Психолог использует не готовые , ранее разработанные рекомендации, а вырабатывает их в собственном поиске с клиентом

РЕЗУЛЬТАТ:

· Возникает чувство субъективности, уверенности в себе

· Овладение продуктивности способами выхода из проблемных ситуаций. (В результате концепций Боуэн использует представления о жизненном цикле семьи, национальные особенности клиентов)

Ø СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД – структурная семейная психотерапия С.Минухина. Семья рассматривается как система, но работа с семьей четко структурирована:

          В основе лежат 3 аксиомы:

· 1-я - Осуществляя психологическую помощь семье, принимаем в расчет всю семью (каждый член семьи рассматривается как подсистема)

· 2-я – Психологическая помощь семье изменяет структуру семьи, и приводит к изменению поведения каждого

· 3- я - работая с семьей психолог присоединяется к ней – возникает ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

 

   - Семья - дифференцированная система – члены семьи = подсистема (детская, родительская, супружеская

- Каждая подсистема предъявляет к своим членам требования

- Каждая подсистема требует определенной степени свободы и автономии.

 

7. ГРАНИЦЫ СЕМЕЙНЫХ ПОДСИСТЕМ:

 

     Выделяется 2 типа нарушения границ:

 

1 тип нарушения границ подсистемы:

                    - спутанность

               - нечеткость

               - размытость

2 тип нарушения границ подсистемы:

- излишняя закрытость, приводящая к разобщению

(например: 1. размытость границ между матерью и ребенком, приводит к отчуждению отца. = в результате функционируют две разобщенные подсистемы «мать – ребенок» -----«отец» возникает угроза развода.

Семья с разобщающимися границами – нарушена способность к формированию семейного «МЫ» - нарушение доверия

                                                   - отсутствие тепла

                                                 - отсутствие поддержки

Спутанная семья – быстро реагирует на любые изменения:

         - происходит зажжение друг друга настроением

Безучастная семья – преобладает отчуждение «Ребенок не чувствует любви, заботы» все заняты = каждый своим.

«У НАС НИКОМУ НЕТ НИ ДО КОГО ДЕЛА»

8. ЗАДАЧА ПСИХОЛОГА:

· Осознание и преодоление неадекватности в семейных отношениях

· Осознание и построение границ в рамках системы семьи

 

1. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ: (по системе С.Минухина) Психологу необходимо на время войти в семью (как бы стать ее членом)

7 категорий действий психолога:

1. Актуализация семейных моделей взаимодействия

2. Установление и разметка границ

3. Эскалация стресса

4. Поручение заданий

5. Использованиме симптомов

6. Стимулиция настроения

7. Поддержка, обучение и руководств

 

o СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ ( Дж.Хейли, К.Маданес, П.Вацлавик, Л.Хоффман)

ЗАДАЧА: Формирование ответственности у членов семьи друг за друга.

Вариант семейной психотерапии (разработан в Миланской школе)

 Решение поставленной задачи осуществляется за счет выявления и преобразования бессознательных «правил игры», которые создают семейное неблагополучие.

(У членов семьи может существовать ошибочное представление о том, что межличностные отношения могут регулироваться с одной стороны, членами семьи. Этими отношениями можно манипулировать.

   Это суждение неправомерно. НЕОБХОДИМО:

· Формирование ответственности предполагает диагностику причин делающих семью нездоровой.

· Психолог должен оказать помощь в осмыслении этих причин.

· Выработать продуктивные способы взаимодействия.

 

Решая проблему нарушения семейного взаимодействия необходимо обратить внимание еще на один конструкт «В основе семейных противоречий лежит бессознательная борьба за власть и влияние, конкуренция и соперничество

Психолог работает над созданием баланса в отношениях.

 

o ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ( Аккерман Н., К Сэджер)

 КОГНИТИВНО _ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД ( Р. Дрейкус, Д.Эллис)

 

Опыт в рамках этих подходов позволил выделить 3 группы консультантов по проблемам семейного консультирования:

 

v   1 – я группа «Ведущие терапевты». Главная черта – АВТОРИТАРИЗМ. Психолог предлагает эталон поведения. В результате снижается самостоятельность клиента (Иногда «родительская» позиция консультанта нужна это происходит в случае, когда клиент отражает позицию «испуганного ребенка»

v 2 – я группа – «Реагирующие». Позиция психолога – втянуть себя в ситуацию, представить реакции (в основе психоаналитический подход)  В этом случае психолог, с одной стороны, идентифицирует себя с клиентом, а с другой, - отстраняется от него Эти две стороны чередуются.

v 3-я группа «Чистильщики систем» - стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья.

- Консультант противостоит неправильному поведению

Заставляет отказаться от патологических форм поведения (Вирджиния Сатир)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: