Отличия фонда от других организаций

 

Основным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд можно рассматривать в качестве своеобразного "объединения имущества", а не "объединения лиц".

Учредителями фонда могут выступать граждане и юридические лица. При этом законом не установлены какие-либо ограничения по количеству или кругу учредителей фонда. С 1 января 2006 г. после вступления в силу Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в качестве учредителя фонда может также выступать муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация.

Фонд может быть ликвидирован, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Несостоятельными (банкротами) могут быть признаны судом любые юридические лица, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Основания для признания юридического лица банкротом, порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства устанавливаются ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <15>.

Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонду в любом случае не может передаваться имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 октября 2002 г. N А14-4239-02/108/10 <16> установлено, что фонд как организационно-правовая форма некоммерческой организации не может владеть имуществом на праве оперативного управления, поскольку в соответствии со ст. 216 ГК РФ и ст. 296 ГК РФ исключительными субъектами права оперативного управления названы казенные предприятия и учреждения, а п. 2 ст. 118 ГК РФ и п. 2 ст. 7 ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривают, что имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Фонд вправе иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Действующее законодательство весьма широко определило цели создания и деятельности фонда. Учредители вправе создать фонды, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. На законодательном уровне невозможно более точно перечислить или конкретизировать цели создания фонда. Однако представляется весьма важным выработать определенные критерии, позволяющие определить, что можно относить к социальной, благотворительной, культурной, образовательной или общественно полезной деятельности, а что - нет. К сожалению, в настоящее время ни юридическая доктрина, ни судебная практика соответствующих критериев не выработали.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. При этом, однако, следует иметь в виду, что фонд, как и любая некоммерческая организация, не вправе заниматься профессиональной предпринимательской деятельностью, требующей получения разрешения или лицензии государственного органа (например, осуществлять банковские и (или) кредитные операции, строительную деятельность и т.д.). Фонд не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 6609/02 <17> дело по иску благотворительного фонда о взыскании с больницы задолженности по оплате лекарственных препаратов направлено на новое рассмотрение, так как арбитражный суд ошибочно посчитал сделку договором купли-продажи, поскольку предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную и финансовую помощь, противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда, а соответственно, выходит за рамки его правоспособности.

Следует заметить, что в случае возникновения спора о действительности возмездных сделок, совершенных фондом, суды исследуют сделку на предмет соответствия ее уставным целям деятельности фонда и учитывают конкретные обстоятельства ее совершения. Так, в частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 3637/97 <18> установлено, что совершение фондом сделки купли-продажи жилого помещения (квартиры) не выходит за пределы правоспособности, установленной законом для некоммерческих организаций данного вида, поскольку совершенная сделка соответствует уставу фонда, полученное имущество могло быть использовано для достижения общественно полезных целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования в натуре, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи, а фактов расходования денежных поступлений в противоречии целям создания фонда при проверке его деятельности не выявлено. По мнению некоторых авторов, наиболее важный критерий оценки соответствия коммерческой деятельности фонда целям его создания - направление полученной прибыли на уставную деятельность фонда. С указанной позицией нельзя не согласиться, однако следует добавить, что помимо данного критерия следует также соотносить коммерческую деятельность фонда с целями его создания на предмет соответствия данной деятельности ограниченной законом и уставом правоспособности фонда.

Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограниченны. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе.

Благотворительная или иная общественно полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

Подводя итог, следует отметить прежде всего необходимость систематизации некоммерческих организаций, в том числе и фондов, обобщения законодательства и включения в систему фондов как организационно-правовой формы некоммерческих организаций всех существующих, подпадающих под признаки фондов организаций. Одновременно следует законодательно обособить фонды от других организаций, ограничить использование иными организациями слова "фонд" в своем наименовании.

Важным представляется более конкретно определить цели создания фондов, раскрыть более подробно социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Также следует конкретизировать способы и форму обязательной отчетности фондов.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: