Источники и нормы информационного права

информационное право отношение

Под источниками информационного права следует понимать внешние формы выражения правовых норм, касающихся оборота информации. Основу источников информационного права составляют: международные акты, федеральные нормативные акты, акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.

Согласно Классификатору правовых актов в раздел "Информация и информатизация" входят следующие классы документов.

1. Общие положения в сфере информации и информатизации.

2. Управление в сфере информации и информатизации.

3. Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами:

- общие положения;

- документирование информации. Делопроизводство;

- обязательный экземпляр документов;

- архивный фонд. Архивы;

- информационные ресурсы по категориям доступа;

- информация о гражданах (персональные данные);

- правовая информация;

- предоставление информации. Информационные услуги.

4. Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения:

- информатизация;

- информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

5. Средства массовой информации.

6. Реклама.

7. Информационная безопасность. Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации4.

Информационно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых отношений, например, право на доступ к информации, касающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.

Процессуальные нормы регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации прав и обязанностей, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений, например, порядок лицензирования в информационной сфере.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений, например, в каких случаях гражданин может обратиться за получением информации в государственный орган.

Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности, например, в течение какого срока государственный орган должен дать ответ гражданину.

Санкции – меры по защите прав и обеспечению исполнения установленных правил. Ответственность может наступить: гражданско-правовая (при нарушении авторских прав), административная (при препятствовании в получении информации), уголовная (за разглашение государственной тайны).

Основные вопросы стандартизации и сертификации регламентируются положениями федерального закона "О техническом регулировании" №184-ФЗ, принятого 27 декабря 2002 года. Согласно норм закона, сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт – нормативный документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Разработка, принятие и соблюдение стандартов является обязательной процедурой в ходе эксплуатации информационных систем, поскольку ни одна из них не обходится без технической составляющей. Следовательно, необходим и процесс сертификации для предотвращения нанесения вреда здоровью и жизни граждан.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: