Введение
Курсовая работа написана на тему: Государственная внешнеторговая политика: нетарифные методы регулирования».
Внешнеторговая политика является важным направлением государственного регулирования экономики, поскольку в условиях глобализации страна становится все более открытой для импорта товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В условиях усиления международной конкуренции значимость внешнеторгового регулирования возрастает.
Главной задачей курсовой работы раскрыть основные направления государственного нетарифного регулирования политики, раскрыть какие другие виды торговой политики есть и какие аргументы «за» и «против» протекционизма существуют.
Тема внешнеторговой политики весьма актуальна, так как степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны.
Целью курсовой работы показать, что внешнеторговая политика это развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли.
Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного регулирования, особенностях налогообложения, лицензирования и пр.
Над вопросами внешнеторговой политики работают ученые во многих странах мира это такие как: Т. А. Агапова, А.П. Киреев, П.Р. Кругман, П.Х. Линдерт, Н.А. Миклашевская, С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан, Д.Р. Сальваторе.
Количественные ограничения внешней торговли: квотирование
И лицензирование
Методами таможенно-тарифного регулирования не всегда удается достичь желаемого результата по защите экономических интересов страны и ее субъектов, предотвращению вывоза остродефицитных сырьевых товаров, сокращению дефицита платежного баланса. Для этих целей применяются нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий (ВЭД) предприятий, т.е. все методы регулирования ВЭД, за исключением тарифных, включая любые распоряжения властей; методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру, цены, конкурентоспособность), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу.
Нетарифные ограничения широко используются во всех странах мира, однако отношение к ним неоднозначно. В рамках ВТО наблюдается тенденция к гармонизации и тарификации нетарифных барьеров, т.е. к замене их таможенными пошлинами (тарифным эквивалентом). Вместе с тем страны полностью не отказываются от применения нетарифных барьеров, а, напротив, иногда даже ужесточают их.
Основу нетарифного регулирования в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 06.01.1998 г. № 133-3 с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь № 223-3 от 29.12.1998 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и постановление Совета Министров Республики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров".
К наиболее распространенным нетарифным мерам относятся следующие:
Количественные методы нетарифного регулирования — административные методы нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующим торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта. [7. С. 233]
Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельностью через решения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах и в определенный промежуток времени. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввести или вывезти товар в рамках полученной квоты, во-втором приобретает ряд конкретных форм.
Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление внешнеторговой сделки;
Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз товара в течении одного года без ограничений количества сделок;
Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися для целей государственного регулирования импорта.
Развитые страны чаще всего используют документ подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[2. С. 238]
Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (рис.1.1, где Dd — спрос на зерно в данной стране, a Sd— внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do — So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до Sd но одновременно спрос сокращается до D.
Можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a+b+c+d+e). Отечественным производителям ведение квоты выгодно — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.
Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.[6. С. 78]
Республика Беларусь также применяет квоты (на срок до одного календарного года), Распределение квот и выдача лицензий на торговлю в пределах квот на минеральные удобрения, лом и отходы черных и цветных металлов, алкогольные изделия и спирт этиловый из пищевого сырья осуществляется путем проведения конкурса.[7. С. 235]
Государство может предпочесть квоты тарифным ограничениям по нескольким причинам. Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.
В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают водить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса. [6. С. 78]
При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, а при определенных обстоятельствах и вреднее для страны в целом, чем тариф. Для их сопоставления рассмотрим импортную квоту и эквивалентный тариф, т.е. тариф, обеспечивающий тот же объем поступающего в страну импорта.
Влияние квоты на импорт велосипедов изображено на рис. 1.2. Предполагается, что независимо от наличия или отсутствия импортной квоты отечественная велосипедная промышленность не монополизирована. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутренним платежеспособным спросом на него, предъявляемым при уровне цен мирового рынка. Отечественным потребителям при уровне цен выше мировых противостоит кривая предложения, равная отечественной кривой предложения плюс фиксированный размер квоты. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приводит к повышению уровня внутренних цен на велосипеды, в данном случае до 220 долл.
В условиях свободной конкуренции результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. На рис. 1.2 квота привела к росту отечественного производства с уровня S0 до S1; во что это обошлось стране, показывает область b, поскольку предельные издержки производства отечественных велосипедов возросли при этом до 220 долл., а в отсутствие квоты этот товар мог быть приобретен за границей по цене 200 долл. В то же время потребители терпят ущерб, равный площади области d, которая не выражает чьего-либо выигрыша. Наценка на разрешенный импорт (или фигура с) есть внутреннее перераспределение доходов от потребителей в пользу тех, кто так или иначе ведает лицензиями. Таким образом, чистый национальный ущерб составится из областей b и d.
Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом. Однако при соблюдении даже одного из нижеследующих условий она становится опасной: 1) если квота провоцирует монопольную власть или 2) если импортные лицензии размещаются неэффективно. Рассмотрим по порядку оба этих случая. Сравнительный анализ квоты и тарифа в условиях монополизации Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка. А это действительно может произойти. Доминирующая фирма в отечественной промышленности (например, «Швинн» в американском велосипедостроении) не может обрести монопольную власть от введения не запрещающего тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен. Таким образом, провоцирующая монопольную ситуацию на внутреннем рынке квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены, к снижению выпуска продукции и имеет следствием больший национальный ущерб, чем от тарифа.
А. Американский рынок велосипедов
Цена (долл.) велосипедов
|
Sd
Б. Американский рынок импортных велосипедов
Квота
220 Внутренняя цена с учетом квоты
b+d
200 Мировая цена
Dm = Dd -Sd'
0 M0 Количество велосипедов в год
Рисунок 1.2. Импортная квота в условиях свободой конкуренции: два одинаковых подхода.[5. С. 152]
Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. В случае бесплатного их обретения счастливец становится обладателем выигрыша, представленного областью с на рис. 1.2. и образованного за счет потребительских потерь.
Вот основные способы распределения импортных лицензий: аукцион на конкурентной основе, система явных предпочтений, распределение лицензий по «затратному методу»
Из всех трех перечисленных способов аукцион на конкурентной основе — самый дешевый и справедливый, тогда как третий способ, скорее всего, самый дорогой.
Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. Возвратись к рис. 1.2, заметим, что эта цена будет стремиться к 20 долл. за лицензию на один импортный велосипед, поскольку именно с такой наценкой обладателями импортных лицензий могут быть перепроданы на внутреннем рынке все иностранные велосипеды. При подобном открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму, что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с на рис. 1.2) равняется размеру перераспределяемого внутри страны дохода: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за велосипеды, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для других социальных программ. Таким образом, доходы от открытого аукциона ничем не отличаются от тарифных, только носят другое название. Однако, несмотря на то что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.
Несколько большее распространение имеет другой вариант аукциона на конкурентной основе. В условиях коррумпированности государственных властей на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями импортных лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку. Подобный вариант влечет за собой общественные издержки. Принявшая постоянный характер откровенная коррупция такого рода может иметь следствием превращение талантливых служащих экономических ведомств в коррумпированных бюрократов. [5. С. 152]
Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системы явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам, причем в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Последний из перечисляемых нами способов заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых, но в то же время бестолковых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел — раньше получил». Это заставляет соискателей тратить драгоценное время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большее количество производственных мощностей. Это также приводит к потере ресурсов в результате избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование, с надеждой на получение большего количества лицензий. Любая подобная процедура, требующая от претендентов демонстрации обоснованности своих претензий, приводит к разбазариванию времени и денег на установление контактов с государственными ответственными лицами, а также на оплату труда дополнительных государственных служащих, занятых на ниве распределения импортных лицензий.[5. С. 152]
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 440 от 08.04.2002 г. "О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров" Министерство торговли Республики Беларусь выдает разовые (на одну сделку), генеральные (на несколько сделок по одному виду товара с указанием его количества и стоимости без определения покупателя и продавца) и специальные (на экспорт текстильных изделий в страны ЕС и Турцию) лицензии на экспорт и импорт товаров. При этом при составлении внешнеторговых контрактов следует обязательно учитывать, что лицензии выдаются на срок не более 12 месяцев, а для квотируемых товаров — в пределах календарного года.
Лицензированию подлежит экспорт товаров, ограниченных в количестве, являющихся стратегическим сырьем или представляющих особую ценность, Лицензированию подлежит импорт промышленных отходов, химических средств защиты растений, лекарств, медицинского оборудования, а также товаров, не являющихся предметами первой необходимости или "критическим импортом" (шины, ковры, пиво). Кроме того, в республике установлены особые правила лицензирования экспорта-импорта: драгоценных металлов, лома и отходов из них; драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, янтаря и изделий из них; оружия, военной техники и комплектующих, сырья и материалов для производства такой продукции; взрывчатых веществ; ядов, наркотических и психотропных средств. [7. С. 236]
С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта — добровольные экспортные ограничения (ДЭО), когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделии и т д главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
В принципе ДЭО представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером, а страной-экспортером. Однако последствия такой меры по ограничению внешней торговли для экономики страны-импортера носит еще более негативный характер, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Если импорт в данную страну в результате соглашения с торговыми партнерами о ДЭО составляет величину Q (см. рисунок 1.3), то внутренняя цена растет, спрос сокращается, предложение со стороны отечественных производителей увеличивается и т.д. Однако вместо того, чтобы получить доход от таможенных пошлин или от продажи импортных лицензий на аукционе, государство теперь как бы отдает эту часть выигрыша зарубежным экспортерам (область с + d). Кроме того, даже после введения ДЭО обычно сохраняется тариф, которым раньше облагался импорт данного товара (на рисунке 1.3). Рw — мировая цена, Рt — внутренняя цена с учетом тарифа, Рd — внутренняя цена после введения ДЭО). Поскольку импорт сокращается, то сокращается и доход государства от импортного тарифа (область f+g).
Добровольные ограничения экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограниченной деловой практики, направленного на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике ДЭО применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.
В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЭО к 2000 г.[6. С. 94]
Вывод: В этой главе мы узнали, что такое количественные ограничения и что ни являются основным нетарифным методам торговой политики и включают квотирование, лицензирование и добровольное экспортное ограничение. Что квота определяет количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или к импорту, а экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Добровольное экспортное ограничение представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством.[2. С. 260]
Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и