Анализ результатов эксперимента

         В ходе эксперимента нами были получены первичные данные, занесенные в таблицы 1 и 2, где знаком «+» отмечены ответы испытуемых (приложение 1).

    В результате статистической обработки первичных данных исследования мы получили выраженность показателей идентичности:

                                                                                                  Таблица 3

Показатели идентичности

Категория

Выраженность

подростки юноши и девушки
Физическая идентичность 7,8% 4,3%
Социальная идентичность 23% 21,5%
Рефлексивная идентичность 46,3% 47%
Деятельностная идентичность 11,5% 20,7%
Гражданская идентичность 3,8% 2,5%
Глобальная идентичность 3,8% 1,5%
Религиозная идентичность 3,8% 2,5%

 

    Эти данные были отражены нами на диаграмме:

                                                                                                  Диаграмма 1

Показатели выраженности идентичности

 

Итак, из таблицы 3 и диаграммы 1 наглядно видно, что в целом можно выделить три превалирующие группы идентичности, которые выражены в обеих группах: социальная, деятельностная и рефлексивная. Физическая, глобальная, гражданская и религиозная идентичность выражены слабо.

Что касается возрастной динамики физической идентичности, то в ходе эксперимента мы наблюдали снижение процента выраженности физической идентичности от подросткового к юношескому возрасту (с 7,8% до 4,3%). Это объясняется, на наш взгляд тем, что к 15-16 годам у юношей и девушек происходит становление относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза – при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте – в ходе проведенного экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).

Анализ работ, посвященных изучению особенностей подросткового возраста, позволяет утверждать о существовании повышенного интереса подростка к собственному «Я», высокой сензитивности к оценкам других своей личности. К юношескому возрасту самосознание достигает высокого уровня, т.к. именно тогда появляется мировоззрение человека.

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Наблюдается закономерный поступательный процесс. От элементарных самоощущений и актов самоузнавания, дифференцирующих «Я» и «не-Я», ребенок переходит к осознанию себя как устойчивого объекта внимания и отношений со стороны других людей и одновременно как активного субъекта деятельности, носителя тех или иных черт и качеств, обладание которыми дает ему определенное социальное положение, уровень притязаний и т.д.

Особую роль внешний облик (тип телосложения, особенности телесной организации, походка, наличие каких-либо телесных дефектов) приобретает в пубертатный период. Благодаря бурному росту и перестройке организма, резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Представление о своей внешности не случайно занимает важное место в самосознании подростка.

Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование. В ходе эксперимента мы наблюдали снижение процента выраженности физической идентичности от подросткового к юношескому возрасту (с 7,8% до 4,3%). Это объясняется, на наш взгляд тем, что к 15-16 годам у юношей и девушек происходит становление относительно устойчивого представления о себе как цельной личности.

Результаты исследования отражены нами во второй части курсовой работы.    

Таким образом, цель исследования – изучить феномен телесности человека как компонент социальной идентичности личности и проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте – подтверждена.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

                                                                                             Таблица 1

Первичные данные по группе «А»

№ испыт. ФИ СИ РИ ДИ ГИ ГлИ РелИ
1 ++ +++++ ++++++++++ +++   + +
2 ++ ++++ ++++++++++ ++ + +  
3 +++ +++++ +++++++++ +++      
4 ++ +++++ +++++++++ +++ +    
5 + +++++ +++++++++ ++ + + +
6 + ++++ +++++++++ ++ + + +
7 + +++++ +++++++++ ++ + + +
8 + +++++ ++++++++++ +++ +    
9 ++ ++++ +++++++++ ++ + + +
10 ++ ++++ +++++++++ + ++ + +
11 +++ ++++ +++++++++ ++   + +
12 + +++++ ++++++++++ +++   +  
13 + +++++ ++++++++++ +++ +    
14 + ++++ +++++++++ ++ + ++ +
15 ++ +++++ +++++++++ ++   + +
16 + ++++ +++++++++ +++ + + +
17 ++ +++++ ++++++++++ ++ +    
18 + +++++ +++++++++ ++ + + +
19 + +++++ +++++++++ ++ + + +
20 ++ ++++ +++++++++ +++   + +
21 + +++++ ++++++++++ ++ + +  
22 ++ ++++ +++++++++ ++ + + +
23 + +++++ +++++++++ ++ + + +
24 + ++++++ +++++++++ ++ + +  
25 ++ ++++ ++++++++++ ++ + +  
26 + +++++ +++++++++ ++ + + +
27 ++ ++++ +++++++++ ++ + + +
28 ++ ++++ +++++++++ +++   + +
29 + ++++ +++++++++ +++ + + +
30 + ++++ ++++++++++ ++   + +
31 ++ +++++ +++++++++ ++ + +  
32 ++ ++++ +++++++++ +++ +   +
33 ++ +++++ +++++++++ +++ +    
34 + ++++ ++++++++++ +++   + +
35 + +++++ +++++++++ ++ + + +
36 +++ ++++ +++++++++ ++ +   +
37 + +++++ +++++++++ +++   + +
38 ++ ++++ +++++++++ +++ +   +
39 + +++++ ++++++++++ ++ +   +
40 + +++++ +++++++++ ++ + + +
41 +++ +++++ +++++++++ + + +  
42 + +++++ +++++++++ ++ + + +
43 ++ +++++ +++++++++ ++   + +
44 ++ ++++ +++++++++ ++ + + +
45 + +++++ ++++++++++ ++ + +  
46 + +++++ +++++++++ +++   + +
47 ++ ++++ +++++++++ + +   +
48 ++ ++++ +++++++++ ++ + + +
49 + +++++ +++++++++ +++ +   +
50 + +++++ +++++++++ ++ + + +
51 + +++++ +++++++++ ++ + + +
52 + +++++ +++++++++ ++ + + +
Итого: 80 240 480 120 40 40 40

Таблица 2

Первичные данные по группе «Б»

№ испыт. ФИ СИ РИ ДИ ГИ ГлИ РелИ
1 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
2 + ++++ +++++++++ +++++   +  
3   +++++ ++++++++++ ++++     +
4 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
5 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
6   +++++ ++++++++++ ++++   +  
7 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
8 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
9 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
10 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
11 + ++++ +++++++++ +++++   + +
12 + ++++ +++++++++ ++++   + +
13   +++++ ++++++++++ ++++ +    
14   +++++ ++++++++++ ++++ +    
15 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
16 + ++++ +++++++++ +++++ +   +
17 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
18 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
19   +++++ ++++++++++ ++++     +
20 + ++++ ++++++++++ ++++   +  
21 + ++++ +++++++++ +++++ +   +
22 + +++++ +++++++++ ++++ +    
23 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
24 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
25 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
26 + ++++ +++++++++ ++++   + +
27 + +++++ +++++++++ +++++   + +
28 + +++++ +++++++++ ++++ +    
29 + +++++ +++++++++ ++++   +  
30 + ++++ ++++++++++ ++++   +  
31 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
32 + ++++ ++++++++++ ++++   +  
33 + +++++ +++++++++ +++++      
34 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
35 + ++++ +++++++++ ++++     +
36 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
37 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
38   +++++ ++++++++++ ++++     +
39   +++++ ++++++++++ +++++      
40 + +++++ ++++++++++ ++++      
41 + ++++ +++++++++ ++++ +   +
42 + ++++ ++++++++++ ++++     +
43 + +++++ ++++++++++ ++++      
44 + ++++ +++++++++ ++++   + +
45   +++++ ++++++++++ +++++      
46 ++ ++++ +++++++++ ++++   +  
47 + ++++ +++++++++ +++++   +  
48 + ++++ ++++++++++ ++++ +    
49 + ++++ +++++++++ ++++   + +
50 + +++++ +++++++++ ++++   +  
Итого: 43 215 470 207 25 15 25

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: