За всю историю изучения и осмысления феномена тела представителями разных научных дисциплин накоплено достаточно материала для возникновения уверенности в том, что телесность – предмет глубоко и детально изученный, прочитанный, истолкованный. Однако, в полной мере это может касаться только естественнонаучной парадигмы. Области, в которых тело человека является предметом детального изучения, сложно перечислить: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др. Тело как материальный субстрат, значимый для изучения и понимания психических процессов, развития человеческого сознания все более широко изучается психосоматикой, психофизиологией, тысячелетия насчитывает практическая «работа» с телом в области медицины, оздоровительных технологий и т.д. Словом, для «наук о природе» человеческое тело, по вполне понятным причинам, – предмет давнего и пристального внимания.
Анализ телесности, с достаточно полным обзором и классификацией различных исследовательских подходов к изучению телесности человека представлен в трудах современных отечественных исследователей И. М. Быховской [4] (в социально-культурологическом аспекте) и В. Л. Круткина [19] (в онтологическом аспекте). В книге Л. В. Жарова [8] намечена перспектива исследования телесности в контексте совокупной человеческой деятельности как феномена культуры. Отождествление телесности и физической культуры, т.е. тело как единство нравственной, эстетической, интеллектуальной, деятельно-практической культуры, последовательно проводится в книге Н. Н. Визитея [5].
|
|
Существенное значение для продвижения в обозначенной предметной области имеют исследования психологического (А. Н. Леонтьев) и психоаналитического характера (З. Фрейд, Ж. Лакан, Ж. Батай, М. Фуко), связанные с проблемой формирования образа физического «Я» человека в структуре его самосознания и самооценки, проблемой «телесность и культура». Эти вопросы достаточно плодотворно разрабатываются во многих специальных исследованиях и достаточно хорошо освещены в литературе (С. Зимовец, Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская, Л. П. Гримак, В. М. Лейбин и др.).
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Р. Бернс, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Р. И. Меерович, М. О. Мдивани, Е. Т. Соколова и др.)
В. Пономарчук отмечает, что телесность не определятся лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется еще и возможностью сознательной деятельности, потому что только в этом случае мы можем говорить о телесности человека [23, с.92].
|
|
В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.
Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление «Я» и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.
А. В. Коростелина утверждает, что неуверенность в своем отождествлении характерна для людей нашей культуры. Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять [18, с.110].
Многие психотерапевты отмечают, что число пациентов, проявляющих шизоидные черты, неуклонно растет. Типичное для нашего времени психическое затруднение – не истерия, как во времена Фрейда, а шизоидный тип.
Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще всего развивается в подростковом возрасте [18, с.110-112].
Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду. Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки для частого недовольства своей внешностью.
Воспитываясь даже в полной семье, в которой для его развития созданы все необходимые условия, ребенок тем не менее сталкивается с трудностями формирования положительного образа своего тела.
Термин «образ» – это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.
В социальной сфере образ имеет как позитивный аспект, так и негативный. Каждое человеческое усилие достигает цели благодаря присутствию образа желаемого.
Образ бывает опасен на социальном уровне, где его функция открыто признается, и при личном конфликте. Это заметно в семье, где мужчина стремиться исполнить свое представление об отцовстве, противопоставляя его потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение «Я», чувство отождествленности и контакт с реальностью.
Особенные проблемы могут возникнуть у детей, воспитывающихся в обстановке излишней закрепощенности, в подавлении телесного, чувственного начала. Часто в результате неправильного воспитания подросток ведет себя как автомат и теряет гармоничность и естественность манер. Чтобы решать проблему шизоидов, в образовании и терапии необходимо совмещать эмоциональное и ментальное развитие, стараться работать с телом так же, как и с интеллектом. Стоит понять, что спонтанность и удовольствие очень важны для продуктивной и творческой жизни.