Ключевые слова:
Свобода; тайна; авторитет; чудо; эгоизм; индивидуальность; «третий пол»; женственность; мужественность.
Наименование вопроса | Максимальное количество баллов |
1. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы». Гл. «Великий Инквизитор».(17 стр) Тема произведения: Проблема свободы человека. Основные вопросы: 1. Кто является автором легенды и кому он ее рассказывает? 2. Где и в какое время происходит действие? Кто приходит на землю к людям? 3. Почему люди узнавшие «Христа» позволяют инквизитору его арестовать? 4. Почему в разговоре с Инквизитором «Христос» ему ничего не отвечает? 5. На каких трех основах стоит религия инквизитора? 6. Как Вам показалось, счастлив ли старик? 7. Что означает поцелуй в конце их беседы? Главный тезис произведения: Учение Христа не нашло в людях отзыва. Его дар человечеству – свобода, оказался бременем для людей. | 4 |
2. Вл. Соловьев «Смысл любви».(70 стр,) Тема произведения: Место и роль любви в жизни человека. Основные вопросы: 1. Связана ли любовь с продолжением рода? 2. Зависит ли количество и качество потомства от силы любовного влечения? 3. В чём состоит зло эгоизма? 4. Что такое человеческая индивидуальность? 5. Что делает любовь с эгоизмом? 6. Какие виды любви описываются? 7. Какая любовь может побороть эгоизм и позволить индивидуальности развиться? Главный тезис произведения: Смысл любви состоит в уничтожении эгоизма, который мешает полноте человеческого существования и спасении индивидуальности. Только лишь половая любовь (любовь мужчины и женщины) позволяет полностью избавиться от эгоизма. | 6 |
4. В. Розанов «Люди лунного света».(150 стр) Тема произведения: Христианская культура и ее отношение к вопросу пола человека. Основные вопросы: 1. Какие культы, связанные с почитанием мужского и женского начал существовали в древности? 2. Почему христианские мыслители и монахи наложили запрет на тему полового воспитания? 3. Что такое «третий пол»? Почему произведение называется именно так? 4. Как связаны черты мужского и женского характера с характеристиками половых органов и тел мужчин и женщин? 5. Что такое «внутренний» пол? Что важнее для человека его «внутренний» или «внешний пол»? 6. В чём обвиняются христиане? 7. В чём состоит положительное значение людей «третьего пола»? Главный тезис произведения: Пол – это не только внешняя характеристика, это внутреннее чувствование, которое определяет все стремления, интересы и жизнь человека. Союз мужчины и женщины имеет под собой мистическую основу, он является символом жизни. Христиане же, будучи людьми «третьего пола» внесли в историю европейцев «смерть», объявив единение мужского и женского грехом. Распространение в современной Европе гомосексуализма («третеполости») является извращением и отрицанием жизни. | 6 |
|
|
|
|
Список литературы:
1. Нижников С.А. История философии: Курс лекций. – М., 2004.
2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. – М. 1997. стр. 229 – 232.
3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Гл. Великий Инквизитор. Т.2. – М. 2004.
4. Соловьев В.С. Избранные произведения. Ростов-на-Дону., 1998.
5. Розанов В.В. Люди лунного света: Метафизика христианства. – СПб, 2003.
6. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2004.
Семинар № 6.
Тема: Иррационализм конца XIX века. Экзистенциализм.
Ключевые слова:
Иррационализм; сверхчеловек; ценности; вот-бытие; забота; заброшенность; отчаяние; тревога; существование.
Наименование вопроса | Максимальное количество баллов |
1. Характеристика экзистенциализма. Предпосылки возникновения. Основное содержание вопроса: 1. В какое время возникает экзистенциализм? 2. От какого слова происходит название направления, что оно означает? 3. Кого из философов можно отнести к религиозному экзистенциализму, а кого - к атеистическому? 4. Что становится предметом экзистенциальной философии? 5. Как это направление меняет картину мира в XX веке? 6. Назовите основные философские категории этого течения? | 1 |
2. Ф. Ницше «Антихристианин».(70 стр) Тема произведения: Критика христианства. Основные вопросы: 1. Какие добродетели христианства критикуются автором? Почему, он считает их губительными для человечества? 2. Что должно быть главным стремлением человека? 3. В чем виноваты жрецы? 4. Почему христианство – это «религия одного человека»? 5. В чём отличие буддизма от христианства, что для Ницше является более позитивным? Главный тезис произведения: Последователи Христа извратили его учение, чтобы сделать человека слабым. Взяв за основу религии смерть Христа, а не его жизнь, они фактически стали антихристианами. Все добродетели, так прославляемые христианами, убивают в человеке всякое стремление жить, делают его слабым, стремящимся находится в подчинении у церкви. | 6 |
3. Ж. П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».(20 стр) Тема произведения: Изложение сути экзистенциализма (так как представляет себе экзистенциализм сам Сартр). Основные вопросы: 1. Каким бывает экзистенциализм? 2. Что такое «заброшенность», «отчаяние» и «тревога»? 3. Почему человек всегда находится в состоянии выбора? 4. В чём причина тотальной ответственности человека за свои поступки? 5. Что такое квиетизм? 6. В чем состоит гуманизм экзистенциализма? Главный тезис произведения: Экзистенциализм – это направление в философии, которое позволяет человеку быть творцом самого себя. Он не вгоняет человека в депрессию, а наоборот показывает, что лишь сам человек создает свою жизнь и никакой власти судьбы или обстоятельств не существует. Каждый день жизни – есть возможность изменить себя. | 5 |
4. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Основное содержание вопроса: 1. Изложите кратко его биографию. 2. Почему учение Хайдеггера называют фундаментальной онтологией? 3. Как он представляет бытие? 4. Что означает его термин – «Дазайн»? 5. Что понимает Хайдеггер под «новым гуманизмом»? | 2 |
Список литературы:
1. Ф. Ницше Антихристианин. //Сумерки богов. – М., 1989.
2. Ж.П. Сартр Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки Богов. – М., 1989.
3. Краткая история философии. Под ред. Голобокова В.Г. М., 2002.
4. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т. 2. СПб., 1997.
5. Нижников С.А. История философии: Курс лекций. – М., 2004.
6. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. –М., 2004.
Семинар № 7.