Таможенный кодекс таможенного союза соответствует Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур и предусматривает:
- единые правила декларирования товаров;
- единые таможенные процедуры;
- единую методологию определения таможенной стоимости;
- единые правила начисления и взимания таможенных платежей;
- единые правила таможенного контроля.
Согласно Таможенному кодексу (Статья 2), «Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией».
Появление регионального таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств.
|
|
Создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации означает устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что снижает издержки, способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и России.
По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования (отделение экономики РАН) суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году.
Формирование единого экономического пространства
К настоящему времени в ЕврАзЭС в формате всех государств проводится работа по формированию отдельных элементов единого экономического пространства. Подписаны Соглашение о сотрудничестве государств-членов Евразийского экономического сообщества на рынке ценных бумаг, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах Евразийского экономического сообщества и Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества, утверждены перечень основных показателей социально-экономического развития государств и порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств-членов ЕврАзЭС, Концепция формирования Единого транспортного пространства ЕврАзЭС, Концепция согласованной социальной политики государств-членов ЕврАзЭС, Концепция международной деятельности Евразийского экономического сообщества на 2008-2010 годы и Концепция формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС.
|
|
Создана нормативная база для разработки межгосударственных программ. В настоящее время в ЕврАзЭС ведется работа по подготовке ряда проектов межгосударственных целевых программ.
В рамках Сообщества разработаны и одобрены решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 12 декабря 2008 г. № 395 совместные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса.
В ходе создания единого экономического пространства предстоит сформировать договорно-правовую базу, регулирующую:
- общий рынок услуг,
- общий финансовый рынок и развитие валютной интеграции,
- общий рынок труда и сотрудничества в области миграционной политики, а также в социально-гуманитарной сфере.
Формирование общего рынка услугпредполагает создание условий для либерализации взаимной торговли услугами, проведение согласованной политики в этой сфере в отношении третьих стран, оформление изъятий из режима наибольшего благоприятствования в пользу государств-членов ЕврАзЭС в договорно-правовых отношениях с третьими странами и таможенными союзами.
Предстоит осуществить работу по созданию условий, обеспечивающих свободу движения капитала, сформировать общий финансовый рынок, согласовать принципы и условия перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.
Сотрудничество в области миграционной политики направлено на формирование согласованной социальной политики, создание условий для свободного перемещения граждан на основе простых, ясных и понятных всем мер для контроля за миграцией населения, разработку принципов регулирования трудовой миграции и повышения трудовой мобильности населения государств-членов Сообщества; сотрудничество в социально-гуманитарной сфере – создание общего образовательного пространства, проведение совместных мероприятий в области здравоохранения, спорта, культуры.
Заключение
Таможенное законодательство и таможенное дело в целом – неотъемлемая часть ведения как внутригосударственной, так и внешней политики. Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих законодательных и нормативных актах государства.
Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.
Изучив все особенности развития таможенного дела в России, можно с уверенностью сказать, что развивалась российская таможенная система периодично.
Первой стратегической целью ФТС является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
Второй стратегической целью ФТС является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
Третья стратегическая цель ФТС - выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ.