(ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГРУЗАХ).
Важным экономическим показателем при сравнительной оценке транспортных средств является скорость доставки грузов, от которой зависит среднегодовой размер оборотных средств, заключенных в грузах во время их нахождения в транспортной сети, а, следовательно, и общий размер капитальных вложений.
Размер оборотных средств в грузах пропорционален продолжительности нахождения грузов на транспорте:
|
где К' – среднегодовой размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
– годовой объем перевозок грузов, т;
– средняя цена 1т груза, тыс. руб.;
– время доставки груза, сутки.
Годовой объем перевозок рассчитывается по формуле:
|
где В – грузооборот судна, ткм;
1ср – средняя протяженность линии, км.
Время доставки грузов
включает в себя собственно ходовое время с грузом, время выполнения всех прочих транспортных операций, связанных с погрузкой и выгрузкой, а также время хранения грузов на складе до момента отправления или выдачи их получателю. Для его расчета может быть использована эмпирическая зависимость, согласно которой время доставки грузов судном-прототипом определяется следующим образом:
|
где
– ходовое время с грузом;
– прочие составляющие эксплуатационного периода;
0,75 – коэффициент, учитывающий наличие в tn затрат времени, не связанных с доставкой грузов;
– среднегодовое количество рейсов.
|
где
– скорость судна с грузом, км/ч.
Для нового судна, при условии его эксплуатации на линии той же протяженности, время доставки груза определяется из выражения:
|
где Un, Uн – техническая скорость судна-прототипа и нового судна, км/ч.
Судно-прототип:
, руб.

, сут.
, руб.
Новое судно:
, т

, сут.
, руб.
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
Для оценки эффективности нового судна по сравнению с судном-прототипом достаточно рассчитать срок окупаемости капитальных вложений (если КН > КП), экономию капитальных вложений (если КН < КП), удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), производительность труда экипажа и себестоимость перевозок.
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений с учетом платы за банковский кредит рассчитывается по формуле:
|
где
– расчетный срок окупаемости банковского кредита, годы;
– дополнительные капитальные вложения, тыс. руб.;
– снижение годовых эксплуатационных издержек, тыс. руб.;
– коэффициент, учитывающий затраты на оплату банковского кредита.
В свою очередь дополнительные капитальные вложения определяются из выражения:
|
где Цн, Цп – строительные стоимости нового судна и судна-прототипа, тыс.руб.;
,
– размер оборотных средств в грузах, тыс. руб.;
Вн, Вп – годовые объемы продукции.
Величина ΔИ рассчитывается по формуле:
|
где Ип, Ин – годовые эксплуатационные издержки, рассчитанные на объем продукции (работы), производимой новым судном, тыс. руб.;
В случае, когда КН < КП, рассчитанные дополнительные капитальные вложения ΔКД имеют знак (-), т.е. на самом деле место экономия капитальных вложений ΔКЭ.
|
Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы) судна- прототипа
и нового судна
находятся по формулам:
|
|
Производительность труда экипажа рассчитывается по формуле:
|
где Пэ – производительность труда экипажа за навигацию, млн. ткм/ чел-год;
В – годовой объем продукции, ткм;
Ч – численность экипажа, чел.
Эффективность транспортных судов также оценивается сопоставлением величины себестоимости перевозок, рассчитываемой по формуле:
|
где S – себестоимость перевозок в тыс. руб. на 1000 ткм;
И – годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб.;
В – годовой объем продукции, ткм.
Капитальные вложения:
|

|
, руб.
ΔКД=(1812557440+61516230,1) -
· (112000000+52214683,07)=
=3561056,15
ΔКЭ=
· (112000000+52214683,07)-(181257440+61516230,1)=
=- 35610561,5 (руб.)
ΔИ = 20319628,8 – 15323386,59 = 4996242,21, руб.
, года
, руб./ ткм.
, руб./ ткм.
, млн. ткм/чел – год
, млн. ткм/чел – год
, руб./тыс. ткм.
, руб./тыс. ткм.
Сопоставление технико-экономических показателей судов
| Наименование показателя | Величина показателя | Соотношение % | |
| судно-прототип | новое судно | ||
| Исходные данные | |||
| Тип и мощность главных двигателей, кВт | WARTSILA 12V22HP 1740 | WARTSILA 6L28B 2200 | |
| Масса двигателя, т | |||
| Технический ресурс до первого капитального ремонта, тыс.час. | 64 | 64 | |
| Техническая скорость судна: ü порожнем, м/с ü в грузу, м/с | 26 24 | 32,8 30,3 | |
| Расчетные показатели | |||
| Строительная стоимость судна, руб. в т.ч. СЭУ | 112000000 30880640 | 181257440 38376800 | 161,8 124,2 |
| Годовой объем продукции (работы), млн. ткм | 165007440 | 208163232 | 126,1 |
| Эксплуатационные затраты на сопоставимый объем продукции, тыс. руб. | 20319628,8 | 15323386,59 | 132,6 |
| Капитальные вложения в сфере эксплуатации, тыс. руб. | 207163138,6 | 242773700,1 | 117,1 |
| Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, годы | 0,8 | - | |
| Экономия капитальных вложений, руб. | |||
| Удельные капитальные вложения на единицу продукции (работы), руб./ткм | 0,99 | 1,16 | 117,1 |
| Производительность труда экипажа, млн. ткм/чел. | 10,3 | 13,01 | 126,3 |
| Себестоимость перевозок, руб./ткм | 0,09 | 0,07 | 77,7 |
ВЫВОД
В данной курсовой работе я произвела расчет экономической эффективности модернизации СЭУ. Рассчитав себестоимость СЭУ для судно-прототипа и нового судна, мы видим что при повышении мощности СЭУ у нас повышается себестоимость на (41,12%). Но при этом строительная стоимость нового судна возрастает на (6,3%). Примерно в таком же диапазоне повышается годовой объем продукции (4,2%), эксплуатационные затраты на (4,6%).
Рассмотрев все эти показатели и рассчитав капитальные вложения в сфере эксплуатационных затрат мы можем увидеть, что они снижаются на 18%, и снизится себестоимость на11%. Эти два показатели дают возможность снизить цену одной тонны перевозимого груза. При этом дополнительно получить прибыль. Так же одним из важнейших показателей является производительность труда, которая возрастает на 3,9%,по отношению к судну-прототипу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев А. Н. Экономика судостроительного и судоремонтного производства. Эффективность модернизации судовой энергетической установки. / Методические указания по выполнению курсовой работы. – СПб.: СПГУВК, 2006, – 41с.
2. Лазарев А. Н., Филиппов Н. М., Селиванов Е. Н., Силантьев В. А., Смирнов С. П. Справочные материалы для выполнения курсовых и дипломных проектов и практических занятий. Методические указания. – СПб.: СПГУВК, 2003, – 23с.
3. Справочник по серийным речным судам. Т. 7. – М.: Транспорт, 1981
4. Справочник по серийным речным судам. Т. 9. – М.: Транспорт, 1994
5. Справочник по серийным речным судам. Т.10. – М.: Транспорт, 1992






