Урок на тему: Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина

Цель урока: увидеть в стихотворениях подкупающую искренность поэта, глубину и силу его чувств: желание радости, счастья,взаимной любви люби­мому человеку.    

Методические приёмы организации урока.

1) Чтение наиболее удачных ответов на вопросы домашней работы, разбор достоинств и недостатков письменных работ и беседа с уча­щимися по их содержанию.

2) Проверка опережающего задания - чтение стихотворения на выбор. Для этого можно предложить конкурс на самого удачного, внима­тельного читателя стихотворения.

Слово учителя

1. Действительно, среди шедевров пушкинской любовной ли­рики (а их немало, этих стихотворений, где говорит «язык сердца») - «Простишь ли мне ревнивые мечты», «Призна­ние», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Гру­зии...», «Я вас любил» и ряд других. Достаточно вырази­тельно прочитать их и можно увидеть предельную ясность мысли и силу чувства поэта. В них нет броских эпитетов, сложных метафор, развёрнутых сравнений. Эту простоту, художественную выразительность, подробнее рассмотрим на стихотворении «На холмах Грузии...».

Стихотворение волнует нас глубиной мысли и чувства, а не словес­ной красотой.

Вопрос к классу:        

- какие художественные особенности можно увидеть?
Только две метафоры - «лежит...мгла» и «сердце...горит», но они
привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все
слова и выражения просты: «мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришед­шая к поэту, от него как бы не зависит - виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить». То чувство, ко­торое выражено Пушкиным, принадлежит не человеку вообще,  а именно ему.

И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнаёт нечто ему близкое.

Но, наверное, не нужно думать, будто реальное любовное переживание без всяких изменений перенесено поэтом на бумагу, чтобы стать шедевромего лирики. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщён духовный опыт Пушкина. Ведь в жизни бывает масса несущественных подробностей, а в лирике всё это от постороннего очищается. Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отличается и стихотворение «Я вас любил...»

2. В особом комментарии нуждается стихотворение, посвя­щенное А.П. Керн.

3. Сообщение учащегося о том, кто такая А.П. Керн,когда и при каких обстоятельствах встретился с ней поэт, как долго продолжалась их дружба.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: