Развитие таможенного дела на Руси

 

2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в.

О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией таможенные обычаи и льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки. Как норма обычного права существовало правило взимать мыт или мыто – сбор за провоз товара через заставы. Было мыто "сухое" – при провозе товаров по суше и мыто "водяное" – при провозе товара по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница" или "митница" – место сбора мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства.

В XI – XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.

С развитием крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел в XIII – XIV вв. русские города устанавливали связи с западными государствами. Так, сначала Новгород, а затем Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот в торговле с государствами северной Европы. Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к возникновению в русском языке слова “тамга”, означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. Вскоре так стали называться пошлины, взимавшиеся при торговле на рынках и ярмарках. От слова “тамга” был образован глагол “тамжить”, то есть облагать товар пошлиной, а место, где товар “тамжили”, стало называться таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. В обиход вошли словосочетания “таможенный голова” (старший таможенник), “таможенная грамота” (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с привозимого товара пошлину). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров, это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления.

В XVII в. международные договоры, заключавшиеся князем Московским с конца XV в., сменили жалованные и проезжие грамоты. Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени. Жалованные грамоты выдавались великим князем отдельным собственникам и также наделяли их правом взимать известные торговые и проезжие пошлины. При вступлении на престол нового великого князя жалованная грамота прежнего князя могла утратить силу.

2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии.

XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных (казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.

Говоря о внешней торговле России конца XVI-XVII вв. следует особо подчеркнуть значение г. Архангельска, где проводились ярмарки, имевшие характер всероссийских.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного законодательства, с целью защиты национальных интересов России в торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

«Соборное уложение» 1649г с целью прекращения злоупотреблений откупщиков и целовальников в отношении торговых и служилых людей содержало особый статейный список, запрещающий взимать пошлины со служилых людей, выполняющих поручения государя.

«Соборное уложение» определило статус сухопутных и водных путей и дифференцировало платежи за перемещение по сухопутным и водным магистралям. Мытчики, перевозчики и мостовщики получили в свой доход соответствующие пошлины – мыто, перевоз и мостовщину. Также «Соборное уложение» сохранило таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты.

После принятия «Соборного уложения» государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.

Первым шагом стала отмена в 1649 г. привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские.

Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.

Первым шагом таможенной реформы явился Именной Указ с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров", подписанный Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.

В Указе говорилось: "Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостинной и суконной и черных сотен и слобод и городовых всяких чинов людей, указал, и Бояре приговорили: впредь свою Государеву и таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и с хлеба на Москве и в городах с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с рубля, почему который товар ценою на деньги в продаже будет".

В соответствии с этим торговым уставом многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Царское правительство вынуждено было проводить протекционистскую политику в отношении русской торговли отечественными товарами и торговли иностранными товарами внутри страны. 22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав. Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин. В нем были уточнены разделы о торговле иностранцев, резко увеличены торговые пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены проезжие пошлины, введены запретительные тарифы на вино, сахар, табак и другие товары.

Новоторговый указ носил ярко выраженный протекционистский характер -  ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: в Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В то же время ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

По мере становления Русского государства и развития его экономики укреплялась таможенная охрана, основной задачей которой являлся сбор пошлины и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Сразу же после заключения Андрусовского перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.

К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в Москве существовали также Большая таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.

 

2.3. Таможенная политика Петра I

В царствование Петра I развитие промышленности, мануфактур сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу. Постепенно совершенствовалась организация таможенного дела в России. Управление таможенными сборами с 1718 года начала осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями получали годовое денежное содержание как служащие. Коммерц-коллегия 1715 года осуществляла такие функции, как:

- общая организация торговли на территории страны;

- организация таможенных сборов;

- учреждение таможенных институтов;

- рассмотрение судебных дел купцов в области торговли.

В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором говорилось: "...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".

Содержание Указа ориентировало на главное - борьбу с контрабандой, хотя практика тех лет показывает, что вводимые форпостные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей.

Активизировалось развитие внешней торговли, в чем немалую роль сыграл принятый в 1724 году протекционистский таможенный тариф. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Железо, парусина, пергамент, ткани, воск облагались пошлиной в размере 75% с цены; бархат, золоченое и прядильное серебро – 50%; железное оружие – 25% с цены. На товары, не производимые в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина – от 10 до 40%, на математические и хирургические инструменты пошлина не начислялась. Вывозимые из России товары облагались 3%-ной пошлиной, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, по ним применялась запретительная пошлина. Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.

 

2.4. Развитие таможенного дела на Руси в середине XVIII-XIX вв.

В середине XVIII века в России взималось 17 различных таможенных сборов. Процедура осмотра товаров и записи в книгах была весьма сложной. Все это серьезно препятствовало расширению торговли, и поэтому была проведена крупная таможенная реформа.

Указом 1753 года с января 1754 года отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Это была радикальная мера. Чтобы компенсировать доходы казны, были увеличены в среднем на 13% пошлины с операций российских и иностранных купцов в портовых и пограничных таможнях. Таким образом, внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Реформа 1753 года, дополненная протекционистским Уставом 1757 года, принесла казне значительную прибыль. Так, до реформы таможенные сборы составляли 900 тысяч рублей в год, то после реформирования пограничные таможни доставляли казне свыше 2 миллионов рублей.

Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII века способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и отражала общую направленность действий правительства. Указом 1767 года и Манифестом 1755 года были отменены промышленные монополии и провозглашена свобода промышленности и торговли. Крестьянству предоставлялась возможность заниматься изготовлением и продажей промышленных изделий, быстро рос объем внешней торговли России. В 1755г. был принят Таможенный устав, который:

1) Ликвидировал все внутренние таможни и связанные с ними пошлины.

2) Повлиял на рост пошлин на товары в портовых и пограничных таможнях.

3) Сохранил жесткие правила для иностранных купцов (продажа только

русским, только оптом и по специальным тарифам).

4) Установил ведение внешней торговли через Сибирь.

5) Повлиял на усиление борьбы с контрабандой – лицо, сообщившее

точные сведения об утаенных товарах, получало 50% от стоимости товаров за вычетом пошлин, при условии задержания этих товаров.

6) Ввел паспортную систему для торговых людей.

Охрана российских границ не была сосредоточена в руках одного государственного органа. В 1782 году Екатерина II учредила таможенную стражу на западной границе в виде “особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров”. Она состояла из таможенных надзирателей – по одному на каждые 10 верст, которые несли дозоры на своем участке. Поиск контрабанды стимулировался: часть товаров передавалась в пользу задержателей.

В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.

8 сентября 1802 г. был принят высочайший Манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. В начале XIX века был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу Министерства финансов. В 1827 году в страже было 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможен и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.

Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под этим не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

31 марта 1819 г. был принят таможенный тариф, полностью покончивший с запретительной системой (ввозить запрещалось только железоделательную и текстильную продукцию). На российский рынок хлынули потоки иностранных товаров, и заводы страны не выдержали их конкуренции. Этому помог еще более мягкий тариф 1819 г.

В мире появились новые формы межторговых отношений, такие как порто-франко (пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, беспошлинной продажи на территории портов) и вольная гавань (небольшой участок земли или портовой территории, предназначенный для беспошлинного хранения товаров, но без права их продажи).

Указом 1817 г. в Одессе появился первый порто-франко, начавший функционировать с 1819 г. Развитию торговли стала способствовать Одесская контора государственного коммерческого банка. Внешнеторговые обороты росли с каждым годом. Таким образом, с 1822 по 1857 гг. товарооборот вырос в 7 раз. Основную статью экспорта составлял хлеб, основную статью привоза - мануфактура.

Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе — по границе России с Финляндией. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса (Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская, Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский, Одесский и другие. В дополнение к линии таможен и застав “для отвращения” тайного провоза товаров учреждалась пограничная стража.

В 1870 г. усилилась зависимость России от иностранных, в т.ч. и немецких промышленников. Это было поводом для введения защитных мер. И с 1877 г. ввели оплату таможенного сбора золотыми пошлинами. Руководителем Департамента был уже Николай Александрович Качалов.

Сложилась новая структура таможенного ведомства, департаменту стали подчиняться также пограничная и корчемная стражи кроме таможен.

80-е гг. XIX века ознаменованы важными событиями в стране и за рубежом. Учитывая экономическую экспансию западных стран против России, правительство вынуждено было ввести жесткие таможенные ограничения на германские товары. Тем временем немцы начинали захват русского рынка, сбывая на нем свою продукцию. Они повысили в несколько раз таможенные ставки на российскую с/х продукцию.

В этой сложной обстановке таможенное ведомство возглавлял Лев Федорович Тухолка. Таможенный устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.

Тогда же в России насчитывалось 11 пограничных округов: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Радовский, Радзивилловский, Южный, Кутаисский, Бакинский, Закаспийский, Туркестанский, Семипалатинский, а также складочные таможни. Каждая таможня наделялась особыми правами: через складочные таможни 1 класса разрешалось провозить все иностранные товары, через таможни 2 и 3 классов провозились все беспошлинные товары.

Сложившаяся к середине XIX в. система таможенных учреждений была закреплена в таможенных уставах. В них оговаривался состав кадров, таких как начальники округов, управляющие. Ранее не служившие в таможне лица не назначались на эти должности. Подбору кадров, их профессиональной и нравственной подготовке уделялось особое внимание. Руководящие кадры таможенников комплектовались из числа дворян, имеющих высшее или среднее специальное образование. Досмотрщиками становились лица, ранее служившие в армии или на границе. Велась постоянная воспитательная работа со служащими.

Законодательство предусматривало защиту таможенников от применения насилия, оскорбления или невыполнения предписаний. На нарушителей налагался денежный штраф от 25 до 100 рублей.

В социальном отношении работники таможен отличались как положением, так и оплатой. Чем выше была занимаемая должность, тем выше и социальное положение: в Департаменте служили представители царствующей фамилии и их приближенные. При подборе кадров смотрели и на национальность. Предпочтение отдавали русским.

Таможенники, имевшие классные чины, жили гораздо лучше. Разница в доходах управляющего и досмотрщика была десятикратной. Была огромная разница и в жилищных условиях.

В общем, в XIX в. сложилась система таможенной охраны России, которая отвечала требованиям времени. На службу набирались грамотные люди, но специального учебного заведения для подготовки кадров не было.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: