Связь арт-терапии с процессом социально- культурной реабилитации детей с О.В.З

Современная система реабилитации объединяет в единый комплекс всевозможные компоненты процесса улучшения здоровья и социального статуса самыми различными средствами. Наиболее актуальным и развивающимся направлением такого плана является социально- культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Социально-культурную стратегию в наши дни можно обозначить формулой:

от работы для населения – к самостоятельности и инициативе самого населения, к социо- культурному росту масс. Это очень ярко находит отражение в «Основах законодательства РФ о культуре» (Закон РФ от 9 октября 1992г. №3612-1) где заявлено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств.

Социально- культурная деятельность призвана стать условием реализации конституционных, демократических прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. В этом и состоит феноменальность самостоятельной подсистемы общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей- социально-культурной деятельности.

Во внимание социально-культурного  аспекта реабилитации принимаются четыре важнейших ракурса человеческого существования: жизнеобеспечение, социализация, коммуникации, рекреация (отдых).

Уникальность социально- культурной деятельности состоит в предоставлении возможностей каждому ребенку с О.В. приобрести коммуникативный опыт завязать контакты, опробовать свои способности и силы в профессиональной сфере.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социально-культурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями является анализ резервов и возможностей досуга и досуговой деятельности. С содержательной точки зрения досуговая жизнедеятельность инвалидов исключает в себя следующие составные компоненты: занятия различными видами творчества, логические и деловые игры, занятия, досуговые мероприятия, праздники, конкурсы, фестивали, разного рода оздоровительные процедуры и психологическая разгрузка.

Одним из инновационных положений социально-культурного развития личности является арт-терапия, являющаяся продолжением современной реабилитации.

Наиболее точное определение арт-терапии содержится в документе Британской ассоциации арт-терапевтов («Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специальных школах и социальной сфере», 1991г.): арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагаем взаимодействие между автором художественной работы (пациентом), самой работой и психотерапевтом; арт-терапевты стремятся создать для пациента такую среду для работы, в котором он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать свои переживания.

Основой арт- терапевтического взаимодействия является выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством экспрессии.

Ребенку с проблемами необходимо как можно чаще переживать состояние увлеченности каким-то делом, чтобы терялось  ощущение хода времени. Именно тогда возникают

 

нестандартные творческие решения и, что особенно важно, раскрываются резервные силы организма (3;60).

Способствующую раскрытию уникальности и самобытности личности человека, социальную сферу нельзя недооценивать как развивающую, восстанавливающую, социализирующую возможности и значение культуры и искусства в реабилитационном процессе (5;52).

 

 

Заключение

 

Проанализировав литературу по тематике социально-культурной реабилитации детей с проблемами, средствами арт-терапии, мы выявили проблему социально-культурной реабилитации, где для людей «второго сорта» раскрыта дорога полноправного участия в общественной жизни.

Успешное развитие ребенка зависит от отношений личности с институтами социализации, при этом важное место в социальной среде отводится культурно -досуговой деятельности, поскольку она рассматривается как поле для духовного формирования личности, ее активности, инициативности, творческой реализации. И эту же цель преследует арт-терапевтический процесс.

Социально-культурная реабилитация- это процесс творческого взаимодействия людей с ОВЗ через самостоятельную, самодостаточную сферу их социально- культурной деятельности, благодаря которой обеспечивается творческое воспроизводства личности.

Социальную сферу нельзя недооценивать как развивающую, социализирующую возможности и значение культуры и искусства в реабилитационном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Вернер Д. «Реабилитация детей- инвалидов» - М.,1995г.

2.Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» - Спб., 1998г.

3.Копытин Л.И. «Основы арт- терапии» - Спб., 1998г.

4.Медведева Е.А. «Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании(Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко: Учебник для средних и высших учебных заведений.) - М., 2001г.

5.Особый ребенок. Проблемы и решения (под. ред.Е.Т. Лильина) – М., 2002г.

6.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия» - М.: Владос,1999г.

7. «Технология социальной работы» (под. ред. И.Г.Зайнышева: Учебное пособие для студентов вузов) – М.: Владос, 2000г.

8.Госдоклад «О положении детей в РФ»-2002г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: