Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор содержания дисциплины обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального образования, целями и задачами данного курса:

· взаимосвязь теоретического и прикладного аспектов изучаемых проблем;

· учет специфики развития и функционирования семьи в современных условиях;

· высокий уровень самостоятельности студентов в овладении отдельными темами курса.

 

                 Тематический план учебных занятий

             по дисциплине «Психология семьи»

                      (очная форма обучения)

 

Семестр Наименование разделов и тем Кол-во лекц. часов Кол-во часов семинарских занятий Кол-во часов самост. работы Итого
9 1.Семья как объект психологического исследования.   4      2   2 8
  2. Типология современной семьи      4      4    4 12
  3. Функционально-ролевая структура семейных отношений   4      2    4 10
  4. Жизненный цикл семьи    4      4    6 14
  5.Психология эмоциональных отношений    4      4    4 12
  6.Проблема половых различий и семейные отношения    4      2    4 10
  7. Подготовка молодежи к семейной жизни    4      4    4 12
  8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка    4      4    4 12
  9. Основы семейного консультирования    2      4    4 10
  10.Диагностика определения проблемного поля семьи    -      4     6 10
           
  Всего часов на дисциплину   34     34    42 110

 

 

            Тематический план учебных занятий

             по дисциплине «Психология семьи»

                (очно-заочная форма обучения)

 

Семестр Наименование разделов и тем Кол-во лекц. часов Кол-во часов семинарских занятий Кол-во часов самост. работы Итого
11 1.Семья как объект психологического исследования.   2      -   4 6
  2. Типология современной семьи   2      -    8  10
  3. Функционально-ролевая структура семейных отношений   2      -    8 10
  4. Жизненный цикл семьи    2      2    10 14
  5.Психология эмоциональных отношений    2      -    8 10
  6.Проблема половых различий и семейные отношения    1      2    8 11
  7. Подготовка молодежи к семейной жизни    1      2    8 11
  8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка    2      2    10 14
  9. Основы семейного консультирования    -      2    8 10
  10.Диагностика определения проблемного поля семьи    -      4     10 14
           
  Всего часов на дисциплину   14     14     82 110

 

 

              

          Тематический план учебных занятий

             по дисциплине «Психология семьи»

                (заочная форма обучения)

 

Семестр Наименование разделов и тем Кол-во лекц. часов Кол-во часов семинарских занятий Кол-во часов самост. работы Итого
11 1.Семья как объект психологического исследования.   2      -   6 8
  2. Типология современной семьи   2      -    10 12
  3. Функционально-ролевая структура семейных отношений   2      -    10 12
  4. Жизненный цикл семьи    2      -    10 12
  5.Психология эмоциональных отношений    2      -    10 12
  6.Проблема половых различий и семейные отношения    -      -    10 10
  7. Подготовка молодежи к семейной жизни    -      -    10 10
  8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка    2      -    10 12
  9. Основы семейного консультирования    -      -    10 10
  10.Диагностика определения проблемного поля семьи    -      -     12 12
           
  Всего часов на дисциплину   12     -    98 110

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                       

 Тема 1. Семья как объект психологического исследования.

     Психологическое понятие «семья». Семья как пространство жизнедеятельности. Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социальный институт. Социально-демографические проблемы семьи. Семья как малая группа.

 

Тема 2. Типология современной семьи.

    Классификация типов семейно-брачных отношений. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи. Правовые основы семейно-брачных отношений. Модели современной семьи.

 

Тема 3. Функционально-ролевая структура семейных отношений.

Реализация индивидуальных понятий в браке. Функции семьи: традиционные и современные. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Деформация семейных отношений.

 

Тема 4. Жизненный цикл семьи.

Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла. Динамика семейных отношений. Период ухаживания. Молодая семья. Пожилой человек и семья. Задачи развития семьи. Стадии родительства.

 

Тема 5. Психология эмоциональных отношений.

 Симпатия. Механизмы развития симпатии. Любовь: типы, источники, стили. Теории любви (Стернберг Р., Кемпер Т., Каслер Л., Фромм Э.) их сущность

Социально- психологический климат в семье. Супружеские конфликты, причины их возникновения. Тактика разрешения супружеских конфликтов. Ревность. Супружеские измены.

 

Тема 6. Проблема половых различий и семейные отношения.

Половые различия. Проблема отношения полов. Гендерные исследования. Стадии психосексуального развития ребенка.

Психологические механизмы половой социализации.

 

Тема 7. Подготовка молодежи к семейной жизни.

Половое воспитание. Готовность к браку. Теории выбора брачного партнера. Мотивы вступления в брак. Добрачная образовательно-операционная подготовка молодежи. Факторы психологической зрелости личности во внутрисемейных отношениях.

 

Тема 8. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.

Психолого-педагогические проблемы воспитания ребенка в современной семье. Типы семейного воспитания. Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера. Родительские директивы. Роли ребенка в семье. Материнская депривация. Психологические и механизмы предотвращения невротизации личности ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.

 

 

Тема 9. Основы семейного консультирования.

 

Основные принципы консультирования семьи. Психодинамическая модель. Поведенческая модель. Системный подход. Модель основанная на опыте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: