Цель урока: увидеть в стихотворениях подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств: желание радости, счастья,взаимной любви любимому человеку.
Методические приёмы организации урока.
1) Чтение наиболее удачных ответов на вопросы домашней работы, разбор достоинств и недостатков письменных работ и беседа с учащимися по их содержанию.
2) Проверка опережающего задания - чтение стихотворения на выбор. Для этого можно предложить конкурс на самого удачного, внимательного читателя стихотворения.
Слово учителя
1. Действительно, среди шедевров пушкинской любовной лирики (а их немало, этих стихотворений, где говорит «язык сердца») - «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Признание», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии...», «Я вас любил» и ряд других. Достаточно выразительно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. В них нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Эту простоту, художественную выразительность, подробнее рассмотрим на стихотворении «На холмах Грузии...».
Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словесной красотой.
Вопрос к классу:
- какие художественные особенности можно увидеть?
Только две метафоры - «лежит...мгла» и «сердце...горит», но они
привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все
слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще, а именно ему.
И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто ему близкое.
Но, наверное, не нужно думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевромего лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Ведь в жизни бывает масса несущественных подробностей, а в лирике всё это от постороннего очищается. Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отличается и стихотворение «Я вас любил...»
2. В особом комментарии нуждается стихотворение, посвященное А.П. Керн.
3. Сообщение учащегося о том, кто такая А.П. Керн,когда и при каких обстоятельствах встретился с ней поэт, как долго продолжалась их дружба.