double arrow

Тема: Философское значение психоанализа.


Ключевые слова:

Психоанализ; бессознательное; культура; отцеубийство; Эдипов комплекс; иллюзия; заблуждение; садизм; мазохизм; тоталитаризм; разрушительность; конформизм.

Наименование вопроса Максимальное количество баллов
1. З. Фрейд «Будущее одной иллюзии».(100 стр.)   Тема произведения: Психоаналитическая интерпретация происхождения и существования религии.   Основные вопросы: 1. Что такое культура? 2. Почему культура – это власть меньшинства над большинством? 3. Какова главная функция культуры? 4. Почему культура связана с религией? 5. Как появилась религия, что такое комплекс вины за отцеубийство? 6. Что такое Эдипов комплекс? 7. В чем состоит отличие иллюзии от заблуждения? 8. Что должно прийти на смену религии? Главный тезис произведения: Современная культура, которая призвана защитить человека от своих собственных разрушительных желаний, основывается на религии. Происходит так потому, что религиозные верования основаны на неврозах человека, а значит, имеют сильное воздействие на него. Но со временем человечество сможет сдерживать свои желания не с помощью страха, а с помощью разума и на смену религии придет наука. 5
2. Э. Фромм «Бегство от свободы».(200 стр) Тема произведения: Проблема одиночества человека и формы ухода от него.   Основные вопросы: 1. Чем и с кем связан человек при своём рождении? 2. Почему человек мучительно переживает одиночество? 3. В чём притягательность садизма и мазохизма? 4. Почему люди допускают авторитарные и тоталитарные режимы правления в государстве? 5. Что дают человеку его разрушительные действия?   Главный тезис произведения: Свобода порождает одиночество человека, т.к. разрывает узы, которыми он изначально (при рождении) связан (например, с родителями). Поэтому человек начинает искать формы существования, в которых бы он зависел от кого-либо, совершая таким образом «бегство от свободы».   5

 

Список литературы:

1. З. Фрейд Будущее одной иллюзии. // Сумерки Богов. М., 1989.

2. Э. Фромм Бегство от свободы. М., 2006.

 

Семинар №8.

Тема: Проблема смысла жизни в философских произведениях ХХ века. Отношение к проблеме самоубийства в разных культурах.

Ключевые слова:




Гуманизм; антропоцентризм; Божий промысел; самореализация; абсурд; эвтаназия; харакири.

 

Наименование вопроса Максимальное количество баллов
1. Взгляды на проблему смысла жизни в истории человечества. Основное содержание вопроса: 1. Что было основным стремлением в жизни для жителя Древней Греции, как он видел свое место в мире? 2. Что было смыслом и содержанием жизни человека жившего в эпоху средневековья? 3. Как эпоха Возрождения и эпоха Просвещения осмысляла ценности человечества? 4. Что становится смыслом жизни, на Ваш взгляд, в ХХ веке? 1
2. А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде». (150 стр) Тема произведения: Проблема смысла жизни человека.   Основные вопросы: 1. Что такое абсурд? На встрече чего он появляется? 2. Когда человек обнаруживает абсурдность своего существования? 3. Почему некоторые люди совершают самоубийство после обнаружения абсурда, а другие продолжают жить? 4. Кто в произведении описывается как абсурдный герой? Почему выбраны именно эти персонажи? 5. В чём находят смысл жизни описанные герои? 6. В чём состоит необычность трактовки Сизифова труда? 7. В чём Сизиф нашёл радость от посланного на него наказания?   Главный тезис произведения: Ошибка людей состоит в том, что они ждут того, что жизнь когда-нибудь явит им свой смысл. Но нет никакого смысла жизни в виде достигнутой цели или каких-либо благ. Смысл жизни состоит в том, чтобы просто жить, находя счастье в каждом мгновении, независимо от того, чем это мгновение наполнено трудом или отдыхом, радостью или печалью. 5
3. Проблема самоубийства. Самоубийство в христианских культурах, странах Ближнего и Дальнего Востока. Основное содержание вопроса: 1. Каково отношение к самоубийству во всех христианских культурах? 2. Каково отношение Японской культуры к самоубийству? 3. Почему в любой христианской культуре самоубийство – это грех, а у японцев – это подвиг? 4. В чем состоит суть проблемы эвтаназии? 5. Как рассматривают проблему самоубийства социологи (рассмотрите концепцию Дюркгейма)? 6. Несет ли человек, решивший уйти из жизни, ответственность перед теми, кто остается жить (друзьями, родственниками, близкими)? 1

 



 

Список литературы:

1. А. Камю Миф о Сизифе. Эссе об абсурде.//Сумерки Богов. М., 1989.

2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. Нальчик, 1996.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология: Учебное пособие. – М., 2006.

5. В. Губин, Е. Некрасова Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – СПб., 2000.

6. Моторина Л.Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., 2003.

7. Э. Дюркгейм Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.

 

Список тем для самостоятельного изучения.

 

1. Философские учения Востока.

2. Ранняя Греческая философия.

3. Философия римских школ: скептицизм; эпикуреизм; стоицизм.

4. Философы эпохи Возрождения.

5. Философы эпохи Просвещения.

6. Немецкая классическая философия.

7. Позитивизм: О. Конт; Д.С. Миль; Г. Спенсер.

8. «Философия жизни» и основные представители этого направления.

9. Марксистская философия.

10. Феноменология Э.Гуссерля.

11.  Американский прагматизм: Ч. Пирс; У. Джеймс; Дж. Дьюи.

12.  Структурализм: К. Леви-Стросс; М. Фуко; Ж. Лакан.

13.  Философия науки: К. Поппер; Т. Кун.

14.  Философское учение о человеке.

15.  Этика.

16.  Гносеология и методы познания.

17.  Материя, её свойства.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: