Тема 10. Диагностика определения проблемного поля семьи

Психологический анализ семьи как системы.

Методы диагностики семейных отношений.

 

 

 

   

 

 

    

ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

                 Тема 1. Семья как объект психологического

                               исследования.

                  Основные вопросы:

 

1.Психологическое содержание понятия «семья»

1.1. Семья как социальный институт.

1.2. Семья как малая группа.

 1.3. Семья как форма жизнедеятельности.

2.Соотношение понятий «семья» и «брак»,

3.Социально-демографические проблемы семьи.

 

 

                                Я не верю в отдельных людей,

                               Я верю только в семьи.

                                                     К. Витакер.

1. Психологическое содержание понятия «семья».

 

  В последние годы существенно возрос интерес к изучению проблем семьи. Семья изучается в рамках различных областей научного знания: философия, социология, этнография, педагогика, психология и т.д..

               - Чем это обусловлено?

v Ролью, которую играет семья в процессе развития личности. А развитие личности определяет развитием общества вцелом, его настоящего и будущего.

v Степенью реагирования на социально-экономические и политические процессы в обществе через изменение внутрисемейных отношений (экономическая и политическая неустойчивость вызывает рост количества проблемных семей)

v Необходимостью создания системы социально-психологической,экономической поддержки семьи.

             В решении этой проблемы немаловажную роль играет психолог.

 

       Чтобы заниматься решением проблем организации психологической службы семьи, необходимо четко определить сущность этого понятия.

 

                  Определение семьи в научной литературе достаточно многообразно.

Наиболее часто семья рассматривается в трех направлениях:

1. Семья как социальный институт

2. Семья как малая группа

3. Семья как способ жизнедеятельности.

 

Рассмотрим каждое из них:

               Семья как социальный институт.

  Семья это часть(ячейка) общества.  

Рассматривая семью как социальный институт можно выделить ряд ее особенностей:

· Семья неотъемлимый элемент социальной структуры общества. 

       С одной стороны, в семью проникают проблемы общества, с другой,- семья воздействует на отношения в обществе, на процессы социальной жизни. Каждый член семьи входит в различные объединения людей, социальные группы(учебные, производственные,политические) вступает в государственные отношения,- представляет свои интересы, которые произрастают из семьи.

· Семья выступает как единственный источник воспроизводства населения;

· Семья реализует первичную социализацию ребенка. (первичная окружающая среда которая формирует у ребенка представление о социальных связях с момента рождения, удовлетворяет индивидуальные потребности ребенка)

· Институт семьи важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.

· Семья как частное образование связана с другими семьями, что позволяет определить будущее развития семьи.

 

Семья как малая группа.

Семья как малая группа – малочисленная социальная группа члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном контакте друг с другом, составляют основу эмоциональных отношений, групповых ценностей и норм поведения.

Семья как форма жизнедеятельности

 

Понятие «жизнь» может быть представлено по-разному: - «жизнь» - живая природа

             - «жизнь» противоположность смерти

Жизнь рассматривается соотносительно с человеком, личностью, и связана с философией индивидуализма.

  С понятием жизнь связано понятие «жизнедеятельность», которая понимается в двух аспектах: 

1. проживание эмоционально значимых жизненных событий

2. жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни.

Ø Основа жизнетворчества = ЛЮБОВЬ.

Эрих Фромм рассматривает любовь как активную силу творчества. По его мнению для человека в состоянии любви «давать радостнее, чем брать». Выделяя процесс «давать» Фромм рассматривает как высшее проявление индивидуальной жизнеспособности.

ü В семье создаются возможности удовлетворения потребности в символическом продолжении жизни после смерти.

Человек идет к бессмертию несколькими путями:

A. Биологический – продолжение жизни через потомство.

B. Творческий – символическое продолжение жизни через труды, передачу опыта

C.  Трансцендентный - символическое обретение бессмертия за счет погружения в собственные эмоции, и эмоции разделенные с другими.

Человек «теряет» себя, не думает о смерти благодаря переживаниям настоящего. Семья устанавливает границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта, слияние с другим человеком.

(Материнство – женщина «теряет» себя в симбиозе с ребенком. Супруги «проживают настоящее «во время любовного слияния и т.д.)

Ø Семья позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности.

Классификация этих потребностей представлена в гуманистической психологии Маслоу А., который выделяет 5 групп потребностей:

1. физиологические потребности

2. потребности в безопасности и защите

3.  потребности в принадлежности и любви

4. потребности в уважении и самоуважении

5. потребности в самоактуализации.

 

 

   2 вопрос. Соотношение понятий «семья» и «брак»

  С понятием семья тесно связано понятие брак.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, своему потомству.

    Брак рассматривается как средство формирования семьи.

               

     В настоящее время изменилось отношение к браку у молодых людей. Это обусловлено:

ü неблагоприятным опытом супружеских отношений

ü поиском альтернативных форм семейной жизни

Виды брачных отношений:

Ø законный брак, официальный (юридический)

 осуществляется на основе регистрации отношений, осуществляемой на основе статьи 1 Семейного кодекса РФ

  Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Данный брак обеспечивает:

Ø защиту семьи государством

Ø исполнение обязанностей в осуществлении прав всех членов семьи

 

Ø церковный брак-  данный вид регистрации брачных отношений в нашем государстве не признается

Однако, в рамках русской культуры церковный брак был основой, определяющей возникновение семьи. В настоящее время, развития религиозных воззрений в системе общественных отношений, усиливает значимость церковного брака.

 

Ø Гражданский брак - более точное определение «сожительство»

 На 2002 год в России 3 миллиона пар состоят в гражданском браке.

При этом в России понятие «гражданский брак» является терминологически неверным. Гражданский брак – это юридически оформленный брак «гражданского состояния»

 

 

3 вопрос Социально-демографические проблемы семьи.

   Семья является единственным источником воспроизводства населения. Следовательно решение демографических проблем государства осуществляется семьей.

Демографы выделяют несколько типов воспроизводства населения:

· Близкое к простому – определяется незначительным ростом населения 0,2-0,5 % в год.(сознательно ограничивается рождаемость, низкая смертность

·   Расширенное воспроизводство- сознательная,но неограниченная рождаемость, низкая смертность. Ежегодный прирост населения 2,0 – 2,5 %

· Суженный тип воспроизводства - когда число родившихся меньше числа умерших, численность населения падает. Именно этот тип воспроизводства представлен в крупных мегаполисах России.

Последствия падения рождаемости:

Ø  Экономические - дефицит трудовых ресурсов

Ø Демографические – сокращение числа женщин способных иметь детей, растет диспропорция полов, увеличение доли лиц пожилого возраста.

Ø Моральные – проявление эгоизма, падение контактов и социальной ответственности

Ø Этические - потребительское отношение к жизни.

Ø Социально-гигиенические - увеличение числа поздних браков. Поздние браки могут быть чреваты для здоровья детей (после 35 лет вероятность врожденных отклонений возрастает)

Ø Генетические - нарастает популяция отрицательных генетических последствий, увеличение количества лиц с наследственными заболеваниями.(по мнению антропологов наиболее жизнестойки вторые и третьи дети)

Ухудшение демографической ситуации в стране определило политику государства.

В 1980 году на 100 супружеских пар приходилось 150 детей, в 90-е годы рождаемость резко снизилась возникла демографическая яма. Низкая рождаемость подкрепляется высокой детской смертностью.  

Демографическая ситуация в стране определяет проблему

ДЕТНОСТИ

ü Проблема детности. Возникает необходимость развития расширенного воспроизводства населения. В настоящее время государство принимает ряд шагов по решению этой проблемы, однако решение проблемы протекает вяло. Решение демографической проблемы возможно, если на одну семейную пару будет приходиться 3 ребенка, на одну женщину 2,5 ребенка.

Возможно 30% семей будут иметь 3-хдетей, 31% - четыре и более.

 

 

Чем определяется решение проблемы детности? Прежде всего установкой семьи на детность - установка на число детей вообще и, конкретного пола в частности, а также установки на предпочитаемые интервалы рождения детей.

На решение проблемы детности оказывает:

· Социально-экономические условия

· Эгоцентризм

· Здоровье

 

Для современного общества характерным является:

ü создание интерфильной семьи, семьи не имеюшей установки на детность

ü изменение прогенетического интервала – период между заключением брака и рождением первого ребенка

ü изменением интергенетического интервала - интервала между рождением первого-второго, третьего ребенка.

 

Вторая проблема демографии определяется СТАТУСОМ СИБЛИНГА

 З Фрейд один из первых заметил,что  позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важное значение во всей его последующей жизни.

             -  Младшая сестра братье лучше сходится со старшим братом сестер

      Превалирование в обществе однодетных семей, помимо сокращения численности населения приводит к нарушению стабильности браков.

Нельзя рассматривать единственного ребенка как негативный фактор. Единственный ребенок имеет множество преимуществ:

ü более высокий уровень самооценки

ü меньше страдает от потери авторитета

ü ожидает и легко принимает помощь, когда испытывает в ней необходимость

ü проявляется более высокий потенциал развития логических способностей

 

Однако все эти преимущества не покрывают проблемы нарушения опыта развития отношения в системе «ребенок – ребенок», что затрудняет развитие брачно-семейных отношений.

              

 

        АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

                                                               Кутергина Л.Н.,

          Одной из проблем современного общества является подготовка молодежи к семейной жизни. Актуализация данной проблемы обусловлена:

ü снижением потенциала физического здоровья молодых людей, что негативно влияет на реализацию репродуктивной функции, воспроизведение физически и психически здорового потомства, решение демографических проблем;

ü отсутствием эффективных форм полового воспитания в семье и образовательных учреждениях;

ü изменением отношения молодежи к семейной жизни, понимания значимости семейных отношений, деформацией их форм;

ü  не достаточным уровнем развития специальных служб, решающих задачи подготовки молодежи к семейной жизни.

Для определения основных, наиболее значимых направлений подготовки молодежи к семейной жизни мы провели специальное исследование. Целью данного исследования было изучение значимости, для современной молодежи, специальной подготовки к семейной жизни, и уровень ее готовности к решению семейных проблем.

 Для реализации поставленной цели нами было опрошено 200 молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет, им было задано 3 вопроса:

1. Считаете ли вы необходимой специальную подготовку молодого человека к семейной жизни?

2. Что нужно знать человеку (женщине, мужчине) для создания семьи?

3. Какими качествами личности должен обладать человек, решающий задачу создания счастливой семьи?

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что 76% респондентов считают, что они в специальной подготовке к семейной жизни не нуждаются, по их мнению, основой для создания семьи является чувство - «ЛЮБОВЬ». Причем, такой точки зрения в равной мере придерживаются и юноши и девушки. Молодые люди, принимающие необходимость специальной подготовки к семейной жизни (их 24%), в большинстве случаев, не могут точно определить параметры готовности к семейной жизни. Девушки (их 16%) делают акцент на необходимость овладения социально-бытовыми навыками ведения домашнего хозяйства, а юноши (их 8%) на профессиональное самоопределение.

Своеобразным является подход молодых людей к определению знаний, которыми должен владеть человек, создающий семью. По результатам исследования 62% опрошенных (из них 24% юношей и 38% девушек) изменяют предложенную формулировку вопроса. По их мнению, для создания семьи необходимы не знания, а средства. В качестве таких средств выступают: материальное положении молодых людей, наличие жилья, надежная, высокооплачиваемая работа. 30% опрошенных (из них 16% юношей и 14% девушек) считают, что человек создающий семью, должен знать особенности характера партнера, его интересы, увлечения. Молодые люди этой группы, так же как и предыдущей, не считают необходимыми собственно знания о семье, а говорят лишь о том, что они должны знать конкретно о своем избраннике. Знания о воспитании ребенка в семье интересуют только 8% опрошенных (из них 5% девушек и 3% юношей).  

Наиболее интересным и многоплановым оказалось определение качеств личности, партнеров, создающих семью. Обращает на себя внимание то, что юноши и девушки отдают предпочтение различным качествам при выборе партнера. Так 67% девушек отдают предпочтение таким качествам мужчины, как физическое телосложение, рост, твердость характера, ум, манеры поведения, и только 33% обращаются к свойствам личности, составляющим основу  семейных отношений, выделяя ответственность и самостоятельность. 62% юношей считают значимыми такие особенности девушки как красота, внешняя привлекательность, стройность фигуры, а для 21% к значимости физических показателей добавляется, наличие нравственных качеств, таких как доброта, нежность, честность, самостоятельность, и только 17 % юношей отдают предпочтение нравственным достоинствам своих избранниц.

Мы не будем утверждать, что ориентация на любовь, как основной мотив создания семьи следует отрицать, но проявление данного чувства в основе семейных отношений не достаточно устойчиво. Во-первых, общеизвестно, что любовь в том виде, в котором она возникает, от года к году претерпевает существенные изменения. Во-вторых, те психологические, социальные, экономические проблемы, которые возникают в опыте семейных отношений, также вызывают деформацию чувства и, к сожалению, довольно часто приводят к распаду семьи.

По данным переписи населения 2002 года, число разводов в России превысило число заключаемых браков (3, с.19). Результаты эмпирического исследования и выше предложенная статистика позволяет говорить о том, что главной причиной нарушения семейных отношений является неподготовленность молодежи к созданию семьи, тогда как подавляющее большинство современных молодых людей, по результатам проведенного опроса, считают, что такая подготовка не нужна.

   Говоря о подготовке современной молодежи к семейной жизни, необходимо выделить основные направления, определяющие рассматриваемый феномен, который в той или иной мере осуществляются, но требуют существенных изменений и доработок.  

  Первое направление – правовая готовность к созданию семьи. Основу правовой готовности составляет Семейный кодекс РФ. При изучении учебного предмета «Правоведение» молодые люди знакомятся с Семейным кодексом, однако, представление правовой информации осуществляется без ориентации на конкретный опыт семейной жизни, и усвоенная информация теряет свой практический смысл. Правовая подготовка молодежи к семейной жизни должна быть ориентирована на конкретный жизненный опыт, в котором отражаются проблемы современной семьи, ставит молодого человека в ситуацию выбора, обеспечивает принятие информации как основу жизнедеятельности современной семьи. Именно такой подход может обеспечить формирование правовой ответственности молодого человека в рамках жизнедеятельности семьи.

Второе направление - физическая и физиологическая готовность.   

Вопрос о физической и физиологической готовности молодежи к семейной жизни сегодня как никогда актуален. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о прогрессивном снижении уровня здоровья в разных странах мира и России. Увеличивается количество болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ, костно-мышечной системы, мочеполовой системы, что негативно сказывает на физическую готовность молодых людей к семейной жизни. В соответствии с данными официальной статистики, состояние здоровья детей и подростков, проживающих на территории Российской Федерации, ухудшается с каждым годом. Патологии детского возраста приобретают хронический характер, все чаще регистрируются нарушения: аутоиммунных процессов, подверженность аллергиям, агрессивное воздействие экологических факторов, стрессовых нагрузок. Ухудшение состояния здоровья молодого поколения является следствием ряда причин, основными среди которых являются: неудовлетворительное социально-экономическое положение значительной части населения, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка, серьезные недостатки в организации жизни, питания. Но кроме объективных причин, влияющих на физическую готовность к созданию семьи, есть и субъективные причины, которые отражают отсутствие знаний у  молодых людей о влиянии различных физических нарушений на реализацию функции деторождения.   

Тогда как нарушение физического здоровья родителей оказывает негативное влияние на физическое здоровье детей. По данным МЗ РФ за последнее десятилетие снизился уровень репродуктивного здоровья девочек подростков. Поскольку система «беременная женщина – плод - новорожденный» неразрывна, то наличие у беременной женщины заболеваний нервного, соматического, гинекологического характера, а также различного вида интоксикации заканчиваются рождением недоношенного, ослабленного ребенка. (4, с.12). Особое внимание современная медицина обращает на не благополучность протекания подготовительного (генеалогического) этапа развития ребенка. В это период происходит формирование набора генов у родителей, в который включено образование половых клеток (гаметогенез). В результате, по данным статистики, около 12% супружеских пар бесплодны, а около 15% беременностей заканчиваются выкидышем.

Не менее важным фактором физического здоровья беременной женщины является осанка будущей матери. По мнению врачей – остеопатов, при нарушении осанки у матери, возникает нарушение уровня стояния тазовых костей («скручивание таза»), что может служить причиной родовых травм влияющих на появление неврологической симптоматики (энцефалопатия, ММД, детский церебральный паралич, задержка психомоторного развития и т.д.).

     Тяжелые последствия на здоровье молодежи оказывают курение, алкоголь, наркотики. По данным ВОЗ употребление наркотиков среди подростков и юношества, по сравнению с 1990 годом, возросло в 15 раз (4, с.11). 

Современное общество предъявляет к подросткам чрезмерные требования не соответствующие возрастным возможностям. В подростковом возрасте происходят интенсивные процессы созревания организма, адаптация к физиологическим и анатомическим перестройкам. Меняется модель поведения в связи с появлением признаков сексуальной зрелости. На этом фоне при неблагоприятных условиях формируется поведение, сопряженное с риском для здоровья, собственной жизни и даже жизни окружающих людей. Именно биологические факторы являются базисными в снижении здоровья детей и подростков – будущих родителей нового поколения детей, так как в начале ХХ1 века обозначилась проблема несоответствия задач и требований социально-экономического развития, технократически развивающегося общества и биологических возможностей человеческого фактора.  В «Руководстве по подготовке родителей и воспитанию здорового ребенка» разработанной ВОЗ в 2002 году, выделено три новых, никогда прежде не существовавших, фактора, которые требуют нового подхода к пониманию процесса рождения и воспитания.

· Первый фактор – глобальная экологическая катастрофа. Порог устойчивости биосферы в развитых странах мира превышен в 50 раз, в России в 7 раз. До определенного уровня загрязнения природа вместе с живым миром способна самоочищаться, но затем они уже сами становятся источником загрязнения: окружающая среда искажается, геном человека разрушается, следствием чего являются случаи врожденной патологии даже у детей здоровых родителей.

· Второй по значимости фактор - наличие, почти у всех детей, отклонений в состоянии здоровья. В связи с эти актуальными оказываются знания по рождению и воспитанию современных детей в экологически неблагоприятных условиях. Даже если у самого ребенка отклонения здоровья минимальны, его окружает неблагоприятная среда, отражающая отклонения в поведении детей и взрослых в душевном, духовном и телесном здоровье.

Только специальная программа родительской реабилитации, начатая еще до рождения ребенка, позволяет детям стать устойчивыми к окружению.

· Третьим существенным фактором является разрушение семьи и детского сообщества, где ребенок учится общаться с людьми, где формируются его основные личностные качества.

     Тенденция распада современной семьи с каждым годом возрастает В2000 году в Санкт-Петербурге из 1000 заключенных браков распалось 870. (3). Большинство семей имеют одного ребенка, а у большинства родителей не успевают проснуться чувства материнства и отцовства. Нарушение грудного вскармливания ребенка не обеспечивает «запечатление» материнства. У современных молодых людей изменилась жизненная ценность материнства, о чем свидетельствует раннее прерывание беременности (аборт), что вполне законно и не осуждаемо.

    Для решения проблем, связанных с повышением потенциала здоровья молодого поколения, принимается ряд мер по ранней диагностике ряда заболеваний, по стабилизации иммунных процессов в организме человека, по пропаганде здорового образа жизни. Однако, эта работа представлена на недостаточном уровне, и молодые люди не имеют положительной мотивации к активному включению в предлагаемые процессы., не осознавая их значимости.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что одной из важнейших задач подготовки молодежи к семейной жизни является осознание значимости здорового образа жизни. Решение этой проблемы возможно за счет повышения уровня ответственности родителей за воспитание здорового ребенка, совершенствование системы здравоохранения, пропаганда здорового образа жизни. Решение вопроса по пропаганде здорового образа жизни должно осуществляться на основе разработанной в отечественной психологии возрастной периодизации, где центральное место занимают новообразования характеризующие перестройку всей личности ребенка в целом на новой основе.

Каждый возраст характеризуется определенными психофизиологическими возможностями и предъявляет свои требования к социально – психологическому обеспечению полноценного развития. Учет возрастных возможностей, а также особенностей социальной ситуации, в которой ребенок развивается, является основным условием в системной оценке здоровья. Системность и целостность в понятия «здоровье» определяется как взаимодействие и взаимовлияние физического, психического и социального аспектов.

Сущность здоровья исходит из трех компонентов:

· биологических особенностей ребенка, обусловленных наследственностью и особенностями и течения внутриутробного периода и родов;

· оптимальных условий развития на каждом возрастном этапе;

· формирование навыков по сохранению и улучшению своего здоровья.

Физическое здоровье непосредственно связано с психическим здоровьем. По мнению психологов (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. и др.), основы психического здоровья ребенка закладываются в утробе матери с момента зачатия. Мотивы и условия зачатия ребенка, особенности протекания беременности, родов, условия развития на ранних этапах онтогенеза, во многом определяют последующий сценарий жизни человека.

Исследование современной семьи, ожидающей ребенка, свидетельствует о том, что такая семья стоит на пороге серьезных изменений, становится уязвимой, нестабильно функционирующей. Нередко рождение ребенка способствует разрушению семейных отношений. Нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой. (Батуев А.С., Соколова Л.В.). Все это свидетельствует о том, что отношения между матерью и младенцем начинают формироваться еще во время беременности, а взаимодействие с матерью в раннем возрасте является для ребенка моделью построения отношений с окружающим миром на всю последующую жизнь.

Только психологическая грамотность молодежи, в рамках физического и физиологического развития человека, обеспечивает организацию здорового образа жизни, подготовку к созданию семьи, возможность реализации репродуктивной функции семьи, а значит рождение физически и психически здорового поколения.

     Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является половое воспитание, которое оказывает влияние на становление физиологической готовности к семейной жизни. Важнейшим фактором, влияющим на отношения мужчины и женщины являются их половые различия. Чтобы стать мужчиной или женщиной каждый человек должен осознать свою половую принадлежность. Конечно, между мужчиной и женщиной существует много общего и это вполне очевидно, но есть и значимые различия в развитии мужского и женского организма, прежде всего это генетическая обусловленность пола. В процессе оплодотворения одна из двадцати трех пар хромосом (половые хромосомы) получает либо Х хромосому (ХХ), и тогда появляется существо женского пола, или У (ХУ) хромосому, что обеспечивает развитие существа мужского пола. Заметные биологические различия возникают уже во внутриутробном развитии плода, но более значимыми они становятся в процессе онтогенетического развития. Чем старше становится ребенок, тем ярче проявляются его половые различия. Первым актом самоопределения в развитии личности ребенка становится отнесение себя к определенному полу. Анализ поведения мальчиков и девочек свидетельствует о том, что для девочек более приемлима взаимозависимость при выполнении социальных ролей они реализуют собственную индивидуальность, для мальчиков на первый план выходит независимость, самостоятельность.

   В динамике возрастных изменений ярко выражены различия в интересах и склонностях мужчин – это и глубина мышления, более широкий кругозор, большая объективность общения. Вместе с тем для мужчин характерна меньшая бытовая приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного. 

  Всем известно, что мальчики и девочки играют в разные игры, но особое внимание на себя обращает то, что уже на уровне детства, юности возникают определенные проблемы их личностного и группового взаимодействия. Психологии считают, что противоречия, возникающие во взаимодействии мальчиков и девочек, во много обусловлены, с одной стороны, различным ритмом физиологического развития (мальчики созревают позже, чем девочки), а с другой – настороженным отношением мальчиков и девочек друг к другу, которое, как правило, складывается под воздействием взрослых. В период подросткового и юношеского возраста интерес к противоположному полу интенсивно растет, но развитие этого интереса часто не находит правильных путей реализации.. В результате многие юноши и девушки входят во взрослую жизнь не имея четкого представления о социальных ролях мужчины и женщины в системе общественных отношений, не умеют сотрудничать с представителями противоположного пола, испытывают трудности в общении с ними. В рамках поло ролевого развития молодые люди часто встречаются с противоречиями, которые характерны в отношениях взрослых людей, им трудно понять, почему взрослые не всегда делают так, как говорят. Создается установка, что взрослым все можно, а подросткам нельзя. Создается установка на вседозволенность, которую обеспечивает статус взрослого человека, поэтому, достигнув шестнадцатилетнего возраста, юноши активно вступают во взрослую жизнь, однако, отсутствие готовности к решению многих проблем приводит к разочарованию. Результаты исследования Е.Н.Рогова

 (4.с. 13) свидетельствуют, что вступление в интимную жизнь требует достижения определенного уровня созревания, без этого любовь не принесет счастья. Установлено, что 14% юношей и 75% девушек разочарованы первой половой близостью; 10% юношей и 25% девушек испытывали при этом чувство стыда; 5% юношей и 15% девушек – испуг. Такие ощущения естественны в том случае, если половые контакты не сопровождаются богатством духовных и эмоциональных переживаний, а основной акцент смещается в область физиологических ощущений в ущерб личностной и духовной жизни. Преодоление данной проблемы возможно только в случае специально организованной работы по половому просвещению и эмоциональному воспитанию современной молодежи.

  В современной педагогической науке определены основные направления полового воспитания подростков и юношества в рамках из подготовки к семейной жизни, это:

· формирование знаний о физиологических особенностях развития мужского и женского организма;

· формирование санитарно-гигиенических умений и навыков, необходимых в развитии организма женщины и мужчины;

· усвоение стандартов полоролевого поведения;

· формирование знаний, определяющих безопасность сексуальных отношений;

· развитие духовности и эмоциональной культуры в отношениях мужчины и женщины.

              Организация полового воспитания подростков и юношей является неотъемлимой частью семейного воспитания и специально организованной работой школы, медицинских учреждений, общественных организаций и является важным фактором подготовки современной молодежи к семейной жизни.

Третье направление подготовки современной молодежи к семейной жизни – обеспечение психологической и социальной готовности.

    Одним из направлений, определяющих готовность молодого человека к созданию семьи, является четкое осознание ряда проблем:

·  Первая проблема   состоит в четком понимании сущности семьи как социального образования, в сознании желания создать собственную семью, представление модели семьи, на которую они ориентируются. В решении этой проблемы молодые люди, как правило, ориентируются на социальный опыт и не пытаются выстроить модель построения собственной семьи, что негативно влияет на процесс становления семейных отношений. Для современной молодежи характерно принятие эгалитарного типа семейных отношений (фр. Эгалите - равенство),  причем, проявление эгалитарности сочетается с традиционностью семейных отношений, проявляющихся в распределении семейных ролей. Практически каждый человек, создающий семью хочет, чтобы его семья была счастливой. В психологии выделены

 факторы, определяющие семейное счастье:

           - любовь;

           - бесконфликтное, конструктивное общение;

           - понимание друг друга, помощь и поддержка;

           - доверительность и верность;

           - сексуальная гармония;

           - умение сгладить проблемы взаимоотношений с родственниками;

          - отсутствие финансовых проблем;

          - совместное домашнее хозяйство и интересный досуг;

          - умение говорить друг другу добрые ласковые слова, комплименты и т.д.

·  Вторая проблема связана с необходимостью осознания мотива выбора брачного партнера. Социологи определяют наиболее типичную классификацию мотивов вступления в брак:

1. Любовь – как мотив заключения брака указали 39% мужчин и 50% женщин;

2. Общность интересов и взглядов – 26% мужчин и 28% женщин;

3. чувство одиночества – 15% мужчин и 5% женщин.

4. чувство сострадания – соответственно 7% и 3%

5. Вероятность скорого рождения ребенка – 7% и 4%;

6. Случайность – 4% и 2%

7. Материальная обеспеченность будущего мужа или жены 0% и 3%;

8. Наличие жилплощади будущего мужа (жены) – 2% и 1%;

9. Другие мотивы - 0,6% и 3%. ((Результаты социологического опроса С.И.Голода 1977г).

Сегодня представленное процентное отношение серьезно деформировано. Сохранив ЛЮБОВЬ, как ведущий мотив в создании семьи, современные молодые люди отдают предпочтение социально-экономическим мотивам, среди которых наиболее часто встречаются - материальная обеспеченность будущего мужа или жены, наличие жилплощади, стабильность профессионального самоопределения, при этом снижается потенциал значимости общих интересов и взглядов. Наряду с выше представленными мотивами, современные молодые люди выделяют и такие мотивы создания семьи, которые связаны с жизненной ситуацией характерной для конкретного человека. Это такие мотивы как:

«бегство от родителей», «долженствование», все это способствует нарушению структуры развития семьи (развиваются деструктивные отношения)

·  Третья проблема связана с недостаточной степенью  осознания семейных ролей. Молодые люди, создающие семью, должны четко осознавать семейные роли. Первичная ролевая адаптация включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. В современной психологической науке наиболее распространенной является классификация семейных ролей по К.Киркпатрику, которая отражает три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские.

    Традиционные роли предполагают:

Со стороны жены –

o рождение и воспитание детей;

o создание и поддержание дома;

o обслуживание семьи;

o  преданное подчинение собственных интересов интересам мужа;

o  приспособленность к зависимости;

o терпимость к ограничению сферы деятельности;

         Со стороны мужа -

o преданность матери своих детей;

o экономическая безопасность и защита семьи;

o поддержание семейной власти и контроля;

o принятие основных решений;

o эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности и зависимости;

o обеспечение алиментов при разводе.

Товарищеские роли требуют:

От жены - 

o сохранение внешней привлекательности;

o обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа;

o поддержание полезных для мужа социальных контактов;

o живого и интересного общения с мужем и гостями;

o  обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

От мужа –

o восхищение женой;

o «рыцарское отношение к ней»

o ответную романтическую любовь и нежность;

o обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов;

o проведение досуга с женой.

Партнерские роли предполагают:

 И от мужа и от жены:

o  экономического вклада в семью в соответствии с заработком;

o общей ответственности за детей;

o участия в домашней работе;

o распределение правовой ответственности;

Помимо общих ролей от жены требуется:

o готовность отказа от рыцарства супруга (обусловлено равенством супругов в семье)

o равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей – отказ от материальной помощи.

От мужа дополнительно требуется:

o  принятие равного статуса жены и согласия с ее равным участием в принятии любых решений (6, с.137)

 Современные молодые люди не принимают ни одну из представленных моделей, что свидетельствует об отсутствии четкой осознанности позиции принятия семейной роли. Свидетельством этого являются результаты исследования представленные Навайтисом Г., (3), где 17,6% юношей принимают главенствующую роль в структуре семейных отношений без проявления его ответственности за материальное положение семьи, а 28,4% девушек принимают полное равенство в выполнении бытовых работ, вместе с тем считают, что мужчина обязан материально содержать семью.

·  Четвертая проблема исходит из осознания личностных особенностей, влияющих на развитие семейных отношений, и рассматривается в системе самоактуализации, стремлении личности наиболее полно проявить себя в том или ином направлении деятельности.

Проблема самоактуализации требует от молодого человека четкого осознания своих личностных особенностей, которые оказывают позитивное или негативное влияние на решение семейных взаимоотношений. Одной из личностных проблем является проблема эгоцентризма, ярко проявляющая в личности современных молодых людей, и негативно влияющая на развитие внутрисемейных отношений. Осознавая проблемы, которые могут возникнуть во взаимодействии с партнером в семейных отношениях в силу личностных особенностей, у молодых людей возникает стремление, желание к личностному преобразованию, что может быть реализовано за счет самовоспитания, саморегуляции. Следует отметить, что осознание личностных особенностей, влияющих на развитие внутрисемейных отношений, достаточно сложный процесс, возможность его реализации во многом определяется специально организованной работой по диагностике и самодиагностике личностного развития молодого человека. Чем лучше он познает себя, тем более осознанно относится к другим людям, понимая себя он учится понимать других.

·  Пятая проблема исходит из значимости коммуникативных умений, составляющих основу внутрисемейных отношений.

Умение общаться (коммуникабельность) и строить конструктивные взаимоотношения – одно из главных в семейной жизни. Создание семьи предполагает сращивание двух «Я» в единое «МЫ», а это возможно при наличии умения не только слушать своего партнера в процессе взаимодействия, но слышать его и понимать. Главенствующая роль в регуляции взаимодействия в семейном общении принадлежит женщине, так как она в большей мере способна к сочувствию, состраданию, умению «входить» в эмоциональный мир партнера.

   Успешность реализации коммуникативных умений во многом зависит от умения регулировать собственное эмоциональное состояние. Необходимо стремиться к достижению такой степени эмоционального благополучия, которая позволит полноценно проживать каждый день жизни, а для этого надо быть оптимистом, учиться радоваться жизни, быть терпимым, предупреждать проявление конфликтности в отношениях, быть стрессоустойчивым.

· Шестая проблема, определяющая стабильность семейных отношений рассматривается как  супружеская совместимость

Совместимость в сфере житейских представлений связывается с удачностью брака, или понимается как оптимальное соотношение свойств темперамента.

В психологической науке супружеская совместимость рассматривается как условие стабильности и благополучия семейной жизни (Обозов Н.Н., Обозова А.Н. и др.). Вместе с тем в сфере научных исследований существует множество концептуальных и эмпирических подходов к проблеме совместимости. По-нашему мнению, в рамках организации подготовки молодежи к семейной жизни, целесообразно ориентироваться на теорию психологической совместимости А.Н.Обозовой (1,с128), представленной в четырех аспектах:

v Духовная совместимость – характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений ит.д.

v Персональная совместимость - характеризует соответствие структурно-динамических особенностей партнеров: свойств темперамента, характера, эмоционально-волевой сферы, бесконфликтное распределение межличностных ролей.

v Семейно-бытовая совместимость – функциональные особенности брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций

v Физиологическая совместимость

Рассматривая значимость каждого из представленных аспектов совместимости при подготовке молодежи к семейной жизни, считаем необходимым остановиться на характеристике каждого из них.

Духовная совместимость составляет нравственно-психологическую основу супружества. Наиболее значимым элементом духовной совместимости является совместимость ценностных ориентаций. Ценностные ориентации являются показателем общего нравственного развития личности и выполняют роль внутреннего регулятора поведения в семье. Результаты психологических исследований (1, с. 137) свидетельствуют о том, что совместимость ценностных ориентаций супругов оказывает позитивное влияние на степень удовлетворенность браком. Происходит согласование общей направленности и мотивации поведения супругов, что обеспечивает приобщение к духовным и культурным ценностям общества, выход мотивации личности за пределы семейных отношений.

Наиболее значимыми в структуре семейных отношений являются:

v Ценности, связанные с профессиональной деятельностью и повышением профессионального статуса (интересная работа, хорошее положение на работе, образование)

v Духовные, нравственно-психологические ценности семьи (дети, взаимопонимание супругов, уверенности в прочности брака, организация совместного досуга в семье)

v Материально-бытовые ценности (отдельная квартира, материальное благополучие)

v Ценности, существующие независимо от семьи (круг друзей, свобода действий, самостоятельность)

 Духовная совместимость супругов обеспечивает развитие духовного общения, согласованность жизненных позиций, ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Показателем духовной совместимости является духовная гармония представленная во взаимопонимании, во взаимном уважении, в одобрении жизненной позиции партнера.

      Наиболее популярное понимание персональной совместимости отражает оптимальное сочетание личностных особенностей и прежде всего, сочетание типов темперамента часто понятие персональной совместимости заменяется понятием психологической совместимости. Рассматривая персональную совместимость, психологи ориентируются на гипотезу Р.Винча о комплементарности (взаимодополнительности) свойств личности в успешных браках (6). Проведенные исследования (Галкина Т.В., Ольшанский Д.В. и др.) свидетельствуют, что благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями отличаются противоположными темпераментами. Однако, в процессе семейной жизни происходит сглаживание характеристик темперамента (чаще у мужчин) по фенотипу. Что же касается интеллекта, то в системе брачных отношений лучше уживаются супруги со сходным уровнем интеллекта (2).

   В случае психологической несовместимости при длительном контакте возникает невротизация личности. На первом этапе она проявляется в расстройствах настроения (депрессии, раздражительности), а на последующих этапах совместной жизни развивается патология с проявлением невростенических, психопатических, параноидных симптомах, а у мужчин (реже у женщин) может появляться склонность к алкоголизации. Коррекция психологической несовместимости возможна только на первых этапах супружества.

     Семейно-бытовая или семейно-ролевая совместимость обращает нас к вопросам социально-психологического взаимодействия. В психологии выделяют два аспекта семейно-ролевой совместимости: во-первых это согласованность семейных ценностей, а во-вторых согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены.

Преломляясь в сознании личности, функции семьи выступают в виде семейных ценностей, позволяющих четко понимать, для чего существует данная семья. Эти ценности образуют иерархическую шкалу, в которой представлены ценности от самых важных, без которых личность считает семью неполноценной, до самых несущественных. В соответствии с шкалой субъективных ценностей личность выдвигает на первый план ту или иную семейную функцию. Для реализации главных семейных функций человек уделяет больше внимания, энергии, времени. Рассогласование шкал семейных ценностей является причиной семейно-ролевой дисгармонии супругов и приводит к разрушению внутрисемейного взаимодействия. В процессе изучения феномена семейно-ролевой дисгармонии установлено, что рассогласованность семейных ценностей чаще обусловлена различием в воспитании и образовании супругов. По данным А.Н.и Н.Н Обозовых (1, с.129), семейные ценности формируются под влиянием образцов родительской семьи и являются достаточно устойчивыми установками. Человек стремиться построить собственную семью в соответствии с этими установками. Если у супругов возникает рассогласование представлений о семейных ценностях, и они не могут найти компромисс в решении проблем, происходит разрушение внутрисемейных отношений, часто возникают конфликтные ситуации, которые могут привести к разрушению семьи.

        В настоящее время поколение молодых людей, говоря о физиологической совместимости, придает наибольшее значение сексуальной совместимости, полагая, что главное в счастливом браке – это сексуальная совместимость. Чтобы решить вопрос сексуальной совместимости молодые люди часто прибегают к «добрачному эксперименту» или сожительству, который чаще всего не обеспечивает решение проблемы. Известные английские сексологи М.Яффе и Э.Фенвик считают, что секс не проявит свойственную ему связующую силу, если взгляды партнеров на него различаются, если роль сексуальных отношений имеет различное значение для партнеров. По их мнению, сексуальная совместимость это не вопрос техники (достаточно широко распространенная позиция современной молодежи), а процесс взаимной адаптации. Только действительное влечение партнеров друг к другу, их взаимное возбуждающее воздействие смогут обеспечить взаимное удовлетворение (9). Исходя из этого в современной психологической науке делается акцент на решении вопросов психофизиологической совместимости. Психофизиологический контакт выходит за рамки физиологического контакта, проявляясь в различного рода эротических играх (поцелуи, объятия, прикосновения без цели сексуального контакта). Для психофизиологического общения имеют значение не только чисто сексуальные характеристики партнеров (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, внешность партнера. Все это свидетельствует, что причиной физиологической неудовлетворенности партнеров является не сексуальный контакт, а форма эротических игр, проявление заинтересованности, внешность партнера.

  Психофизиологическая дисгармония партнеров может вызывать нарушения сексуальной жизни (физиологический аспект) и эротических контактов (психологический аспект). Разрешение проблем, связанных с проявлением психофизиологической дисгармонии, возможно только при участии квалифицированного сексолога и психолога.

      В рамках подготовки молодежи к семейной жизни, проблема совместимости встает особо остро. Во-первых, это обусловлено тем, что только при наличии всех параметров совместимости, возможно создание счастливой семьи, а во- вторых - решение вопросов, связанных с совместимостью партнеров в семейной жизни, требует специальных знаний в области проблем сексологии и психологии, которые в рамках социального опыта не представлены, а специальная работа в данном аспекте в системе семейного и общественного воспитания отсутствует.

 

· Седьмая проблема исходит из готовности молодых людей к   выполнению социальной роли родительства.

     Социальная роль родительства непосредственно связана с репродуктивной функцией семьи. Роль данной функции возрастает, так как решение демографической проблемы является одним из важнейших направлений обеспечивающих экономическое, политическое, социальное развитие современного общества. Как показывает практика, современные юноши и девушки рассматривают вопрос выполнения родительских функций как проблему сопутствующую семейной жизни, а мотивы реализации родительства не в полной мере осознаются. Иногда, девушки принимают важнейшее для дальнейшей жизни решение стать матерью неосознанно, под влиянием таких мотивов, как «стремление стать взрослой», «поступить наперекор родителям», «сохранить отношения с любимым», «любопытство», «восполнение потребности в любви, из-за недостаточной любви со стороны родителей», «чувство одиночества», «романтическое представление о материнстве» и т.д.. Недаром в жизненном цикле семьи рождение первенца стимулирует развитие кризиса семейных отношений.

    Подготовка молодежи к воспитанию ребенка задача сложная, что обусловлено социальной средой, которая не обеспечивает молодому человеку возможность осознанно воспринимать опыт родительства, а восприятие опыта воспитания ребенка в семье ограничено преобладанием однодетности.

   Исходя их вышесказанного, в рамках подготовки современной молодежи к семейной жизни, особое внимание должно уделяться вопросу подготовки в выполнению социальной роли родительства.

       В психологической науке проблема подготовки молодежи к выполнению родительских функций предполагает:

ü Физическую готовность к реализации родительства;

ü Проявление потребности к реализации родительства;

ü Формирование знаний в области пернатальной и детской психологии;

ü Осознание сущности детско-родительских отношений;

ü Благоприятные экономические условия развития семьи.

   Реализация всех выше представленных направлений подготовки молодежи к семейной жизни предполагает просвещение молодежи по предлагаемым вопросам, анализ социальных ситуаций, отражающих детско-родительские отношения, анализ проблем семейного воспитания ребенка, знакомство с методами семейного воспитания.

   Кроме выделенных направлений подготовки молодежи к семейной жизни, многие психологи обращают внимание на необходимость проявления «способностей к браку». По мнению В.Сысенко (8) «способность к браку» включает в себя:

o умение заботиться о другом человеке;

o  способность активно делать добро;

o  способность сочувствовать, сопереживать, сострадать;

o  умение разделять радости и горести, переживания и неудачи, победы и поражения, находить духовное единение с другим человеком;

o присутствие этической культуры, предполагающей терпение, снисходительность, великодушие, желание принимать другого человека таким, каков он есть;

o  способность к компромиссу;

o умение противостоять изменяющимся обстоятельствам;

o умение подавлять собственный эгоизм.

 

Важным условием подготовки современной молодежи к семейной жизни является правильное определение форм работы с молодежью. Наиболее эффективной формой подготовки молодежи к семейной жизни является клубная работа. Организация клуба по подготовке молодежи к семейной жизни, в первую очередь, предполагает добровольное включение каждого в жизнедеятельность клуба. Исходя из этого, необходимо проводить презентацию основных направлений деятельности клуба. Презентация направлений деятельности клуба может осуществляться в виде рекламных плакатов, отражающих социально значимые для современной молодежи проблемы гендерных отношений, дискуссий по наиболее актуальным проблемам семейной жизни. Важную роль в организации клуба играют индивидуальные консультации профессиональных психологов. Индивидуальное консультирование дает психологу возможность обеспечить понимание значимости поставленного вопроса, стимулировать проявление интереса к вопросам гендерных отношений, семейных проблем.

     Работа клуба по подготовке молодежи к семейной жизни не должна быть однообразной, необходимо использовать средства значимые в жизни молодых людей, где особое внимание обращено к обеспечению максимальной активности членов клуба. Исходя из это, наиболее интересными являются такие формы проведения занятий как дискуссии, ролевые игры, праздники, конкурсы.

      Организация работы по подготовке молодежи к семейной жизни процесс неоднозначный и длительный. Как показывает опыт работы клуба «Семья в контексте современной культуры», организованного в СПбИГО, проявление интереса у молодых людей к вопросам семейной жизни, внутрисемейным отношениям возрастает, что является показателем значимости проблемы подготовки современной молодежи к семейной жизни.

       Используемая литература:

1.  Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005

2. Галкина Т.В., Ольшанский Д.В. «Адаптационная модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы.// Личность в системе общественных отношений. Ч.4 М., 1983

3. Демоскоп Weekly. Демографический еженедельник. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». Центр демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН. 2002, № 69, 77- 78.

4. Диагностика здоровья. Психологический практикум под ред Г.С.Никифорова. СПб., 2007

5. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М.,2005

8. Сысоенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1998.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000

 

 

 

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

А) Основная литература.

 

1. Андреева Т.В.Семейная психология СПб., 2004

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. 5-е издание СПб.,2009

3. Достовалов С.Г.Мальцев Л.В.Воспитание мальчика. Советы психолога Академия М.,2008

4. Диагностика здоровья Психологический практикум Под ред. Г.С.Никифорова Речь СПб., 2007

5. Егидес А. Брак без брака (учебник семейных отношений) М.,2008

6. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений Речь СПб.,2008

4.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. Академия М.,2006

7. Маркова О.Ю. Психология пола и возраста СПб., 2000.

8. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под ред. Н.Н.Посысоева М.,2004

9. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А.,Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов Речь СПб.,2007

10. Петров И.Н. Семейные кризисы: правила компромиссов Феникс., 2008

11. Психология семьи. Хрестоматия Самара., 2002

12.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой М.,2004

13. Психология семейных отношений Под ред. О.А.Шаграевой и А.МСергеева Учебное пособие для студентов вузов Академия М., 2008

14. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие. М., 2005

15. Райгородский Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов.Хрестоматия. Бахрам., Самара 2008

16. Трофимова И.А.Педагогика и психология. Психология брака. Учебное пособие СПб ГТУ 2001

17. Целуйко В.М. Психология современной семьи                                                 М., 2004

18. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений М..2000

19.  Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В. Юстицкис В., Семейная психотерапия. Хрестоматия Речь, 2007

 

Б) Дополнительная литература.

ü Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб., 2005

ü Асимович О. Помощь родителям в воспитании ребенка Беседы с психологом Новосибирск., 2009

ü Берн Ш. Гендерная психология СПб., 2001

ü Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. М.,2001

ü Дивицына Н.Ф. Семьеведение М.,2006

ü Джош МАкдауэл Секрет любви М.,2000

ü Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины СПб, 2002

ü Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия М.,2000

ü Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М.,1999

ü Клауд К. 21 способ сделать семейную жизнь счастливой М., 2007

ü Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка СПб.,2004

ü Леви В. Семейные войны М.,2007

ü Некрасов А.А.Материнская любовь Русь М.,2009

ü Сатир В. Психотерапия семьи – СПб.,2000

ü Свадьба, свадьба …традиции, обряды и сценарпии Автор составитель Линь В.В. М., 2008

ü Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи СПб.,2000

ü Эйдемиллер Э.Г.,Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2006

 

                               ПЛАНЫ

           семинарских и практических занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: