Глава 4. Развитие таможенного дела в РФ

 

4.1. Таможенное дело в России в 90-е годы

Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России пришлось начинать прежде всего с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю.

Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.

Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава. Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.: более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново. На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвленнее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы.

В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.). В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенного кодекса Российской Федерации. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально-экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. В конце года таможенные органы были отнесены к военизированным государственным организациям. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась в международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики и таможенного дела.         

В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТС) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.        

ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур.

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы.

Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов.

 

4.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века

В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указом Президента России от 13.05.2000 г. повлекла за собой изменения и в системе таможенных органов. Вызвано это, прежде всего учреждением института полномочных представителей Президента Российской Федерации и созданием в стране семи федеральных округов. В связи с этим 13 региональных таможенных управлений были реорганизованы в 7 управлений, действующих на территориях федеральных округов. Количество таможен сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Сформировалось новое территориально-структурное размещение таможенных органов России. 2000 год стал для таможенной службы России рубежным. Она включилась в осуществление кардинальной реформы таможенной системы государства. Ее необходимость была обоснована в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 8 июля 2000 г. Во главу угла были поставлены задачи оптимизации таможенного тарифа и коренного изменения системы таможенного администрирования.

Для таможенной политики важную роль сыграли не только введение нового Таможенного кодекса Российской Федерации в 2003г. и пересмотр таможенного тарифа, но и принятие Федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и других органов исполнительной власти.

Коренной перестройки потребовала и сама система таможенных органов, еще сохраняющая элементы торможения как наследие советского периода, так и сформировавшейся российской таможенной бюрократии, нацеленная на применение системы таможенных барьеров и неспособная к гибкому регулированию в условиях ежегодного товарооборота, применения новых методов стимулирования внешней торговли, особенно в части применения новых таможенных технологий и предпринимательства в таможенном деле.

В 2004 г. в рамках реформы административной системы органов исполнительной власти в российской Федерации на базе Государственного таможенного комитета была сформирована Федеральная таможенная служба (ФТС России) с подчинением Министерству экономического развития и торговли РФ. При этом функции самой службы подверглись серьезному пересмотру – фактически таможенным органам предоставлены лишь функции контролирующего органа, при этом функции формирования таможенной политики сконцентрированы у Правительства РФ, в частности Минэкономразвития и Минфина России.

Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы", ст.2162 установлено, что Федеральная таможенная службы РФ передается из ведения Министерства экономического развития и торговли РФ в непосредственное подчинение Правительству РФ.

Функции Министерства экономического развития и торговли РФ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела переданы полностью ФТС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе.

В систему таможенных органов РФ по состоянию на 1 января 2008г входят 7 региональных таможенных управлений, 4 специализированных региональных таможенных управления, 136 таможен, 707 таможенных постов, 6 учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и 7 представительств ФТС России за рубежом.

Постоянное внимание Правительства РФ к развитию таможенной политики и совершенствованию таможенных органов приносит свои результаты. Федеральная таможенная служба России в 2006г. перечислила в доход федерального бюджета более 2,86 трлн. руб (почти 105,3 млрд. долл). Увеличенное плановое задание перевыполнено на 0,4 %. При этом первоначальное задание, установленное в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", перевыполнено на 34 %.

В среднем за 2006 г. ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составили почти 426 млн. долл. Если в январе 2006 г ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составляли 381 млн. долл, то в декабре 2006 г - 505 млн. долл.

Каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в 2006 г, дал отдачу в 79,9 руб. Если в 2005 г каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 33,27 млн. руб. при средних затратах на его содержание в 396,5 тыс. руб., то в 2006 г поступления в федеральный бюджет в расчете на одного таможенника увеличились в 1,34 раза - до 44,62 млн. руб. при затратах в 558,4 тыс. руб.

Первой стратегической целью ФТС является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Совершенствование системы контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты взимания таможенных платежей и своевременности их уплаты является необходимым условием выполнения контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет.

Второй стратегической целью ФТС является повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Определение этой стратегической цели обусловлено, прежде всего, необходимостью принятия мер по оптимизации, повышению прозрачности и сокращению времени для прохождения таможенного оформления и таможенного контроля участниками ВЭД, а также развития таможенной инфраструктуры, увеличения пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу РФ, повышения уровня их технической оснащенности.

Третья стратегическая цель ФТС - выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в РФ, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу РФ запрещен. Влияние рассматриваемой стратегической цели на достижение стратегических целей развития страны выражается в непосредственном участии таможенных органов в решении наиболее острых проблем в области национальной безопасности.

В сложившихся условиях первостепенное значение приобретает обеспечение эффективности таможенного контроля на основе повышения его целенаправленности и избирательности, совершенствование оперативно-розыскной деятельности, развитие международного и межведомственного взаимодействия в сфере борьбы с таможенными правонарушениями с целью реализации рамочных стандартов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.

Изложенные цели и задачи актуальны и в текущем 2009 году, так как их полное достижение намечено на 2010 год. Все показатели, отмеченные в 2006 году планируется изменить в 2 раза. Например: время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования запланировано сократить с 48 часов в 2006 г до 24 часов в 2010 г - за счет дальнейшего упрощения и ускорения проведения таможенных процедур путем активизации работы по внедрению электронного декларирования и предварительного информирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: