Тема: Классическая Греческая философия

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)

Методические рекомендации по философии

Для самостоятельной работы студентов

Составитель:

Старший преподаватель

Кафедры философии

Скрыльникова Е.М.

Владивосток 2009

 


 

 

Цель методических рекомендаций:

Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь студенту в наиболее полной мере подготовиться к семинарским занятиям.

 

 

Задачи:

I. Структурировать работу студента по изучению и освоению философских произведений, изучаемых на семинарских занятиях путем:

1. изложения основной темы или проблемы рассматриваемой в произведении;

2.изложения основных вопросов, на которые студент должен найти ответ в процессе чтения текста;

3. определения главного «тезиса», который высказывает автор текста.

 

II. Мотивировать студента на формулирование и изложение собственной точки зрения на вопросы, обсуждаемые на семинарском занятии.

 

 

Самостоятельная работа студента включает в себя:

1. Чтение философских текстов и учебной литературы.

2. Анализ структуры текста.

3. Вычленение основных вопросов, обсуждаемых в тексте.

4. Анализ основной проблемы, изложенной в произведении.

5. Формулирование и изложение аргументированного взгляда на проблему анализируемого текста.

6. Умение вскрывать противоречия в философских трактатах.

7. Подготовку к дискуссии по вопросам произведения.

8. Знакомство с философской терминологией.

 

 


Система перевода в пятибалльную шкалу

 

Отлично 80-100 баллов
Хорошо 70-79 баллов
Удовлетворительно 60-69 баллов
Неудовлетворительно Менее 60 баллов

 

 

Посещение семинарского занятия (без участия в дискуссии) оценивается в 0,5 баллов, экзамен – от 0 до 30 баллов.

 

 

Для допуска к зачету или экзамену студент должен иметь не менее 30 баллов.

 

Список семинарских занятий.

 

Тема семинарского занятия Количество часов
1. Сущность и роль философского знания. 2
2. Классическая греческая философия 2
3. Средневековая философия 2
4. Философия Нового времени 2
5. Русская философия. 2
6. Иррационализм конца XIX века. Экзистенциализм. 2
7. Философское значение психоанализа. 2
8. Проблема смысла жизни в философских произведениях ХХ века. Отношение к проблеме самоубийства в разных культурах. 2

Итого:

16

 

Список семинарских занятий.

 

Семинар № 1.

Тема: Сущность и роль философии. Предмет философского знания.

 

 

Ключевые слова:

Натурфилософия; гилозоизм; космоцентризм; мировоззрение; онтология; гносеология; атом; Архэ.

 

Наименование вопроса Максимальное количество баллов
1. Происхождение философского знания. Причины возникновения философии. Основное содержание вопроса: 1. Где и когда возникает первая философия? 2. Как философия связана с мифологией и религией? 3. Назовите основные исторические, культурные, географические и др. причины возникновения философии в Греции? 4. Чем Греческая философия отличается от восточной философии? 5. Чем занимались первые философы и как называлась первая философия? 1
2.Функции и роль философии. Основное содержание вопроса: 1. Назовите основные функции философии? 2. Какая функция философии была актуальной на протяжении всей истории человечества? 3.Какая функция философии по Вашему мнению, значима для современного студента? 1
3. Философия: наука или не наука. Основное содержание вопроса: 1. Почему современные философы задаются этим вопросом? 2. Какой статус имела философия до XIX века? 3. Назовите основные аргументы в пользу того, что философия является наукой? 4. Назовите основные аргументы в пользу того, что философия не является наукой? 1

 

Список литературы:

1. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

2. Философия. Учебник для студентов вузов. – М., 2006.

3. Канке В.А. Основы философии. – М., 2003.

4. Нижников С.А. История философии: Курс лекций. – М., 2004.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Филоосфия. Учеб. – М., 2000.

6. Краткая история философии. Под ред. Голобокова В.Г. М., 2002.

7. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. Пособие для студентов СПО. М., 2007.

8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. Р-н-Д., 2002.

 

Семинар № 2.

Тема: Классическая Греческая философия.

 

Ключевые слова:

Софистика; антропология; майевтика; ирония; объективный идеализм; этика; энтелехия; движение.

 

Наименование вопроса Максимальное количество баллов
1. Сократ и антропологический поворот в философии. Рационалистическая этика Сократа. Основное содержание вопроса: 1. Кем был Сократ, в какое время жил и чем занимался? 2. В какой форме он проводил занятия со своими учениками? Почему он ничего не писал? 3. Какую роль в творчестве Сократа сыграли софисты? 4. Как изменился предмет философии благодаря Сократу? 5. Как представлял человека Сократ? В чем он видел главное стремление человека? 6. В чем суть этики Сократа? Что такое добродетель в учении Сократа? 1
2. Платон «Пир». (Примерное количество страниц в тексте: 30) Тема произведения: Древнегреческое понимание любви и ее значения.   Основные вопросы: 1. Что или кого решают обсудить собравшиеся философы? 2. Почему они решают обсудить именно этого Бога? 3. В чём состоит двойственность Эрота? 4. В чём состоит суть врачевания человека, согласно речи Эрексимаха? 5. Кто такие андрогинны и в чём состоит смысл любви? 6.  Согласен ли Сократ со своими учениками? 7. Откуда, по мнению Сократа, происходит двойственность Эрота?   Главный тезис произведения: Бог любви Эрот, не является богом. Он есть звено, соединяющее человеческий мир и божественный. Он есть гений (существо, находящееся между человеком и богами), двойственность которого является нам в различных характерах человеческих отношений - любви телесной и духовной. Истинной любовью между людьми, является только платоническая (духовная) любовь, развивающая в человеке его интеллектуальные способности, а физическое влечение только лишь развращает человека.   4
3. Философия Аристотеля. Основное содержание вопроса: 1. Кто такой Аристотель, когда и где он жил, у кого учился? 2. В чем суть учения о бытии Аристотеля? Назовите 4 причины мира по Аристотелю? 3. В чем состоит принципиальное отличие учения Аристотеля от идеализма Платона? 4. Расскажите об этике Аристотеля. Что такое принцип «золотой середины»? 5. Каким было отношение Аристотеля к учению Платона об идеальном государстве? 2

 

Список литературы:

1.Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учебник для вузов. – М., 1999.

2. Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т 1. – М., 2003.

3. Ксенофонт Воспоминания о Сократе. – М., 1993.

4. Платон Пир. – М., 1998.

5. Асмус В.Ф. Античная филоосфия. – М., 1987.

6. Краткая история философии. Под ред. Голобокова В.Г. М., 2002.

7. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. –М., 2004.

 

 

Семинар № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: