39. Папа не имеет голоса в семье
40. Во всем вторит маме, даже если она не права
41. Опасаясь гнева жены, он не может встать на сторону ребенка и оказать ему помощь
Отсутствие отца – это проблема не столько демографическая, но и психологическая, нравственная.
1. Дети выросшие без отцов имеют более высокий уровень тревожности и низкий уровень притязаний
2. Осложнен процесс усвоения половых ролей. Если в семье нет мужчины, это отрицательно сказывается и на мальчика и на девочку.
- У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен – это повлияет на ее семейные ожидания.
- У мальчика проявляется феминность, чрезмерная опека подавляет его, в своих поступках и действиях он не решителен, беспокойный.
4 вопрос - Социальные роли бабушки и дедушки и их влияние на воспитание ребенка в семье.
Социально- психологическими исследованиями установлено: помощь старшего поколения оказывает благоприятное воздействие на рост семьи.
К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек «ПРИРОДНЫМИ РУССКИМИ ПЕДАГОГАМИ» их отношения лишены расчета.
|
|
Участие прародителей сопряжено с разными противоречиями:
v Трения между поколениями. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где скорость развития невелика можно говорить о полной преемственности поколений. Или, если скорость социального развития велика – разногласия в решении проблем воспитания выше.
v Недовольство молодыми родителями
v Помощь родителям
v Желание играть главенствующую роль (в сложных семьях)
v Желание повысить активность молодых в домашнем хозяйстве
v Неудовлетворенность в выборе партнера для семейной жизни.
v Разногласия в воспитательных методах
v Не хотят тратить силы на хлопоты с малышами (очень молодые бабушка и дедушка или очень старые бабушка и дедушка)
ВСЕ ЭТИ ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИВОДЯТ: - конфликтам, разрушают отношения молодых супругов; - негативно влияют на внуков.
Бабушка и дедушка сильнее переживают неблагополучие (часто кажущееся) своих детей, оказывают влияние на изменение отношений. Логика рассуждения: Дочь несчастна – плохой супруг, не достоин быть отцом.
Все это - явления, характеризующие не достаточный уровень культуры семьи.
- В такой семье и бабушки и дедушки, как правило, не станут объектом заботы со стороны детей и внуков.
- Вырастая – внуки начинают осознавать, что мешало их безоблачному счастливому детству и платят за любовь бабушке и дедушке «черной неблагодарности»
Бабушки и дедушки склонны баловать своих внуков, оберегать от любых трудностей. (родители готовят детей к жизни, а бабушки и дедушки хотят видеть своих внуков счастливыми, скрывают их шалости и проступки.)
|
|
Среди современных бабушек и дедушек много таких, которые переоценивают свой педагогический опыт и авторитет. Они с трудом понимают те требования, которые предъявляет к семейному воспитанию современная жизнь. –
Все это создает систему отрицательных влияний.
КАК РЕШАТЬ ВОЗНИКАЮЩУЮ ПРОБЛЕМУ.
· Целесообразно все возникающие проблемы и промахи обсуждать в ходе доверительной беседы на «семейных советах» Главное добиться осознания цели всеми участниками воспитательного процесса.
· Школа должна помогать в решении проблемы, но только избирая правильные пути взаимодействия семьей. Вторгаться в семейные отношения недопустимо. (Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей является создание дискуссионных клубов,, где одной из важных проблем будет проблема участия прародителей в воспитании детей.)
· Вообще проблема и взаимодействия с семьей одна из самых трудных проблем в деятельности педагога и психолога.
В зависимости от характера отношений можно выделить типы современных бабушек.
Тип – «Бабушка – жертва».
9. Отказывается от личной жизни ради внуков
10. Взваливает на себя все заботы по дому
11. Всегда в спешке, неудовлетворенна результатом
12. Постоянная тревога
Тип «Бабушка – соперница»
ü Неплохо организует собственную жизнь, оставляя право на досуг и развлечение
ü Может забрать к себе внуков на выходной раз в неделю, согласна отпустить родителей в кино, театр
ü Позволяет себе критику в адрес невестки или зятя
ü Соперничает с ними как в вопросах воспитания, так и в вопросах ведения хозяйства.
Тип -«Гармоничная бабушка»
o Внуки для нее безмерная и безграничная радость
o Внутренне человек самостоятельный и свободный
o Умеет обращаться с внуками заинтересованно
o Эмоциональная связь между бабушкой и внуками тесная и строится на основе обоюдной заинтересованности.
o С одной стороны, принимает ребенка с его жаждой знаний и потребностью все понять, а с другой стороны – это бабушка способная откликаться на бесконечные просьбы, вопросы (от которых часто отмахиваются вечно спешащие родители)
ЧТО КАСАЕТСЯ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ ДЕДУШКИ:
Мужчина далеко не всегда и не сразу начинает испытывать привязанность к внукам.
Чувство возникает постепенно, т.к. овладеть новой социальной ролью сразу для мужчины трудно. Часто на первом этапе проявляется внешняя эмоциональная реакция «Я- дед!» У меня есть внук- внучка!» - Это еще не есть принятие социальной роли.
На втором этапе возникает желание дать внукам то, что не смог дать детям (конструирование, прогулки и т.д) Приучение к хозяйству, труду, организация совместной деятельности, создание образа «незаменимого помощника»
Социальный опыт отношений с внуками постепенно влияет на эмоциональный фон поведения – мы видим влюбленный взгляд
Дедушка осуществляет, реализует линию мужского воспитания ребенка.
Тема 1: Общие основы семейного психологического
консультирования.
Основные вопросы:
ü Цели и задачи семейного психологического консультирования.
ü Стадии процесса семейного консультирования
ü Современные подходы к семейному консультированию.
ü Принципы семейного консультирования.
ü Технология консультативной беседы.