Информация как основной объект информационного права
Существует значительное количество определений термина "информация". Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого слова:
- сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством;
- сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь1.
Можно привести еще одно определение информации (философское): информация – это свойство материи, состоящее в том, что в результате взаимодействия объектов между их состояниями устанавливается некоторое соответствие.
С середины ХХ века информация определяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями:
- между людьми,
- между человеком и автоматом,
- между автоматом и автоматом,
- обмен сигналами в животном и растительном мире,
- передача информации от организма к организму (генетическая информация).
В 1948 году профессор математики Массачусетского технологического института Норберт Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине». В книге он провозгласил рождение новой науки. Кибернетика (искусство управления с греческого) – наука об управлении, связи и переработке информации. Основной объект исследования, так называемая кибернетическая система, рассматривается абстрактно, вне зависимости от его материальной природы. Примерами кибернетических систем служат: автоматические регуляторы в технике, человеческий мозг (управление органами), биологическая популяция, человеческое общество. Это повлекло за собой новую трактовку понятия "Информация", под информацией стали понимать не любые сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обеспечивающего достижение цели управления.
|
|
Согласно федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации" №149-ФЗ от 17.07.2006 информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления2.
При изучении предложенного курса мы будем руководствоваться определением, которое зафиксировано в федеральном законе, однако, составляющие других определений позволят нам глубже понять специфику данного термина.
Свойства информации, ее юридические особенности проявляются в информационных процессах. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации3.
Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.
|
|
1. Свойство физической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.
2. Свойство обособляемости информации.
Для включения в оборот информации ее необходимо овеществить. Это происходит путем перевода ее в символы, знаки, волны и тому подобное. Таким образом, овеществленная информация, то есть обособленная от ее производителя, становится самостоятельным объектом правоотношений, ее можно передать от одного субъекта другому. Например, для входа в информационный процесс программа для ЭВМ должна быть зафиксирована на бумаге, материальном носителе.
3. Свойство информационного объекта.
Информация имеет хождение только на материальном носителе или с помощью материального носителя (статья в газете, информация по радио). То есть мы видим двуединство информации – самой информации и носителя, на котором она закреплена. Это свойство позволяет распространить на информационный объект совместное и взаимосвязанное действие двух институтов – института авторского права и института вещной собственности. Например, в отношении программы для ЭВМ, размещенную на диске, будут действовать авторские права, в отношении самого диска – вещные права, владельцы прав могут быть различны.
4. Свойство тиражируемости информации.
Информация может тиражироваться и распространяться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу людей. Юридические последствия следующие, необходимо закреплять объем прав по использованию информации.
5. Свойство организационной формы.
Зачастую информация в обороте представляет собой документ (оригинал, копия, массив документов). Информация, оформленная в виде документа, имеет свои атрибуты, а, следовательно, можно установить владельца информации (например, по подписи). Это свойство позволяет относить к информационным объектам не только документы, но и организационные информационные структуры, например базы данных.
6. Свойство экземплярности информации.
Поскольку информация зачастую распространяется на материальном носителе, существует возможность учета количества носителей с информацией, а значит, и ограничение доступа к информации.
Информация может играть различные роли в правовой системе. Ниже приведена ее классификация по тому месту, которая информация занимает в системе права.
Всю информацию можно разделить на две группы: неправовая информация и правовая информация.
Неправовая информация – информация, которая обращается в соответствии с предписаниями правовых норм, но не является результатом правовой деятельности.
Правовая информация – это информация, которая создается в результате правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В свою очередь, правовая информация делится на нормативную, то есть сами нормы (законы, постановления) и ненормативную – информацию, с помощью которой реализуются предписания правовых норм.
Рассмотрим примеры. Рекламное сообщение, размещенное в средствах массовой информации, будет являться неправовой информацией. Содержание, способ размещения рекламы определяет рекламодатель, однако, они не должны противоречить правилам, которые установлены нормативными актами, в частности федеральным законом "О рекламе".
|
|
Сам федеральный закон "О рекламе" является нормативной информацией, потому что в нем закреплены положения, которые регулируют весь процесс оборота рекламы. Ненормативной информацией будет являться предписание Федеральной антимонопольной службы хозяйствующему субъекту о прекращении нарушения законодательства о рекламе. И федеральный закон "О рекламе" и предписание Федеральной антимонопольной службы являются правовой информацией.
К ненормативной правовой информации относятся:
- общая информация о состоянии законности и правопорядка, например, заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд, другие суды о соблюдении законности;
- судебная, уголовная и прокурорская статистика;
- информация о соблюдении прав и свобод человека, эту информацию предоставляет Уполномоченный по правам человека;
- информация о гражданско-правовых отношениях, договорных обязательствах;
- информация об исполнении нормативных предписаний органами государственного и муниципального управления;
- информация судов (судебные решения).
Информацию можно классифицировать и по доступу к ней. Вся информация делится на две группы: открытая и закрытая. К открытой информации относятся:
- информация об объектах гражданских прав (произведения науки, литературы, документы, подтверждающие авторские права и тому подобное);
- массовая информация, информация, подготавливаемая и распространяемая средствами массовой информации или через Интернет с целью информирования населения, например, реклама;
- официальные документы, например, законы, судебные решения.
К закрытой информации относятся:
- государственная тайна, то есть защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- служебная тайна, информация, основным пользователем которой являются государственные и муниципальные органы управления;
- коммерческая тайна, это научно-техническая, технологическая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, сюда же можно включить и ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом;
|
|
- профессиональная тайна, это сведения, которые становятся известны людям определенных профессий в силу исполнения ими своего профессионального долга;
- персональные данные, эта информация создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе при реализации ими прав и свобод (право на труд, соцстрахование), выполнение обязанностей (воинской). Документальной информацией будут являться справки, анкеты, история болезни.
Понятие "информация" тесно связано с другим понятием – "информационные ресурсы". Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.
Классификация информационных ресурсов
1. По виду информации:
- правовая,
- научно-техническая,
- политическая,
- финансово-экономическая,
- статистическая,
- социальная,
- медицинская,
- информация о чрезвычайных ситуациях,
- персональная информация,
- кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной).
2. По способу доступа:
- открытая,
- информация ограниченного доступа (государственная, служебная, коммерческая, профессиональная тайна, персональные данные).
3. По виду носителя:
- на бумаге,
- на электронных носителях,
- изображение на пленке,
- в канале связи.
4. По способу организации хранения и использования:
- традиционные формы (архив, библиотечный фонд),
- автоматизированные формы (Интернет, автоматизированная информационная система, база данных).
5. По форме собственности:
- общероссийское национальное достояние,
- федеральная собственность,
- собственность субъекта Российской Федерации,
- муниципальная собственность,
- частная,
- коллективная.