Анализ средней величины и нормы маржинального дохода

 

Показатели

Предыдущий

период

Текущий период

Откло-

нение

(+/-),

тыс.руб.

Темп роста,

%

сумма, тыс.руб.,  % структура, % сумма, тыс.руб. структура, %
1.Затраты на производство в том числе:   487 017,90   100,00   624 331,89   100,00   +137 313,99   128,19
1.1 переменные 417 663,00 85,76 527 618,00 84,51 +109 955,00 126,33
1.2 постоянные 69 354,90 14,24 96 713,89 15,49 +27 358,99 139,45
2.Объем производства товаров 515 394,90 - 652 848,56 - +137 453,66   126,67
3.Объем продаж 506 780,10   - 638 460,55 - +131 680,45 125,98
4.Маржинальный доход(п.3 - п.1.1) 89 117,10 - 110 842,55 - +21 725,45 124,38
5. Прибыль(п.4 - п.1.2) 19 762,20 - 14 128,66 - -5 633,54 71,49
6. Объем выпуска, шт. 36 484,20 - 39 339,30 - +2 855,10 107,83
7. Средняя величина маржинального дохода(п.4./ п.6) 2,4426 - 2,8176 - 0,375 115,35
8. Норма маржинального дохода((п.4 /п.3)*100), % 17,5850 - 17,3609 - -0,2241 98,73

Очевидно увеличение как постоянных, так и переменных затрат, что обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема производства составляют 126,67% за период, а постоянных затрат – 139,45%. Средняя величина маржинального дохода увеличилась на 15,35%, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода снизилась на 1,27%, и это показывает, что доля средней величины маржинального дохода в цене товара снизилась.

 

Теперь составим комплексный график «затраты-объем-прибыль» для графического нахождения точки безубыточности. (Приложение № 2)

Чтобы нанести на график линию переменных расходов, выбираем объем производства 39 339,30 шт. и точку расходов, соответствующую данному объекту: 527 618,69 руб. (точка А).

Чтобы нанести постоянные расходы, отметим на вертикальной оси точку, соответствующую 96 713,89 руб. (точка В), также отложим 96 713,89 руб. от 527 618,69 руб. (точка С). Используя эти две точки, начертим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму расходов.

Чтобы нанести на график линию выручки, возьмем опять объем производства 39 339,30 шт. и нанесем точку Д, полученную от умножения цены за единицу на объем (16,23 руб. х 39 339,3 шт. = 638 460,55 руб.). Проведем линию выручки через точки Д и О.

Критическая точка (мертвая точка или точка перелома) образуется от пересечения линии выручки (ОД) и линии суммарных расходов (ВС).

Обратите внимание, что на графике видна область прибыли и убытков при различных вариантах объема. Достоверность картины в каждом отдельном случае зависит от точности изображения линий.

Заметьте, что выручка и переменные расходы изменяются прямо пропорционально относительно физического объема, в то время как постоянные расходы неизменны при любом объеме.

 

Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) методом уравнений воспользуемся формулами (1) и (2).

.

(638 460,55 – 527 618,00 – 96 713,89 = 14 128,66)

(16,2296 *39 339,3)-(13,412*39 339,3)-96 713,89 = 14 128,66

 

Таблица 2

Показатели, характеризующие выпуск товара

 

Показатели

Объем (производства)

39 339,3 шт.

всего на единицу
Объем продаж, тыс.руб. 638 460,55 16,2296
Переменные затраты, тыс.руб. 527 618,00 13,412
Маржинальный доход, тыс.руб. 110 842,55 2,8176
Постоянные затраты, тыс.руб. 96 713,89 -
Прибыль, тыс.руб. 14 128,66   -

 

В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при условии равенства продаж и суммы переменных и постоянных затрат.

16,2296Х = 13,412Х+96 713,89

2,8176Х = 96 713,89

Х = 34 324,92

где х - точка безубыточности;

16,23 - цена единицы продукции, тыс.руб.

13,41 - переменные затраты на единицу продукции, тыс.руб.;

96 713,89 - общая сумма постоянных затрат, тыс.руб.

Как видно из приведенного примера, безубыточность продаж товара достигается при объеме 34 324,92 штука.

Точку безубыточности (пороговый объем продаж) можно рассчитать также в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

16,2296Х=16,2296*34 324,92=557 079,72

Для нашего расчета маржинальный запас прочности по товару составляет:

 ((638 460,55 – 557 079,72) / 638 460,55)*100% = 12,75 %

Значение маржинального запаса прочности 12,75% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее, чем на 12,75%, то организация будет получать прибыль, если более, чем на 12,75%окажется в убытке.

В нашем случае цена безубыточности единицы изделия равна 14,16 руб. (557 079,72 руб. / 39 339,3 шт.).

Таблица 3

Данные для расчета эффекта производственного левериджа.

 

Показатели Значение
1.Объем продаж, тыс.руб. 638 460,55
2.Переменные затраты, тыс.руб. 527 618,00
3. Маржинальный доход, тыс.руб. (п. 1 - п. 2) 110 842,55
4. Постоянные затраты, тыс.руб. 96 713,89
5. Прибыль, тыс.руб. (п.3 - п.4) 14 128,66
6. Объем продаж, шт   39 339,3
7. Цена за единицу, тыс.руб. 16,2296
8. Эффект производственного левериджа (п.3/п.5) 7,85

 

Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема продаж, а также определим точку безубыточной продажи. Для нашего примера эффект производственного левериджа составляет 7,85 единиц 110 842,55 / 14 128,66. Это означает, что при снижении объема продаж организации на 1 % прибыль сократится на 7,85%, а при снижении объема продаж на 12,75% мы достигнем порога рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Предположим, что объем продаж сократится на 10 % и составит 574 614,50 (638 460,55-638 460,55*10/100). В этих условиях прибыль организации сократится на 78,5% (10*7,85%) и составит 3 037,66 тыс.руб. (14 128,66 – 14128,66*78,5/100).

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию организации в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

- цены и объема продаж;

- переменных и постоянных затрат;

- комбинации любых перечисленных факторов.

 

Рассмотрим влияние каждого фактора на эффект производственного левериджа на основе вышеприведенного примера.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: