Информационные технологии в обеспечении учебного процесса

Крылов А. П., к.т.н., доцент

Кручинин А.В., к.т.н., доцент

  Поволжский кооперативный институт (филиал)

Российского университета кооперации

 

Качество подготовки современного специалиста определяется многими факторами. Это и квалификация педагогического персонала, и навыки самостоятельной работы, и организация учебно-воспитательного процесса.

Одним из ключевых факторов является информационная обеспеченность процесса обучения. Привлечение для этого средств информационных технологий приводит к изменению методик преподавания дисциплин. Причем эти изменения могут кардинально перестроить систему образования. Действительно, наличие разных способов представления информации позволяет варьировать организационные формы обучения, достигая при этом наиболее эффективного результата. Классический подход к организации обучения подразумевает полнообъемные аудиторные занятия и дополнительную самостоятельную работу с литературой.

Появление электронных учебных изданий сделало наиболее распространенным расширенный классический подход: аудиторные занятия в учебном плане сохраняются и полностью реализуются, но при этом студентам выдаются электронные версии лекций, а также описаний практических и лабораторных занятий.

На первый взгляд ничего особенного не происходит – книга заменяется другим носителем информации. Однако это влечет за собой не только положительные изменения, но и порождает ряд организационных и методических проблем. С одной стороны, высокая плотность хранения информации позволяет расположить на одном физическом электронном носителе целый методический комплекс, что очень удобно и эффективно. С другой стороны, возникает вопрос заполнения теоретических занятий. Конспектировать лекционный материал, который уже есть в полном объеме, представляется ненужным и нелогичным. В итоге мы приходим к идее изменения и содержания, и методов, и форм обучения. Сохранение аудиторных форм работы заставляет искать выходы из создавшегося положения.

Одним из вариантов является усложнение материала. Второй вариант предполагает расширение количества часов практических занятий за счет лекционных. Это возможно при определенном количественном составе групп и не во всех дисциплинах. Однако такой подход уже используется, в частности со студентами – заочниками, у которых по учебным планам часы для проведения практических и лабораторных занятий могут вообще не выделяться.

При условии оснащения лекционных занятий средствами информационных технологий можно решить много интересных методических задач:

- оперативного сочетания теоретического и практического занятия, на котором фронтально разбирается проблема, а затем индивидуально моделируется ее решение с помощью компьютера;

- поиска по электронному документу ответов на ключевые вопросы темы с их последующим обсуждением;

- выполнения коллективных проектов, с их немедленной (в течение занятия) реализацией и анализом результатов;

- дифференцирования и индивидуализации обучения (новыми средствами и на новом уровне).

В дальнейшем ориентация учебного процесса на расширенное использование средств информационных технологий, вообще может привести к пересмотру учебных планов. При этом основной формой организации обучения станет самостоятельная работа.

Данный способ подразумевает выдачу обучаемым всего учебно-методического комплекса дисциплины (УМК). В него должны входить теоретический материал, практические задания, требования к итоговым знаниям и умениям, проверочные упражнения и тестовые задания. С точки зрения преподавателя, такой подход потребует разработки хорошо структурированного УМК, контрольно–измерительных материалов, расширенного списка вопросов по дисциплине. Усиление самостоятельности работы студентов должно привести к уменьшению активной нагрузки преподавателей. Это обусловлено тем, что основной формой непосредственной работы с обучаемыми при таком подходе станут индивидуальные консультации и промежуточные срезы знаний, проводимые с целью оценки и корректировки степени усвоения учебного материала каждым из студентов. Часть таких консультаций можно провести дистанционно.

Активное внедрение в систему образования информационных технологий обуславливает актуальность разработки ориентированных на использование этих технологий методик преподавания дисциплин.

В целом данные методики должны обеспечить:

- возможность получения значительного количества знаний за минимальное время;

- сочетание массовости обучения и индивидуального подхода;

- структурирование знаний, оптимальное для самостоятельного восприятия;

- изменение менталитета студента-очника, обеспечение его направленности на самостоятельную работу как на основной вид учебной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: