Тивелёва О.Ю., аспирант кафедры
Поволжский кооперативный институт (филиал)
Российского университета кооперации
В современной смешанной экономике государство регулирует формирование рыночной среды и тем самым обеспечивает динамизм и устойчивость экономического роста. Политика государственного вмешательства прошла длительный путь эволюции – от жесткого дирижизма к либеральному монетаризму, к созданию механизмов саморегуляции экономики. Под современным механизмом саморегуляции понимается не только действие «невидимой руки», но и процессы создания рыночных структур и институтов, которые осуществляются с молчаливой поддержки государства, создающего «фон» для их образования и функционирования.
Понятие организации как альтернативное самоорганизации связано с упорядочивающей деятельностью человека, его сознанием, действиями. Понятие организации как родовое является более общим по отношению к самоорганизации, точно так же как понятие регулирования – к саморегулированию. С современной точки зрения, все они опираются на исходное и потому наиболее фундаментальное понятие порядка, ибо любая организация предполагает в качестве непременного условия упорядоченность. Порядок возникает из хаоса, беспорядка при наличии определенных условий.
В условиях острой потребности в новых общественных формах, институтах, механизмах при запаздывании их возникновения экономика несет ущерб. В рамках этой большой системы возникает масса противоречий в главных подсистемах и отдельных элементах рангом ниже.
Институциональная структура смешанной экономики заслуживает внимания в силу своей неоднородности. Она включает формальные и неформальные институты прошедшего периода, зарождающиеся чисто рыночные институты, и квазирыночные институты, временно заполняющие свободные ниши. Каждый из этих элементов нуждается в специфическом инструментарии исследования.
Для анализа важна не столько система детерминирующих факторов, сколько методологический подход к ее построению. На эту роль активно претендует неоинституционализм. Особенности неоинституционального подхода – акцентирование внимания на взаимосвязи институциональных правил игры и характера экономического развития. Важная инновация этого подхода – введение понятия цены или издержек экономического взаимодействия. Экономическая деятельность предполагает два рода затрат: на превращение входных потоков в конечный продукт и на установление контрактных отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде бизнес-организации.
Экономическая система – это сложная, открытая, саморазвивающаяся система, состоящая из огромного числа взаимосвязанных и взаимозависимых элементов (подсистем). Основные понятия здесь – «открытость» и «самоорганизация». Первое означает постоянное взаимодействие системы с внешней средой, в ходе которого происходит адаптация, приспособление всех элементов системы к изменяющимся условиям ее существования. Открытость, из-за которой в системе происходит постоянный отток и приток энергии и вещества, влечет за собой неравновесность и постоянное стремление удержать равновесие, подобно эквилибристу («система флуктуирует»).
Понятие «самоорганизация» означает упорядочивание системы за счет действия ее составляющих, т.е. неких внутренних законов, возможностей и сил. Существенно, что она не навязывается системе извне: внешнее воздействие только инициирует самоорганизацию. Отсюда следует утверждение о независимости состояний системы от начальных, а зачастую и от граничных условий окружающей среды. Таким образом, классический детерминизм, основанный на изначальной заданности параметров, определяющих последующее поведение объектов, существенно корректируется принципом самоорганизации.
- Чтобы система была самоорганизующейся и, следовательно, имела возможность прогрессивно развиваться, она должна удовлетворять, по крайней мере, следующим требованиям:
- система должна быть открытой, т.е. обмениваться со средой веществом, энергией или информацией;
- процессы, происходящие в ней, должны быть кооперативными (корпоративными), т.е. действия ее компонентов должны быть согласованными друг с другом;
- система должна быть динамичной; находиться вдали от состояния равновесия.
Чем сложнее система по своей природе, тем более специфический и трудно предсказуемый характер приобретают в ней самоорганизующиеся процессы.
При описании процессов самоорганизации огромное значение приобретает исследование структуры системы. Но не такое, как в классической науке, где каждый элемент представляется застывшим и рассматривается отдельно от другого, при минимуме связей между ними. В синергетике главное внимание уделяется взаимодействию элементов, связям между ними, способам получения, хранения, переработки и передачи ими информации. Для достоверности анализа необходимо, чтобы наблюдатель находился не «снаружи», а как бы «внутри» системы. Таким образом, появляется новое «действующее лицо» – личность самого наблюдателя, т.е. субъективный фактор.
Важный процесс, связанный с самоорганизацией, – переход системы из одного состояния в другое, возникновение порядка из хаоса. Схема протекания данного явления такова: постоянно флуктуирующая (т.е. подвергающаяся воздействию окружающей среды) система доходит до такого состояния, когда появляется реальная угроза ее разрушения (т.е. распада внутренних связей). Этот момент принято называть точкой бифуркации, а сам процесс прохождения через указанный порог – бифуркационным взрывом. Если до этой точки поведение системы можно было предугадать, то далее доступен лишь вероятностный прогноз нескольких альтернативных вариантов дальнейшего протекания событий.
Переходные состояния включают элементы исходной и конечной систем, поскольку весьма актуально изучение процессов социально-экономической адаптации. Адаптация (прилаживание, изменение) составляет одну из сторон приспособления, связанную с изменением структуры и функции системы под влиянием среды. Адаптация – двусторонний процесс, заключающийся не только в приспособлении системы к данной среде, но и в приспособлении ее к себе. Для анализа явления социально-экономической адаптации важно учитывать три ее составляющих: объект (носитель адаптационных свойств) и формы его организации; детерминацию процесса; его конкретные условия.
Современную смешанную экономическую систему можно представить как совокупности следующих элементов:
- реально-хозяйственная структура (хозяйствующие субъекты; реально-хозяйственная подсистема (хозяйственные процессы); природные и материальные элементы);
- институциональная структура: (мотивационная структура (неформальные институты); хозяйственный порядок, в котором выделяются конституирующие формы (порядок собственности, координационный механизм), порядок предпринимательства, порядок рынков, порядок ценообразования, денежно-финансовый порядок, бюджетный порядок, порядок внешнеэкономической деятельности; экономическая конституция (формальные институты).
Институциональная структура любой экономической системы характеризуется постоянством в рамках системы; определенностью содержания выражаемых ими экономических отношений и определенностью функций. В индустриальной системе (будь то рыночная или плановая экономики) такими элементами выступают субъекты экономических отношений; фирмы, домохозяйства, государство. Элементами являются и комбинации этих субъектов – различного рода объединения, партнерства, смешанные формы. К ним относятся предприятия не только производственной сферы, но и сфер обращения и потребления.
Особенностями институциональной структуры смешанной экономики являются следующие:
1) институты обладают не только координационными, но и распределительными свойствами. Распределительные свойства указывают на противоречие интересов как реальный момент взаимодействия между людьми в мире ограниченных ресурсов, причем в процессе формирования институтов они, как правило, являются доминирующими;
2) механизм санкционирования, или обеспечения соблюдения контрактов, создает для экономического агента издержки, которые он сопоставляет с выгодами от нарушения условий контракта в соответствии с уровнем компетентности и мотивации;
3) автоматизм в соблюдении контракта в некоторых случаях отражает его полноту, что реально в условиях: стабильной среды (стабильных технологий, предсказуемости спроса, неизменности внешних правил игры); высокой частоты трансакций (информированности партнёров об условиях обмена); использования ресурсов общего назначения.
Связи между этими элементами (т.е. структура системы), образуют механизмы функционирования и развития системы и характеризуются устойчивостью, то есть известным однообразием, повторяемостью связей, причинной зависимостью, определенной функциональной зависимостью. Так в рыночной экономике – это механизм рыночных связей, проявляющийся в различных товарно-денежных формах. Анализ устанавливает генетическую связь таких форм: товарная форма рождает деньги, затем появляются цена, спрос и предложение. Функциональные зависимости этих форм не всегда совпадают с генетическими. Так, цена выступает независимой переменной по отношению к спросу и предложению, но возможна и обратная зависимость.
Экономической системе и ее элементам свойственно такое свойство как инерционность, то есть способность сохранять основные характеристики движения и состояния, пока внешняя по отношению к ней сила не прервет их. «Внешней» силой в зависимости от объекта анализа инерционности могут стать изменения макро-, мезосистемы для микроуровня, изменения макросистемы для мезоуровня и так далее. Революционные преобразования на микроуровне могут привести в движение все компоненты системы. Одно состояние системы превращается в другое эволюционным либо революционным образом. В первом случае большее число инерционных характеристик сохраняется, преобразуется их соотношение и мера, во втором случае прерываются прежние и складываются новые инерционные характеристики состояния и направлений движения.
Процесс организации системы предполагает внешние организационные воздействия организованных субъектов, то есть предполагает экономическую политику, однако в ней есть стереотипы, инерционные предпочтения.
Согласно диалектическому закону отрицания отрицания, любые системы, процессы и взаимосвязи и их сущностные элементы всегда двойственны, то есть содержат в себе новые, зрелые и устаревшие черты («отрицание равным образом и положительно»). Без отрицания старого невозможны формирование и развитие нового. Эволюция имела своим источником самоорганизацию путем отбора наиболее жизнеспособных норм и традиций. Положительное всегда заключает в себе элементы, черты отрицательного. Диалектика множественности, изменчивости и многовариантности становится универсальным методом экономических исследований.
Другой вывод из закона отрицания отрицания состоит в том, что отрицательное и положительное, новое и устаревшее не мирно сосуществуют, а противодействуют, борются друг с другом. Но эта борьба не заканчивается уничтожением одной из противоборствующих сторон, а как бы расщепляется на мелкие элементы, своеобразные социально-экономические молекулы, которые растворяются в круговороте жизни и вновь синтезируются вместе с новыми элементами в положительные. Более сложные структуры приобретают новое качество. Тем самым отрицание отрицания всегда предполагает определенную преемственность.
В период бурного развития структура системы как совокупность связей между элементами утрачивает свое главное свойство – устойчивость, приобретает состояние текучести, постоянных изменений, касающихся и их содержания, изменяется характер и содержание самих связей (структуры системы), внутренние и внешние факторы подрывают совместимость и взаимную «сцепленность» институтов. Принцип иерархичности сменяется и/или дополняется принципом сетевой организации. При иерархическом принципе полномочия, роли и ответственность жестко распределены сверху вниз по принципу пирамиды. При сетевом типе организации зависимость и соподчиненность функциональны, то есть в значительной степени предопределены факторами современной деятельности, например, спецификой производственного процесса. Границы между структурными элементами не являются столь жесткими, их размывают все более сложные и диверсифицированные связи.
Экономическая деятельность в смешанной экономике формируется в условиях резкого сокращения государственного сектора. Институциональные преобразования образуют фон, на котором протекает деятельность государства как субъекта экономики. Роль государства при этом не снижается, а преобразуется. Разгосударствление имеет свои пределы: государственный сектор доводится до границ и сфер приложения государственного капитала, в рамках которых последний обеспечивает наибольшую с точки зрения функционирования национальной экономики эффективность. Сохранение значительного государственного сектора позволяет государству использовать его в целях глобальной структурной перестройки, закладывать в нее современные направления НТР и на этой основе формировать равновесную макроэкономическую модель развития. Деятельность государства-собственника переориентируется на рыночные критерии, деятельность государственных предприятий коммерциализируется.
Развитие смешанной экономики вызывает существенные изменения как в общих условиях функционирования субъектов хозяйства, так и в их собственной природе. Основными факторами, обусловившими изменения субъектов хозяйства, являются следующие:
- разгосударствление экономики (существенное сокращение непосредственного вмешательства государства в деятельность предприятий, децентрализация хозяйственных решений);
- разгосударствление собственности (существенное сокращение доли государственной собственности, реализация многообразия (плюрализма) форм собственности);
- изменения в структуре экономики (возрастание доли торговли, сферы услуг, других видов деятельности по обеспечению функционирования рынка);
- усиление демонополизации экономики, развитие рыночно-конкурентного механизма во взаимоотношениях между предприятиями;
- более высокая степень открытости экономики, усложнение и расширение форм взаимодействия с зарубежным бизнесом;
- введение механизма банкротства несостоятельных предприятий, ужесточение бюджетных ограничений;
- формирование правовой (законодательной) базы функционирования предприятий.
В смешанной экономике одновременно существует массовый многосекторный рынок разнотипных экономических институтов, экономическое поведение которых сильно различается. Можно выделить четыре типа правил экономического поведения:
- централизованно планируемые поставки со стимулами нерационального использования ресурсов, ориентацией на производство ради производства, декларирование ценностей коллективизма и патернализма. Этот тип поведения достался смешанной экономике от административно-командной системы. Он характерен для бюджетных предприятий и предприятий, ориентированных на выполнение госзаказа;
- традиционная система, ориентированная на самообеспечение. Производство носит трудопотребляющий характер;
- цивилизованный рынок со стимулами рационального использования ресурсов и ориентацией на прибыль в рамках законодательно устанавливаемых ограничений, ценностью сохранения общественной репутации;
- нелегальный рынок с ориентацией на максимальную прибыль, не ограниченную законодательными рамками.
С позиций эволюционной экономики переход от старой институциональной структуры к новой обеспечивается тремя способами: изменчивостью, наследственностью (воспроизводством), отбором, происходящим в процессе конкуренции.
Свойство изменчивости позволяет системе варьировать ее поведение и структуру. Институты могут реагировать на изменения социальной, культурной, политической и природной среды. Они могут мутировать и случайно под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, включая целенаправленное действие индивидов. Институты сохраняют и передают «благоприобретенные» признаки.
Институт обладает свойствами непрерывности (наследственности), поскольку представляет собой самоподдерживающийся, самовоспроизводящийся социальный феномен. «Наследственность» (воспроизводство, способность будущего зависеть от прошлого) вводит процессы изменчивости в определенные границы, обусловленные прошлыми структурой, состоянием и функционированием системы. Отбор способствует выживанию сильнейших. В процессе эволюции институтов постепенно оставались наиболее жизнеспособные, регулирующие экономические процессы институты.
Каждое состояние траектории экономического развития определяется не решением статической проблемы достижения экономического равновесия, а всей предшествовавшей эволюцией хозяйствующих субъектов, действующих в условиях соответствующего экономического окружения (Path dependence). Поведение этих субъектов трактуется не как некоторый оптимум, а как переменная, определяемая указанным множеством, сложившимися процедурами принятия решения и условиями реальной экономической жизни. Мотивы и формы поведения хозяйствующих субъектов отрабатываются в процессах поиска и естественного отбора во взаимодействии с этой средой. Развитие наиболее конкурентоспособных хозяйствующих субъектов происходит за счет вытеснения из экономического пространства других хозяйствующих субъектов. Из всего комплекса институтов, образующих систему, изменениям быстрее поддаются те, которые относятся к внешнему, поверхностному слою, тогда как глубинные сущностные институты проявляют наибольшую устойчивость. Есть еще два варианта смены старых институтов новыми: радикальная ломка предшествующей системы (Path independence), характерная для революций, и когда изменения полностью определяются прошлым (path determеnce).
Таким образом, на смену переходной экономики, являющейся межсистемным состоянием, пришла смешанная экономическая система, состоящая из частнохозяйственного, общественнохозяйственного и благотворительного секторов экономики.
Институциональная структура смешанной экономики представляет собой внутреннее строение и связи отдельных элементов институциональной системы. В смешанной экономике институциональная структура является эволюционирующей системой.
Институциональная структура смешанной экономики неоднородна: она включает внутренние и внешние; формальные и неформальные; старые, присущие отмирающей системе, новые, свойственные возникающей системе, специфические, присущие переходному периоду; рыночные и квазирыночные институты.
Неформальные и формальные институты в принципе выполняют одинаковые функции. Формальные институты создаются сознательными действиями социальных групп и признаются государством в качестве нормативных правовых актов и государственных учреждений. Неформальные институты являются продуктом спонтанных действий экономических субъектов.
В системе институтов не существует однозначного, изначально данного закрепления ведущей роли за какой-либо формальной или неформальной составляющей. Между ними существуют отношения взаимодополняемости и взаимозаменяемости. Отклонение от оптимального распределения ролей означает неравновесие формальной и неформальной институциональной подсистем. Результатом такого отклонения является снижение способности системы обеспечивать рациональную организацию экономических процессов, соответствующую объективным условиям хозяйственной деятельности.
Существует два типа эволюции системы. Для одного характерно изменение неформальных институтов на фоне сохранения в основном сложившихся формальных. Для другого свойственна изменчивость формальных институтов в условиях стабильности неформальных. И то, и другое является нормативным институциональным разрывом. Но с точки зрения последствий для экономики оба эти типа неравноценны. Они могут приводить к разным результатам в зависимости от того, является ли изменение способом восстановления нарушенного баланса между составляющими институциональной системы, либо, наоборот, оно влечет развитие дисбаланса.
Институциональная среда может быть представлена как системное проявление экономических институтов. В рамках действующих институтов действуют специфические правила экономического поведения субъектов: однотипные и разнотипные, формальные и неформальные, правила доступа к ресурсам, «правила игры». На практике возможно одновременное существование разнородных стереотипов поведения, ни один из которых не является оптимальным.
Процесс смены институтов является инновационным, требующим значительных инвестиций. Цена институциональных преобразований может быть представлена как совокупность следующих видов издержек: трансакционные издержки нарушения кооперационной сети и механизма установления кооперационных связей, потери от разрушения инфраструктуры прежней институциональной структуры, расходы на выработку, выбраковку, тиражирование новых транзакционных технологий, затраты на перепрофилирование ресурсов, расходы на разработку и введение новых правил игры, потери от оппортунистического поведения различных экономических субъектов.
Субъектам смешанной экономики свойственно как конструктивное и деструктивное поведение, возникающие как реакция на изменение институциональной структуры (оппортунистическое поведение хозяйствующих субъектов, институционализация внелегальной экономики, формы адаптации домохозяйств).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллектив кафедры информационных систем и технологий Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации благодарит авторов, принявших участие в подготовке и выпуске юбилейного сборника научных трудов.

Коллектив кафедрыинформационных систем и технологий слева направо: доценты Крылов А.П., Каспиров А.В., Кузнецова И.В., ст. преподаватель Петрова Л.Н., зав. кафедрой профессор Навоев Н.С., профессор Минов А.В., доцент Кручинин А.В.






