Отбор содержания дисциплины обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального образования, целями и задачами данного курса:
· взаимосвязь теоретического и прикладного аспектов изучаемых проблем;
· учет специфики развития и функционирования семьи в современных условиях;
· высокий уровень самостоятельности студентов в овладении отдельными темами курса.
Тематический план учебных занятий
по дисциплине «Психология семьи»
(очная форма обучения)
Семестр | Наименование разделов и тем | Кол-во лекц. часов | Кол-во часов семинарских занятий | Кол-во часов самост. работы | Итого |
9 | 1.Семья как объект психологического исследования. | 4 | 2 | 2 | 8 |
2. Типология современной семьи | 4 | 4 | 4 | 12 | |
3. Функционально-ролевая структура семейных отношений | 4 | 2 | 4 | 10 | |
4. Жизненный цикл семьи | 4 | 4 | 6 | 14 | |
5.Психология эмоциональных отношений | 4 | 4 | 4 | 12 | |
6.Проблема половых различий и семейные отношения | 4 | 2 | 4 | 10 | |
7. Подготовка молодежи к семейной жизни | 4 | 4 | 4 | 12 | |
8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка | 4 | 4 | 4 | 12 | |
9. Основы семейного консультирования | 2 | 4 | 4 | 10 | |
10.Диагностика определения проблемного поля семьи | - | 4 | 6 | 10 | |
Всего часов на дисциплину | 34 | 34 | 42 | 110 |
Тематический план учебных занятий
по дисциплине «Психология семьи»
(очно-заочная форма обучения)
Семестр | Наименование разделов и тем | Кол-во лекц. часов | Кол-во часов семинарских занятий | Кол-во часов самост. работы | Итого |
11 | 1.Семья как объект психологического исследования. | 2 | - | 4 | 6 |
2. Типология современной семьи | 2 | - | 8 | 10 | |
3. Функционально-ролевая структура семейных отношений | 2 | - | 8 | 10 | |
4. Жизненный цикл семьи | 2 | 2 | 10 | 14 | |
5.Психология эмоциональных отношений | 2 | - | 8 | 10 | |
6.Проблема половых различий и семейные отношения | 1 | 2 | 8 | 11 | |
7. Подготовка молодежи к семейной жизни | 1 | 2 | 8 | 11 | |
8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка | 2 | 2 | 10 | 14 | |
9. Основы семейного консультирования | - | 2 | 8 | 10 | |
10.Диагностика определения проблемного поля семьи | - | 4 | 10 | 14 | |
Всего часов на дисциплину | 14 | 14 | 82 | 110 |
Тематический план учебных занятий
по дисциплине «Психология семьи»
(заочная форма обучения)
Семестр | Наименование разделов и тем | Кол-во лекц. часов | Кол-во часов семинарских занятий | Кол-во часов самост. работы | Итого |
11 | 1.Семья как объект психологического исследования. | 2 | - | 6 | 8 |
2. Типология современной семьи | 2 | - | 10 | 12 | |
3. Функционально-ролевая структура семейных отношений | 2 | - | 10 | 12 | |
4. Жизненный цикл семьи | 2 | - | 10 | 12 | |
5.Психология эмоциональных отношений | 2 | - | 10 | 12 | |
6.Проблема половых различий и семейные отношения | - | - | 10 | 10 | |
7. Подготовка молодежи к семейной жизни | - | - | 10 | 10 | |
8.Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка | 2 | - | 10 | 12 | |
9. Основы семейного консультирования | - | - | 10 | 10 | |
10.Диагностика определения проблемного поля семьи | - | - | 12 | 12 | |
Всего часов на дисциплину | 12 | - | 98 | 110 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Семья как объект психологического исследования.
Психологическое понятие «семья». Семья как пространство жизнедеятельности. Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социальный институт. Социально-демографические проблемы семьи. Семья как малая группа.
Тема 2. Типология современной семьи.
Классификация типов семейно-брачных отношений. Этнические и конфессиональные особенности современной семьи. Правовые основы семейно-брачных отношений. Модели современной семьи.
Тема 3. Функционально-ролевая структура семейных отношений.
Реализация индивидуальных понятий в браке. Функции семьи: традиционные и современные. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура. Деформация семейных отношений.
Тема 4. Жизненный цикл семьи.
Определение понятия «жизненный цикл семьи». Стадии жизненного цикла. Динамика семейных отношений. Период ухаживания. Молодая семья. Пожилой человек и семья. Задачи развития семьи. Стадии родительства.
Тема 5. Психология эмоциональных отношений.
Симпатия. Механизмы развития симпатии. Любовь: типы, источники, стили. Теории любви (Стернберг Р., Кемпер Т., Каслер Л., Фромм Э.) их сущность
Социально- психологический климат в семье. Супружеские конфликты, причины их возникновения. Тактика разрешения супружеских конфликтов. Ревность. Супружеские измены.
Тема 6. Проблема половых различий и семейные отношения.
Половые различия. Проблема отношения полов. Гендерные исследования. Стадии психосексуального развития ребенка.
Психологические механизмы половой социализации.
Тема 7. Подготовка молодежи к семейной жизни.
Половое воспитание. Готовность к браку. Теории выбора брачного партнера. Мотивы вступления в брак. Добрачная образовательно-операционная подготовка молодежи. Факторы психологической зрелости личности во внутрисемейных отношениях.
Тема 8. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка.
Психолого-педагогические проблемы воспитания ребенка в современной семье. Типы семейного воспитания. Взаимосвязь типов воспитания и типов акцентуации характера. Родительские директивы. Роли ребенка в семье. Материнская депривация. Психологические и механизмы предотвращения невротизации личности ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.
Тема 9. Основы семейного консультирования.
Основные принципы консультирования семьи. Психодинамическая модель. Поведенческая модель. Системный подход. Модель основанная на опыте.