И УСЛУГ
Обзоры как информационный продукт предназначаются для удовлетворения информационной потребности пользователей. Обзоры, как правило, являются самостоятельным научным произведением или его частью, в которых изложены в сжатой форме основные разделы содержания других научных документов по какой-либо теме, проблеме.
При изложении содержания документов обзора в технологии подготовки обзоров практически реализуется весь комплекс методов и способов создания информационных продуктов, автор вправе вносить свои суждения, критически осмысливать не только концепции, предположения, данные о документах, но и оценивать их. Такой обзор называется научно-аналитическим.
В практике работы служб информации и библиотек в системе информационного и библиографического сервиса пользователей нашли широкое распространение: реферативные и библиографические обзоры. Реферативный и библиографический обзоры представляют собой список документов по теме, проблеме. В первом из них большинство библиографических описаний документов, вошедших в список, снабжены рефератами; в другом - нет.
В отличие от библиографического списка, указатель имеет более сложную структуру, включая наличие в нем вспомогательных указателей (ключей) входа. В состав вспомогательных указателей входят алфавитный указатель авторов, заглавий, алфавитно-предметный указатель, список сокращений, предисловие, пермутационный указатель, указатель языков и т.д.
Обзорная информация позволяет пользователю не только следить за мировым потоком информации по проблеме (теме), но и сберегает время, необходимое для ознакомления, извлечения из первичного документа необходимых сведений.
Об общих принципах, методах, способах создания научно-аналитических, реферативных и библиографических обзоров как видов информационных продуктов, которые используются для оказания услуг, будет рассказано в настоящей методике, которая составляет неотъемлемую часть методических рекомендаций по информационному обеспечению маркетинговой деятельности научно-технического прогресса. Технологическая схема подготовки научно-аналитического обзора включает:
• структурно-семантический анализ формулировки темы обзора, информационного запроса;
• источники информации для отбора первичных (вторичных) документов с целью информационного исследования содержания документов (заглавий) по теме;
• поиск информации в источниках;
• оценка и отбор документов;
• оформление списка (картотеки, базы данных) документов по теме обзора, запроса;
• лексикографическая обработка заглавий документов;
•построение плана (рубрикатора) научно-аналитического, реферативного, библиографического обзоров;
• информационный анализ и структурирование информационных продуктов;
• литературное и научное редактирование текстов информационных продуктов;
• подготовка справочного аппарата к информационным продуктам;
• оформление рукописи обзоров (аналитического, библиографического, реферативного).
Использование технологической схемы создания обзоров и формализованных методов подготовки информационных продуктов позволяет исключить дублирование технологических операций, и расширить круг специалистов для подготовки информационных продуктов и оказания услуг по информационной поддержке маркетинговой деятельности.
Структурно-семантический анализ формулировки темы