Лампада чистая любви» 1825-1830гг

Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговорах с ними преображался. Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими своими современницами. Женщины вдохновляли его на создание шедевров.

Давайте вспомним хотя бы некоторых из тех, кто был близок и дорог поэту. Но чаще Пушкин вспоминает своих прекрасных спутниц с благодарностью, по достоинству оценивая их дар сопереживания, заботу и нежность. Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его биографии немало, но Анна Александровна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта. Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Вновь встретив ее девятнадцатилетней девушкой, Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя сознавала, что:… увидела самого интересного человека своего времени…»

В 1829 году Пушкин написал в альбом Олениной строки, удивительные по красоте и силе чувств.

Волею чувств в доме Олениных произошло знакомство Пушкина с женщиной, ставшей «Чудным мгновением» в его жизни.

20-летний Пушкин впервые встретился с 19-летеней Анной Керн, женою 52-летнего генерала Е.Ф. Керн, в Петербурге, в доме президента академии художеств А.Н. Оленина. Она произвела на юного поэта большое впечатление. Сидя за ужином невдалеке от нее, он старался обратить на себя ее внимание: неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Анной Керн произвела на Пушкина огромное впечатление. В душе поэта «наступило пробужденье» - пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» - в многолетнем изгнании.

Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом. Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки – Пушкин поднял его – и сорванный ею с куртины цветок гелиотрона, который он выпросил у нее. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки, и опаленные пламенем, замертво падали на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без торжества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…» было написано в 1825 году в Михайловском. В псковской глуши поэту пришлось испытать весьма тягостное для его пламенной натуры одиночество. Но в Михайловской ссылке, может быть впервые, он обнаружил в себе качества, позволившие себе выдержать множество жизненных испытаний в дальнейшем: он притерпелся к наблюдению полиции, открыл истинную поэзию народного творчества, оценил по достоинству домашний уют.

В деревенском уединении (9 августа 1824 года – 3- 4 сентября 1826 года) поэт пережил период, во многом наполненный по необычайному подъему творческих сил знаменитую Болдинскую осень. Здесь были закончены «цыганы»и третья глава «Евгения Онегина». Каждое из произведений – открытие новых эстетических ценностей, формирования своей человеческой личности».

Поэт признавался: «…чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить». Он яснее прежнего познал внутреннюю свободу творчества, и признание его как поэта стало представляться ему в чертах грандиозных…».

Александр Сергеевич много работал над собой. «Недостатки проклятого своего воспитания» исправляет и, обратившись к изучению истории религии, просит брата прислать Библию. Пишет «Подражание Корану».

Отгороженный от мира, как дар судьбы принимает поэт приезд «в псковскую глушь» друзей – Пущина, Дельвига, Гончарова, встречу с А.П. Керн. Пушкин мог гениально предвидеть, что многим читателям женский образ в стихотворении будет связан с предлагаемым адресом – А.П. Керн.

Момент великого видения Ее, удерживаемый памятью поэта, передает первая строфа:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Чем же дорого поэту оставшееся навсегда в памяти «Чудное мгновенье»?

Художник всегда жаждет встречи с прекрасным. В «чудном мгновении» ему даровано видение образа, который становится воплощением его музы и идеала – «чистой красоты».

Великое видение мало родиться в творческом воображении поэта, а могло быть действительно тем чудом, о котором говорит нам Библия.

Незабываемо «мимолетное виденье», потому что было скоротечны, и память хранит его как волнующую тайну.

«Чудное мгновенье» стало загадкой для самого поэта. И проникнуть в тайну неведомого он стремиться с помощью поэзии.

Пушкин находит те поэтические слова, которые позволяют  наиболее полно передать увиденное и прочувствованное. «Слов немного, но они так личны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства…». Слово Пушкина многозначно, многомысленно. Оно заменяет «своею ассоциативной силою развитое и длинное описание».

Попытаемся понять, какой смысл вложен автором в определение «чудное» и в слово – образ «виденье».

Чудный 1. Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

2. Вызывающий удивление, странный.

3. Вызывающий восхищение, дивный, прекрасный.

Видение – что-то нереальное, выдуманное;

Благодаря пушкинскому таланту в стихотворении одновременно проявляются все значения слова-образа. Так, чудное – это и одно из самых прекрасных, и долгожданное, выстраданное, давно желанное, и сказочное, и, возможно, явленное Богом, вещее.

Каким видится поэту прошлое, когда было пережито им столь необычное «видение»? Об этом говорит вторая строфа:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

«Чудное мгновенье» пережито поэтом, когда он был еще далек от настоящих жизненных волнений, пребывал в возвышенно романтических мечтах и воспоминаниях.

Следующая строфа – наступление нового периода в духовном становлении художника.

Что нового открывается поэту при встрече с живой реальностью?

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Мы чувствуем роль времени в судьбе поэта. Слова «Шли годы» вызывает в нашей памяти факты биографии поэта, конкретными событиями наполняется и романтическая фраза «Бурь порыв мятежный…».

Возникает трудно разрешимое противоречие между идеальными устремлениями художника и реальностью, которая становится все суровее:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без торжества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Противоречия между действительностью и возвышенной душой поэта казалось, должно предельно обостриться. Но в духовных исканиях поэта оно разрешается мудрым принятием жизни: «тянулись тихо дни мо». Эволюция поэта включает последовательно пройденные самопознание и достижения жизни: от романтического восторга перед ней – к столкновению с жизненными обстоятельствами – их глубокому осмыслению – рождению поэта-мыслителяю

Поиск гармонии поднимает поэта на духовные вершины, говорит о его духовном росте.

Душе настало пробужденье.

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Однако в чудесном духовном пробуждение поэта и не потеряна связь с реальностью. С душевным преображением поэту снова открываются небеса, он вновь оказывается причастным к тайне «чудного мгновенья».

Гениально подлинная первая строка позволяет сформировать «всеохватывающий» вопрос: «Отчего душе настало пробужденье»: «душе настало пробужденье» вследствие внутренних перемен в самом поэте в процессе напряженного самоанализа; оттого, что его поэтическая натура стремилась к достижению высоких идеалов.

В своем развитии выходит на тот уровень познания мира, где объективно реальное и возвышенно поэтическое обретут высокую форму единства.

Безусловно, существует реальная женщина, которой поэт может сказать интимное ты. Ее существование выявляет страстное личное чувство, проникающее в стихотворение. Но «образ» гения Читой красот» свидетельствует и о его высокой духовности. Творческое становление поэта происходит под благословенным покровительством женщины – хранительницы, никогда не покидающей его, благословляющей художника – творца в момент духовного преображения.

«Чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «гений чистой красоты» отсылают нас к вневременному, вечному беспредельному.

Как ни близка нам героиня стихотворения. Невозможно зримо представить ее облик. Остается тайна …

Еще более ощутима значимость великого явления Ее в том творческом состоянии духа, которое приходит с душевным «воскрешением» поэта:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь.

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Наступил желанный момент вдохновения. Именно в состоянии вдохновения, когда душа расположена и к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следовательно, и объяснению оных», поэт находит и утверждает формулу, отражающую идеальное состояние мира, к которому устремлен и где поэт преображается в творца. В ней одна иерархия ценностей, отражается»пробуждение духа во всей полноте». «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Первый ударный компонент поэтической формулы божество приобретает ту «бездну смысла», в котором открывается глубинная связь высших духовных, эстетических и моральных чувств.

Начальные и последние слова в формуле перекликаются завершают круг и приводят к мысли, что любовь земная восходит к любви божественной.

Таким образом, тайна «чудного мгновенья» привлекла поэта с осмыслению таинственных сторон бытия, приоткрыла потаенный смысл многих явлениях, обнаружила неведомое в самом себе и обратила к важнейшим философским вопросам.

Я вас любил: любовь еще, быть может, 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это стихотворение написано в 1829 году. Стихотворение об умершей любви. Однако это чувство не совсем, не до конца угасло. Поэт бережет светлые чувства и не хочет быть возлюбленной в тягость. Любовь поэта была чиста, страстна. Своей любимой он желает личного счастья. Уникальность Пушкинской любовной лирики в том, что он никогда не желает зла любимым, у него чувства светлые даже если и не взаимные, он отпускает свою любимую на свободу.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла».

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шуршит Арагва передо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит от того,

Что не любить оно не может.  

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла, вызывает много споров, есть мнение что оно посвящено Марии Николаевне Волконской (1822г). Когда Пушкин был на Кавказе. Другие утверждают, что стихотворение посвящено Гончаровой. Для читателя важнее то, что стихотворение, как и многие стихи этой тематики. В этом стихотворении поэт тоскует по своей любимой находясь в разлуке, но потом будет встреча, и печаль его светла».

Парадоксальна загадка Болдинской любовной лирики поэта. Он создает циклы стихотворений обращенных к другим женщинам. Поэт готовится вступить в новую полосу бытия и он подводит итог навсегда расстаться с прошлым. У поэта будет одна муза – женщина Наталья Гончарова.

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взиграли, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания, творец

Тебя мне ниспослал, тебя моя мадонна,

Чистейшей прелести, чистейший образец.

В стихотворении «Мадонна» Поэт признается, что исполнились желания. Назвав свою избранницу Мадонной, что лучшей уже не может быть, предел. Любовь Пушкина часто была драматичной, но духовное единство любящих – это печать, которой отмечена вся любовная лирика поэта.


                                  


Заключение

Самые величайшие из европейских поэтов никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа и всю тайну его призвания, как это мог проявить Пушкин. При этом названное свойство Пушкина явилось, по Достоевскому, не индивидуальным даром поэта, а следствием народности его зрелой поэзии, его лирики и самой личности.

Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна»

Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н. Н. Гончаровой) выразились в строках:

      

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец

Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека.

Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться ее кристальной чистоте, ясности, одухотворенности. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке.

 



Список использованной литературы

 

1. Анненков П.В. Материалы биографии А.С. Пушкина. – соч. Пушкина в 7 томах. Т.1., СПб, 1855.

2. Анциферов Н.П. Петербург Пушкина. – М., 1950.

3. Анциферов Н.П. Пушкин в Царском Селе. – М., 1950.

4. Ахметова А.А. О Пушкине. – Л., 1977.

5. Ашукин Н.С. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1949.

6. Бартенев П.И. Пушкин в Южной России. – М., 1914.

7. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – М., 1960.

8. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826) – М., 1950.

9. Большая советская энциклопедия (в 30 томах) /Гл. ред. А.М. Прохоров. – Изд.3-е. – М., 1978.  

10. Бродский Н.Л. А.С. Пушкин. – М., 1937.

11. Гессен А.И. Жизнь поэта. – М, 1972.

12. Глинка В. Пушкин и осенняя галерия зимнего дворца. – Л., 1949.

13. Гроссман Л. Пушкин. – Изд 3-е ЖЗЛ. – М., 1960.

14. Золоторева И.В. Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX. 10 класс 1-е полугодие. – М.: издательство «ВАКО», 2003.

15. Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина. – Л., 1974.

16. Томашевский Б.В. Пушкин, - Л, 1925.

17. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники – М., 1969.

18. Цветаева М. Мой Пушкин. – М., 1967.

19. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. _ М, 1936.

20. 1000 золотых сочинений для старшеклассников и абитуриентов- Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис», 2005.

 

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: