Как фактор выбора карьеры

 

Индивидуальные особенности играют существенную роль в профессионально-деловом успехе человека. Не все способны оценить свою индивидуальность и использовать заложенный в ней потенциал. Классификация индивидуальных признаков, имеющих значение при выборе карьеры, может выглядеть следующим образом:

1 – черты характера;

2 – профессиональные склонности;

3 – способности и опыт;

4 – происхождение[14].

Рассмотрим их подробнее.

Черты характера.

Различные авторы по-разному представляют себе набор качеств, необходимых для успеха в жизни. Сравнивая и комбинируя их, можно перечислить следующие характерные черты преуспевающего человека:

• уверенность в себе;

• общительность;

• способность к самоутверждению;

• уравновешенность;

• объективность.

Удачное сочетание этих черт может оказать положительное воздействие на профессионально-деловой успех. Естественно, что у каждой личности эти характерные черты проявляются в разной степени, причем одна может компенсировать недостаток другой. Все они настолько важны, что развитию каждой из них нужно уделить серьезное внимание.

Профессиональные склонности.

Специалисты насчитывают только в нашей стране около 7000 профессий. Причем то и дело возникают новые профессии и отмирают устаревшие. В международный стандарт классификации профессий их было занесено 9333.

Для верного выбора в этом огромном числе профессий можно воспользоваться методом академика Е.А. Климова, позволяющим определить свои склонности.

Он заключается в следующем: все виды профессиональной деятельности по содержанию труда, по отношению человека к объектам окружающего мира делятся на пять основных типов (см. приложение 3).

1. Профессии типа «человек – природа» связаны с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе. Сюда можно отнести профессии, связанные с изучением Земли (геолог, геофизик, океанолог, метеоролог и т. д.), ее растительного и животного мира (ботаник, биолог, зоолог и т. д.), производством продукции животноводства и растениеводства (садовод, овцевод, агроном и т. д.).

2. В профессиях типа «человек – техника» не обойтись без использования разнообразных машин и механизмов, приборов и инструментов. Сюда относится великое множество промышленных и строительных специальностей (сталевар, литейщик, токарь, слесарь, швея, инженер и т. д.), а также вождение и обслуживание транспортных средств.

3. К профессиям типа «человек – знаковая система» относятся разнообразные формы деятельности, связанные с обработкой информации. Это работа с системами: языковыми (библиограф, нотариус, лингвист, историк, философ и т. д.), абстрактно-математическими (статистик, кассир, математик, экономист), графическими (чертежник, конструктор, картограф и т. д.), с системами и средствами обработки знаков (программист ЭВМ, оператор и т. д.).

4. Основное содержание профессий типа «человек – художественный образ» – искусство, художественная культура. Сюда можно отнести изобразительное творчество (архитектор, живописец, дизайнер и т. д.), художественную обработку материалов (гравер, модельер, ювелир и т. д.), создание художественных зрелищ (композитор, дирижер, балетмейстер, актер и т. д.).

5. Основным содержанием профессий «человек – человек» является общение. Здесь необходимо поддерживать и устанавливать контакты с людьми. Сюда относятся педагогические профессии (учитель, воспитатель, тренер и т. д.), область юстиции (арбитр, юрисконсульт, милиционер, следователь и т. д.), культпросветработа (библиотекарь, экскурсовод, корреспондент), сфера обслуживания (продавец, официант, парикмахер), сфера управленческой деятельности (менеджер).

Реальные профессии представляют собой комбинацию различных видов деятельности. Например, профессии, связанные с медициной, относятся как к системе «человек – человек», так и к системе «человек – природа».

Данная методика осуществляет выбор карьеры на основе тех навыков и умений, от реализации которых человек получает наибольшее удовлетворение. В наше время этому придается большое значение, так как от удовлетворения зависит настроение человека, которое не только влияет на его здоровье и моральный климат в коллективе, но и является важнейшим и необходимым условием роста производительности труда, надежной гарантией от ошибок и упущений, халатности и небрежности.

Способности и опыт.

Человеку самому трудно определить свои способности. Людям свойственно либо завышать их, либо (реже) занижать.

Способности человека определяются разнообразными факторами: наследственностью, воспитанием, состоянием здоровья, средой обитания и многим другим.

Более того, способности не остаются неизменными, их можно развивать, но можно и утратить. Способности и личностные качества трудно рассматривать в отрыве от их приложения. Например, способность оригинально мыслить необходима исследователю, может быть полезна руководителю, но совершенно излишня при работе на конвейере.

Определив профессиональные склонности, стоит разобраться, какие способности необходимы для работы по выбранной специальности, и определить, в какой мере эти качества присутствуют; и если эти качества недостаточно развиты, необходимо будет заняться их развитием.

По специальной таблице можно определить, какие способности необходимы для выбранной профессии (см. приложение 3).

Чтобы оценить наличие у себя той или иной способности, лучше всего обратиться к людям, которые хорошо вас знают, к родным, друзьям, знакомым, коллегам по работе и попросить их написать на бумаге, что они считают вашими сильными сторонами, где, по их мнению, вы могли бы особенно эффективно применить свои способности, что для этого стоило бы сделать, какие качества мешают вам, каких вам недостает и т. д. Можно использовать и более сложные психодиагностические методики.

Не следует путать способности с профессиональными знаниями и навыками. Это означает, что набор качеств, необходимых, например, бухгалтеру, не сделает человека настоящим бухгалтером, если он не прошел соответствующего обучения.

Однако способности и опыт тесно связаны, например, если вы хотите чему-то научиться, используя накопленный опыт. Если вы склонны чаще обращаться к прошлому, напрашивается вывод, что ваша сила заключается в умелом использовании опыта, накопленного вами большей частью бессознательно. При решении задач вы охотнее опираетесь на свое чутье, чем на логику аргументов.

Происхождение.

Многие утверждают, что происхождение в значительной мере определило всю их последующую жизнь. И во многих случаях это действительно так. Однако доказано, что успех и происхождение не всегда связаны. Нередко высказывается мнение, что трудно рассчитывать на успех, если нет соответствующего происхождения и вытекающих отсюда связей. Однако есть источники, утверждающие, что так называемые нижние и средние слои являются основными поставщиками руководящих кадров.

Почти у половины (48 %) управляющих и председателей правлений фирм отцы – служащие, чиновники или самостоятельные предприниматели среднего звена. Вместе с менеджерами, выходцами из рабочих семей (11 %), эта группа составила почти 60 % высших руководящих кадров.

Разумеется, нельзя отрицать, что, унаследовав собственность, легче осваивать новые горизонты, но, с другой стороны, совсем не просто быть наследником. Не всякому дается искусство управлять отцовским наследством, приумножать его. И в то же время есть люди, создавшие на пустом месте целые империи.

Какого происхождения вы бы ни были, используйте все ценное, что вам досталось или достанется по наследству, причем это могут быть не только обязательно материальные ценности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

В широком смысле понятие «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни». В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Различают несколько видов деловой карьеры: центростремительная, горизонтальная, вертикальная, внутриорганизационная, межорганизационная.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости. Индивидуальные особенности (способности, темперамент, характер, воля, эмоции) играют существенную роль в профессионально-деловом успехе человека. Не все способны оценить свою индивидуальность и использовать заложенный в ней потенциал.

Различные авторы по-разному представляют себе набор качеств, необходимых для успеха в жизни. Сравнивая и комбинируя их, можно перечислить следующие характерные черты преуспевающего человека: уверенность в себе; общительность; способность к самоутверждению; уравновешенность; объективность. Удачное сочетание этих черт может оказать положительное воздействие на профессионально-деловой успех. Естественно, что у каждой личности эти характерные черты проявляются в разной степени, причем одна может компенсировать недостаток другой. Все они настолько важны, что развитию каждой из них нужно уделить серьезное внимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160с.

2. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672с.

3. Дружинников В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Электронный ресурс // Режим доступа:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php

4. Иванова-Швец Л.Н. Управление персоналом. – М.: ЕАОИ, 2008. – 200с.

5. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.

6. Макарова И.К. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. Грибоедова, 2006. – 98с.

7. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. - 2008. № 6. - С. 91-103.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд.. – М.: Владос, 2003. – 489с.

9. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

10. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с.

11. Резник С.Д. Персональный менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 388с.

12. Стаут Л. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2006. – 536с.

13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 421с.

14. Управление персоналом: Словарь-справочник. – Электронный ресурс // Режим доступа:  http://psyfactor.org/personal/personal10-05.htm

15.  Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 608с.

 

 


[1] Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. – С. 134.

[2] Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. – С. 137.

[3] Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал. - 2008. № 6. - С. 91-103.

[4] Дружинников В. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/drugin/index.php

[5] Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд. перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – С. 42.

[6] Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 281.

[7] Управление персоналом: Словарь-справочник. – Электронный ресурс // Режим доступа:  http://psyfactor.org/personal/personal10-05.htm

[8] Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 429.

[9] Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е изд.. – М.: Владос, 2003. – С. 397.

[10] Психология человека от рождения до смерти / Под ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – С. 218.

[11] Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. – С. 263.

[12] Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 96.

[13] Боронова Г.Х. Психология труда: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – С. 101.

[14] Резник С.Д. Персональный менеджмент. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 106 – 110.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: