - совокупность социальных образований, объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины
Как любой из институтов гражданского общества СМИ существует только во взаимодействии с другими общественными и государственными институтами, стремится оказывать влияние на процессы, происходящие в обществе. В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества - организации свободных граждан, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства государственной власти. Т.е. будучи институтом гражданского общества, СМИ признаны способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом. Обычно независимость СМИ от государственных структур связывают прежде всего и главным образом с их экономической независимостью. Это условие необходимое, но не достаточное и не первичное. СМИ как независимый институт гражданского общества может быть таковым только в том случае, если в обществе сложились другие институты гражданского общества, на поддержку которых СМИ в случае необходимости могут опереться. Поскольку гражданское общество в России слабо, еще примерно половины населения страны нуждается в патронаже со стороны государства, то и большинство СМИ вынуждены выстраивать свою линию действий соответствующим образом. Полнокровная реализация функций журналистики в целях утверждения гуманистических целей может быть достигнута, если церты современной демократии будут наиболее полным образом исполняться: партиципарная (самое широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества), делиберативная (широкая информированность граждан во всех процессах жизни), диалоговая (выработка мнений и решений в условиях широкой дискуссии при движении к согласию).