Составитель: Змановских О.А

«Гражданская война не знает писаных законов. Капиталистические войны имеют свои писаные законы... Но у гражданской войны законы свои. В гражданской войне нет места для суда над врагами. Это — смертельная схватка. Если не убьешь ты, убьют тебя. И если ты не хочешь быть убитым, убей сам!».

М. Лацис

«Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили
собранное народом русским! Осквернили гроба святых и чуждый вам прах
благоверного Александра, борца за Русь, потревожили в вечном сне. Рвете
самую память Руси, стираете имена-лики… Самое имя взяли, пустили по миру,
безымянной, родства не помнящей. Эх, Россия!
соблазнили Тебя – какими чарами? споили каким вином?!»
И.С. Шмелев, «Солнце мертвых».

 

2 слайд Историки права считают, что дореволюционное российское законодательство не стесняло религиозную жизнь народов, входивших в состав Российской Империи. Традиционные вероисповедания рассматривались как законные, им гарантировалось покровительство со стороны государства, хотя при этом существовали также государственные гарантии того, что они не нанесут урон Православной Церкви или не вызовут трений, осложнений и вражды между подданными разных национальностей. После Октябрьской революции Русская Православная Церковь старалась сохранить свою автономию и прежний правовой статус, но новая власть внесла радикальные изменения в государственно-конфессиональные отношения. Политика советской власти изначально имела антицерковный характер. Подавляющая часть населения страны была верующей и, с точки зрения большевиков, Церковь представляла мощную политическую силу. Конституционная норма о равенстве всех религий перед законом означала для новой власти серьезную опасность.

В 1918 году был принят декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Все имущество церквей и религиозных обществ было объявлено народным достоянием. Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школе. Закрывались духовные школы и церкви при государственных учреждениях, подлежало конфискации принадлежавшее Церкви недвижимое имущество, включая земельные участки, дома причта и благотворительные учреждения. Была поставлена задача “полного уничтожения монастырей как рассадников паразитизма”, в результате чего к 1921 году было закрыто 673 монастыря — около половины действовавших в России до 1918 года. Физически уничтожались представители духовенства, по тем или иным причинам вызывавшие подозрения власти.

3 слайд К 1917 году Екатеринбургская епархия насчитывала 465 православных приходов, 39 единоверческих, все приходы объединены в 31 благочинный округ; 14 монастырей. Территория епархии, получив самостоятельность в 1885 году, включала 5 уездов Пермской губернии: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский.

Талицкий завод и его церкви относились к Камышловскому уезду и входили в восточное благочиние. По данным справочной книги Екатеринбургской епархии за 1915 год в Камышловском уезде в Талицких волостях (включая Буткинский край) жили 22 храма и 65 часовен, в Талицком заводе - две церкви: Петропавловская и Ильинская, несколько часовен и подворье от Грязновского монастыря, где подвизались несколько монахинь.

Настал 1918 год, начались гонения на церковнослужителей и верную паству. В Талице, руководствуясь  Декретом о «Свободе совести» решением Революционного Совета под председательством Циховского было ликвидировано монастырское подворье Грязновского монастыря, что находилось в Талицком заводе в районе реки Пышмы. В рукописных материалах Анны Фирсовны Чеканниковой упоминается, как «9 монахинь были выдворены за ворота под свист гонителей».

4 слайд В 1918 году волна диких, безудержных расправ над беззащитными людьми прокатилась по всему Камышловскому уезду. Часто убийствам предшествовали пытки и издевательства. Газета «Зауральский край» 21 августа 1918 года писала: «…большевистский волк много бед натворил среди пастырей и овец Христова стада. Процент замученных и расстрелянных духовных пастырей в нашей епархии, думается, значительно выше процента пострадавших крестьян, рабочих и интеллигенции. Как будто большевики всю свою демонскую злобу выместили на духовных лицах, подвергая их всякого рода истязаниям и мучениям. Вспомните, что произошло в уездах — Камышловском, Шадринском и Екатеринбургском, — ведь духовенство здесь истреблено чуть не поголовно».

5 слайд Окружной миссионер протоиерей настоятель Богородицкой церкви с. Беляковского Иоанн Богомолов. О нем упоминается в книге «История села Беляковского» Т.П. Грозиной. Священник Иоанн Иоаннович Богомолов родился в 1862 году. Окончил Камышловское уездное училище. Служил священником с 1894 г. Депутат Государственной Думы четвертого созыва, проповедник. Он входил в уездный миссионерский комитет, был известен своими противораскольническими беседами, о которых не раз упоминалось в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях». Служил в Спасской церкви села Уецкое, в Беляковке, в Вознесенской единоверческой церкви в с. Ялань. После революции, когда начались гонения, о. Иоанн встал на защиту и в поддержку патриарха Тихона. Местные власти начали преследовать священника. Его схватили, долго мучили и повесили в лесу. Перед этим всласть поиздевались над священником, отрезали ему нос. Хоронить батюшку запретили: «Пусть де висит и смердит». Но уецкие крестьяне тайком похоронили его на огороде мирянина Стадухина. О гибели о. Иоанна рассказала уроженка д. Неупокоевой Фелицата Адольфовна (в девичестве Щука), а о его захоронении – уроженка д. Уецкой В.А. Шанина (Стадухина).

Служил в Беляковской, а затем и в Уецкой церкви о. Константин Лебедев, который был зверски замучен в 1918г. на станции Поклевской.

6 слайд В с. Горбуновское в конце 19 века учительствовал Алексей Николаевич Кузнецов. Впоследствии он был рукоположен в священника, направлен для служения в Выйско-Николаевский собор Нижне-Тагильского завода. Затем до своей мученической кончины служил в Иоанно-Богословской церкви Верхне-Салдинского завода. Настоятелем храма  был другой будущий священномученик – отец Петр Дьяконов.

В 1918 году на Нижнесалдинском вокзале остановился подвижной состав полка «красных орлов». Именно сюда, на станцию, из Алапаевска, Екатеринбурга, Камышлова и других городов Урала пригоняли составы с пленными: священниками, их семьями, людьми, сочувствующими Белой Армии. В сентябре 1918 года Белая Армия захватила Нижний Тагил. Попытки полка «красных орлов» пробиться по железной дороге на Пермь оказались безуспешными. Вернувшись в Нижнюю Салду, большевики стали избавляться от пленных — вблизи станции начались массовые расстрелы. Тела убитых скидывали в ямы, вырытые в лесу.

7 слайд 1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов. По воспоминаниям современников, жестокость красных была ужасающей. Когда после их отступления на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей. 9 октября, в день святого Иоанна Богослова, священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению. В 2002 году священномученик Алексий Кузнецов прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

Расстреливали людей, расстреливали иконы. Есть такая история. Красноармейцы вытащили из храма (Ильинского или Петропавловского?) Икону Божьей Матери и устроили тир, стреляя по ней. Проходившая мимо прихожанка встала перед иконой, закрыв её собой. Стрелять по живому человеку они не стали, а когда женщина ушла, бойцы с удивлением увидели, что вместо следов от пуль на иконе появились пятна похожие на запекшуюся кровь (что там было на самом деле никто разбираться не стал). Они испугались. Икону вернули на место. Сегодня она находится в Талицкой Петропавловской церкви.

8 слайд Настало время разграбления и уничтожения самих церквей. Все церкви Талицкого края были закрыты к середине 40-х годов. Позднее всех закрыты церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери села Беляковского в 1942 г. и Введенская церковь в Бутке. Большинство закрытых храмов были практически полностью уничтожены. Т.П. Долгушина: «С трудом удалось найти кирпич для православного музея от прекрасной церкви в Уецкой. От других храмов не осталось ничего. О храмах Божиих на Руси издревле говорили: церковь в таком-то селе не стояла, а жила. А раз их теперь нет, значит, они больше не живут, умерли. Точнее сказать – убиты. На месте церквей до скончания веков стоит Ангел и скорбит о людских деяниях.

Нет больше Фроло – Лаврской деревянной церкви в Неупокоевой, Вознесенской – в Елани, Прокопьевской – в Катарацком селе, Николаевской – в Горскино, Стефановской – в Смолиной, Покровской – в с. Казаковском, Флоро – Лаврской – в Трёхозёрке, Богородицкой (Казанской) – в Пеньках. В с. Балаирском нет больше Спасской церкви, во Вновь – Юрмыте – Михаилоархангельской, Покровской – в с. Горбуновское, Свято-Троицкой – в Куярово, Петропавловской – в Москвино, Вознесенской – в Завьялово, Спасской – в Уецкой, Симеоновской – в Истоуре, Ильинской – в Талице…». Дело: «… 743. О закрытии Талицкой Ильинской церкви с. Талицкое Камышловского уезда от 14 октября 1931 г».

В с. Горбуновское был каменный, трёхпрестольный храм, освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Украшен стараниями мирян: храмовые иконы одеты в серебряные и вызолоченные ризы, иконостасы вызолочены. Согласно очередному «Об изъятии церковных ценностей» и под лозунгом «Поможем голодающим Поволжья» от 1922 года началось массовое разграбление церковного имущества. Изымалось все, что блестело. Из Покровского храма было изъято 17 фунтов 40 золотников серебра (7,1 кг). Каменная церковь до своего закрытия прожила всего 12 лет. Снесена.

Село Куяровское, Свято – Троицкая церковь. В 1922г. из храма было изъято 9,3 кг серебра (22 фунта 80 золотников). Можно представить, сколь великолепно она была украшена. Закрыта в 30-е годы прошлого столетия.

Из Петропавловской церкви с. Москвино в 1922 году было изъято 12 фунтов 64 золотника серебра (5,1кг). Церковь закрыли в 1932г. Здание неоднократно перестраивалось. Во время войны в храме поместили филиал Талицкого спиртзавода. Несколько икон из этой церкви тайно были перевезены в Талицу, где они хранятся и поныне. Это иконы прп. Серафима Саровского, пророка Ильи, апостолов Петра и Павла.

Печальна судьба Михаилоархангельской церкви во Вновь-Юрмыте. В 1922г. из неё было изъято 29 фунтов 31 золотник серебра (11,9 кг). В 1936г. церковь закрыли. Её разобрали по кирпичику, чтобы построить МТФ.

В небольшой деревушке Неупокоевой в неспокойном 1917 году жителями был построен деревянный однопрестольный храм. Построили быстро, практически за год, денег было достаточно, лесу довольно, были заранее припасены колокола. В приход Неупокоевской церкви входили две деревни: д. Журавлёва и д. Антонова. Освящали храм при большом стечении народа. Небесными покровителями новой церкви стали святые мученики Флор и Лавр. Священником поставили о. Петра Неупокоева, которым оказался первым и последним батюшкой этого храма.

В 1922 году воинствующие безбожники осквернили церковь Божию. С особым цинизмом размахивали они перед оторопевшим батюшкой бумагой с Постановлением об изъятии церковных ценностей. Не погнушались вынуть иконы из серебряных киотов, сняли с батюшки крест, изъяли серебряную лжицу (ложечку для причастия). На замечания о. Петра уполномоченный спокойно ответил: «Прикажут, мы и тебя разоблачим и шкуру с тебя спустим». Тогда из храма было изъято 3 фунта 9 золотников серебра (1,2 кг). Житие Флоролаврского храма было недолгое – всего 4 года и несколько месяцев. В официальных источниках сведения о церкви крайне скудны, сводятся к нескольким словам: «построена», «закрыта».

9 слайд Ещё печальней участь часовен. Почти в каждой деревне стояли часовни. И если храмы были лицом села, то часовни олицетворяли отдельную деревню, луг, речку, родник, могилку особо чтимого человека. Строили часовни обетные, памятные – в честь какого-либо события, часовни-усыпальницы. Архитектура была разнообразной: от простых, рубленных из круглого леса, до шатровых с маковками и звонницами. Все часовни были уничтожены.

10 слайд В конечном итоге осталась одна, не закрывавшаяся ни на один день – Петропавловская церковь в Талице. Но это не значит, что события против церквей не коснулись ее. «В Петропавловской церкви Талицкого завода в 1922 году изъято 33 фунта 63 золотника серебра». Это 13,5 кг. В Ильинской церкви Талицкого завода Камышловского уезда изъято, 31 фунт 41 золотник (12,8 кг) серебра. У Чеканниковой А.Ф. записаны свидетельства очевидцев о творимых безобразиях. Так свидетельствует Эрихман Александра Кузьмовна 1895 г.р.:

11 слайд «– Помню пришла я в храм, была суббота, народу немного. Батюшка к службе готовился, и заходят люди в черных тужурках, пять человек с наганами поверх одежды, прошли в алтарь. Потом они вышли вместе с батюшкой о. Антонином Хлопиным и с амвона зачитали всем присутствующим бумагу с печатями, что будут изымать церковные ценности по Постановлению Совнаркома, и что препятствовать их изыманию не советуют. Стали открывать киоты на иконах и раздевать их, срывать ризы… Все снятое бросалось в общую кучу… Потом очередь дошла до богослужебных предметов: крестов, дискосов и др. Куда унесли уворованное серебро, я не знаю...».

Церковь не закрыли, но и гонения не прекратились. Служителям церкви перестали платить жалование от Консистории. Имущество церкви объявили принадлежащим народу. На основании этого специальные выбранные люди «счетчики» ходили по храмам и описывали оное. Так в архиве Петропавловского храма сохранились учетные Тетради за №1 и 2 от 1928 г. где учтены «под №323 – табурет сломанный – 1шт., №346 – марля бывшая в употреблении 1 метр и т. д.».

Инвентаризации церковного имущества проводились по плану. За священнослужителями велось постоянное наблюдение. В храм засылались по линии комсомола или ВКП(б) люди с целью выявления активистов и сочувствующих церкви. Шли бесконечные доносы, с помощью которых местные власти арестовывали церковнослужителей и мирян.

12 слайд В 1929 году в стране началась коллективизация. Одновременно начался натиск на церковь под лозунгом «Борьба с религией – борьба за социализм», резко активизировал свою деятельность Союз безбожников. Новый этап гонений на церковь открыло, вышедшее в свет постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Суть этого положения заключалась в полной изоляции церкви от общества, жёстком налогообложении и репрессии всех неблагонадежных, с точки зрения властей. Большинство представителей духовенства пострадало по сфабрикованным делам о принадлежности к несуществующим контрреволюционным и террористическим организациям.

В списках репрессированных числятся талицкие священнослужители: «Ануфриев Евгений Федорович 1877 г.р., место рождения – Архангельской губ., Мезенский уезд, с. Койнас, русский, проживал – Челябинская обл., Талицкий р-он, п. Урга, работал – талицкие церкви, священник. Арестован 25 июня 1938 г., осужден 20 апреля 1939 г. Мера наказания – 10 лет ИТЛ. Максимов Никтополион Николаевич арестовывался неоднократно, протоиерей Бердышев Елисей – 10 лет лагерей, Хлопин Антонин – расстрелян. Диакон Талицкого завода Хлынов Петр арестован и содержится в Камышловской тюрьме. (Книга памяти репрессированных)».

Есть сведения о священниках, которые отбыв наказание, были назначены для служения в Петропавловский храм. Ляпустин Василий Алексеевич родился он в селе Катанское Богарянского района Челябинской области. Учился в Пермской духовной семинарии. Был учителем церковно-приходской школы в д. Часовой Свердловской области до 1910 года. В сан диакона посвящен в 1910 году, в сан священника – в 1917 году, в самое смутное и тревожное для России время. Имеется небольшой послужной список, где в записи под № 5 читаем: находился в заключение с 12 апреля 1935 года до 1 октября 1936 года, то есть в апреле 1935 года был арестован и по приговору тройки НКВД отправлен без суда и следствия в исправительно-трудовой лагерь Средмедстроя, то есть прошел все этапы и лагерь. Работал во время заключения о. Василий в гл. бухгалтерии архивариусом. Выручил красивый, четкий, каллиграфический почерк. Освобожден на основании постановления ВЦИК – СССР. На работу после заключения не брали, а семью кормить надо. Работал по трудовому найму, так попал в Талицу. С 1947 года служит священником Петропавловского храма.

Попов Виктор Васильевич – родился в 1903 году в селе Богородском Пермской области в семье священника. В 1921 году окончил Пермское духовное училище. В 1932 году рукоположен в дьякона, затем в священника, далее читаем: «… в 1937 году по линии НКВД был изолирован и по приговору тройки НКВД отправлен без суда и следствия в Дальневосточные трудовые – исправительные лагеря, на 10 лет. Его жена, матушка Фаина тоже была арестована, ей дали 10 лет лагерей. Оставшихся сиротами детей приютила родня. «Вместо положенных 10 лет, отсидел о. Виктор 7. В апреле 1944 года «со справкой №73753 вышел я за ворота лагеря…». Забрал детей и стали ждать матушку Фаину. Она отбыла наказание полностью. В 1958 году о. Виктора отправили для служения в Петропавловский храм в Талицу, где и служил до самой своей смерти.

В анкете церковного служащего за 1928 год Федюшиной Агнии Васильевны указано: мобилизирована, не судима, лишенец. Муж Агнии Васильевны, о. Иоанн, был арестован, так и не вернулся. Агния Васильевна трудилась в Петропавловском храме до своей смерти, пела на клиросе и была старостой церковно - приходского совета. Когда власти пытались закрыть храм, она вместе с женщинами монахинями отстаивала Петропавловскую церковь. Похоронена Агния Васильевна в церковной ограде. Таких биографий в церковной истории нашего края было немало.

13 слайд Главным итогом гонений на Церковь в годы Гражданской войны и в первые годы советской власти явилось невиданное дотоле разорение Церкви. Лютые гонения продолжились и впоследствии. Конечный результат безбожной политики хорошо известен: из всех церквей нашего края, избежали поругания в итоге только две — Петропавловская в г. Талице и Параскевиевская в с. Савино. Да и это может считаться чудом, поскольку на всей территории, оставшейся в составе Челябинской области, в первые годы Великой Отечественной войны действовал лишь один храм — Симеоновская церковь в Челябинске. Церковь, тем не менее, несмотря на гонения, выстояла и явила миру сонм новомучеников, приявших смерть за Веру Православную. В атмосфере невероятных репрессий Русская Православная Церковь сумела сохранить в целости своё духовное ядро.

14 слайд Спасибо за внимание!

 


 

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: