Рентабельность основных видов продукции

Основные виды продукции Объем товарной (реализованной) продукции Qтп, тыс. руб. Цена (Ц), руб. Себестоимость единицы продук-ции (С), руб. При-быль (П), руб. Рента-бель-ность, (Р) %
1 2 3 4 6 7
1. Продукция лесозаготовок, всего 5807,6       38,7
в том числе: - фанерное сырье 3822,7 250-00 230-00 20-00 52,2
- технологическое сырье 118,1 136-50 75-0 61-50 82,0
- телеграфные столбы 371,0 530-00 480-50 49-50 10,3
- вагонная, рудстойка и проч. 251,2 167-60   95-30 72-30 75,9
- балансы еловые 45,2 260-00 180-00 80-00 44,4
- сосновые  163,2 220-00 165-00 55-00 33,3
- березовые 775,0 165-00 93-70 71-30 76,1
Итого деловая древесина 5546,4        
Дрова топливные 243,5 90-00 63-00 27-00 42,9
Отходы 17,7 7-50 6-50 1-00 15,4
2. Продукция лесопиления          
пиломатериалы, всего 23636,8        
в том числе: - пиломатериалы хвойные обрезные 22271,6 1238-00 997-00 241-00 24,2
- пиломатериалы хвойные н/о 92,8 851-34 760-00 91-34 12,0
- пиломатериалы лиственные н/о 124,8 372-77 163-20 209-57 128,4
- пиломатериалы строганные 1147,6 1644-18 1100-00 544-18 49,5
3. Прочие производства 492,8        
- горбыль деловой. 342,5 105-00 85-00 20-00 23,5
- щепа 150,3 82-00 53-60 28-40 53,0

 

 

Продукция Вязниковского ЛПХ в целом является конкурентоспособной уже на стадии производства (затраты на 1 руб. товарной продукции составляют 0,79 руб.). Только производство необрезных пиломатериалов отчетном году было убыточным на стадии производства, затраты на руб. товарной продукции составили 1,1руб. На предприятии большой удельный вес занимают необоснованно высоки цеховые и общехозяйственные расходы и затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

В отчетном году производство лиственных необрезных пиломатериалов стало высоко рентабельным - 128,4%. Наиболее прибыльная продукция – строганные пиломатериалы (прибыль с единицы продукции 544,18 руб.).

Анализ выполнения плана по производству показал, что план недовыполнен по всем сортиментам, кроме пиловочника лиственного и щепы (план перевыполнен на 15,8% и 4,1% соответственно). Следует отметить, что за последние три года остатки готовой продукции не возрастали, так как вся произведенная продукция полностью реализовывалась. Это говорит о том, что продукция ОАО «Вязниковский ЛПХ» конкурентоспособна и что леспромхоз ориентируется на потребителей и поэтому устанавливает цены на продукцию, соответствующие покупательной способности предприятий и населения.

      В отчетном году произошло снижение прибыли от реализации. На прибыль от реализации негативно повлияло увеличение производственной себестоимости, она уменьшила прибыльна 1228т.руб. на балансовую прибыль отрицательно повлияло снижение прибыли от операций финансового характера. снижение составило 883,5т.руб.

 

 

Анализ производства и реализации продукции

В условиях неограниченного спроса и ограниченных производственных возможностей объем производства продукции определяет объем продаж. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции уже не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

     Так как на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия влияют темпы роста объема производства и реализации продукции, то анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

·  оценка динамики производства и реализации продукции;

· определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Анализ начинается с изучения сортиментного плана с 2000 по 2002 год. Для изучения динамики объема выпуска за ряд лет используются абсолютные и относительные данные о продукции.

Таблица 3.5

Анализ сортиментного плана ОАО «Вязниковский ЛПХ»

Вид сортиментов

2000г.

2001г.

2002г.

Темп роста %

М3 % М3 % М3 %
Пиловочник 34449 37,1 36550 38,6 29117 37,8 79,7
Пиловочник хвойный 31720 34,1 33066 34,9 27727 36,0 83,9
Еловый 2444 2,6 2966 3,1 1445 1,9 48,7
Сосновый 29276 31,5 30100 31,8 26282 34,1 87,3
Пиловочник лиственный 2729 2,9 3484 3,9 1390 1,8 39,9
Березовый 1616 1,7 2512 2,7 285 0,4 11,4
Осиновый 1113 1,2 972 1,0 1105 1,4 113,7
Балансы 7624 8,2 9495 10,0 5613 7,3 59,1
Еловые 1146 1,2 1113 1,2 174 0,2 15,6
Сосновые 815 0,9 1763 1,9 742 1,0 42,1
Березовые 5663 6,1 6619 7,0 4697 6,1 71,0
Вагонная, рудстойка и прочие 1035 1,1 692 0,7 1499 1,9 216,6
Телеграфные столбы 78 0,9 796 0,8 700 0,9 88,0
Фанерное сырье 9488 10,2 9787 10,3 10922 14,2 111,6
Итого круглые лесоматериалы 52674 56,7 57320 60,5 47851 62,1 83,5
Тех сырье 2783 3,6 2747 2,9 2698 3,5 98,2
Дрова 3352 3,6 4915 5,2 2705 3,5 55,0
Объем заготовок 58809 63,3 64982 68,6 53254 69,1 82,0

 

 

Анализ сортиментного плана показал снижение объемов заготовок древесины в отчетном году по сравнению с 2001г. на 18,0%. Уменьшился объем круглых лесоматериалов на 16,5%. Наибольший удельный вес среди них занимает пиловочник хвойный 27727 м3 (58,0%), заготовка которого по сравнению с 2001г уменьшилась на 16,1%. Также в 2002г. произошел спад производства деловых сортиментов (пиловочника лиственного на 61,1 %; балансов еловых на 84,4 %; балансов сосновых на 58,0%; балансов березовых на 29,0%); а производство фанерного сырья выросло на 11,6%. В общем же наблюдается снижение объемов производства в 2001 г. по сравнению с 2001 г. на 18,0%.

Итак, 62,1% объема вывозки приходится на круглые лесоматериалы. Основной удельный вес среди них занимает пиловочник -37,8% или 29117м3 и балансы - 7,3% или 5613 м3. Снижение объемов связано со структурой спроса на данные виды продукции.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска предприятие должно учитывать, с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает:

· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции или планируемой к выпуску продукции;

· изучение жизненного цикла изделий на рынках и своевременное внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически
неэффективных изделий;

· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Рассмотрим выполнение плана выпуска продукции в «Вязниковском ЛПХ » по ассортименту (табл. 3.6). В данной таблице приведены плановые и фактические данные о выполнении плана по основным видам продукции, а также проценты выполнения или перевыполнения плана по продукции. Следует обратить внимание на изменение структуры производства продукции, оказывающее большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, себестоимость товарной продукции, прибыль и рентабельность.

Проанализировав приведенные в таблице данные, можно сделать следующие выводы: план по производству продукции выполнен на 80,9 %: планировалось произвести 95390 м3 , а фактически произведено 77182 м3. Это связано с тем, что план недовыполнен по большинству сортиментов. Выполнение плана менее, чем на 50% наблюдается у следующих сортиментов: балансы хвойные – 20,4%; пиломатериалы хвойные необрезные – 9,9%, пиломатериалы лиственные необрезные – 40%.  Перевыполнение плана на 4,1% наблюдается лишь по производству пиловочника лиственного и щепе. План выполнен на 100% по следующим видам сортиментов: телеграфные столбы, отходы и пиломатериалы строганные.

 Нарушение плановой структуры ассортимента продукции в отдельных случаях вызвано стремлением повысить эффективность работы предприятия за счет выпуска более выгодных видов продукции. В данных условиях и на данном предприятии это предположение подтверждается, так как рентабельность пиломатериалов лиственных 128,4%, щепы – 52,9%.

В условиях рыночной экономики первостепенное значение приобретает такой показатель, как объем реализации продукции. От него зависит объем производства. Реализация продукции оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятия, состояние оборотных средств, платежи в бюджет.                                                  

 


Таблица 3.6

Выполнение плана по ассортименту                                                             в ОАО «Вязниковский ЛПХ»

Вид продукции По плану Фактически выпущено Абсол. откл. +/- Выпол –нение плана, %
1. Продукция лесозаготовок, м3 66000 53257 -12,7 80,7
в том числе: - пиловочник хвойный   33000   27730   -5,3 84,0
- пиловочник лиственный 1200 1390 0,2 115,8
- балансы хвойные 4500 916 -3,6 20,4
- балансы березовые 6400 4697 -1,7 73,4
- вагонная, рудничная стойка 2200 1499 -0,7 68,1
- телеграфные столбы - 700 0,7 -
Фанерное сырье 11500 10922 -1,3 70,9
Технологическое сырье 3800 2698 -1,1 71,0
Дрова 3400 2705 -0,7 79,6
Отходы - 2361 2,4 -
2. Пиломатериалы, м3 24100 18997 -5,1 78,8
в том числе: - пиломатериалы строганные - 698 +0,7 -
- пиломатериалы хвойные н/о 1100 109 -1,0 9,9
- пиломатериалы лиственные н/о 500 200 -0,3 40,0
- пиломатериалы хвойные обрезные 22500 17990 -4,5 79,9
3. Прочие производства, м3 5290 4928 -0,4 93,2
- горбыль деловой 3690 3262 -0,4 88,4
- щепа 1600 1666 0,1 104,1
ВСЕГО 95390 77182 -18,2 80,9

 

 

Проанализировать объем реализации продукции следует как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Из табл. 3.7 видно, что за отчетный год объемы реализованной продукции равны объемам товарной продукции, то есть предприятие продает всю производимую продукцию без остатков.

Таблица 3.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: