Неэкономические методы регулирования внешней торговли

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничить импорт или экспорт. В из числе:

Технические барьеры — комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодатель­ством требованиям стандартизации и сертификации, требова­ниям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам. Подтверждают соответствие такие документы, как сертификаты соответствия, гигиеничес­кие заключения, ветеринарные свидетельства, фитосанитарные сертификаты.

Хотя технические барьеры предназначены для защиты здо­ровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и ра­стений, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав потребителей, они представляют собой эффективный инструмент ограничения импорта.

Соглашение стран ВТО по техническим барьерам требует, чтобы их не использовали в целях дискриминации партнеров, создания излишних препятствий в торговле, а также соблюдали режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при их применении. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к введению стандарты, а также ориентироваться преимущественно на меж­дународные стандарты, отступая от них только в том случае, если они отсутствуют или их требования недостаточны в сло­жившихся в стране условиях. Страны ВТО договорились, что будут действовать в направлении унификации стандартов и технических требований, а также расширять сферы, на которые распространяется взаимное признание сертификатов и резуль­татов проверок.

Несмотря на достигнутый высокий уровень интеграции и вза­имное признание результатов тестирования и сертификации национальными лабораториями, между странами ЕС до сих пор сохраняются различия в системах стандартов, тестов и серти­фикации, задерживается распространение гармонизированного законодательства в этой области. Неудобства третьим странам создают требования ЕС, осно­ванные на санитарных и экологических нормах, на нормах бе­зопасности. В некоторых случаях требования ЕС представля­ются необоснованными с научной, медицинской или экологи­ческой точек зрения и создают впечатление мер, направленных на вытеснение с внутреннего рынка конкурентов. Дискриминация производителей из третьих стран также происходит на основании стандартов и требований ЕС к технологии производства продукции, например, в производстве вина. [7. С. 243]

В Республике Беларусь государственный контроль за приме­нением технических норм, правил и требований осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, за применением медицинских, фармацевтических, санитарных норм, правил и требований — Министерство здравоохранения, за применением ветеринарных и фитосанитарных норм, пра­вил и требований — Министерство сельского хозяйства и про­довольствия. За недопущение ввоза товаров, которые не соот­ветствуют требованиям, действующим на территории Респуб­лики Беларусь, отвечает Государственный таможенный комитет.

Политика в рамках государственных закупок — метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у нацио­нальных фирм. Для стран — членов ВТО, присоединившихся к Соглашению о правительственных закупках, подобное ограничение недопус­тимо.

Для проведения государственной закупки товаров, работ и услуг страна должна объявлять открытый тендер для компа­ний стран — членов ВТО и обеспечивать равные права иност­ранным и отечественным компаниям на участие в этом тен­дере. Вместе с тем многие страны, присоединившиеся к ВТО, изыс­кивают возможности, чтобы использовать такой метод поддер­жки национальных производителей. В ЕС, например, регулярно применяется практика государственных закупок и заказов в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, что вызывает нарекания со стороны третьих стран, особенно США. В 1990 г. была принята директива, требовавшая проведения открытых конкурсов и торгов, допускавшая дискриминацию поставщиков, в продукции которых содержа­ние компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Постепенно законодательство о госзакупках менялось в сторону обеспечения равных прав поставщикам из ЕС и третьих стран, однако рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования остается относительно закрытым, в ряде государств сохранилось очевидное предпочтение своих фирм или фирм из других стран ЕС (Австрия, Греция, Италия, Франция), гармонизация национальных законодательств в этой области идет медленно.

В США в 1933 г. был принят закон "покупай американское", позволяющийся государственной преференцией в отношении правительственных закупок. Его действие не распространяется лишь на торговлю с теми странами, с которыми США заключили "меморандумы о взаимопонимании". Этим законом прямо запрещается некоторым государственным учреждениям закупать товары и услуги за границей, устанавливаются нормы о содержании местных компонентов, предоставляются ценовые преференции отечественным компаниям. [7. С. 243]

В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд. Закупки импортных товаров, работ и услуг согласно перечню, утвержденному по­становлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2003 г. № 1629 "О некоторых вопросах осуществления закупок товаров по тендерам и внесении изменений в поста­новление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382", осуществляются на тендерной основе по согла­сованию такой закупки с Комиссией по повышению конкурен­тоспособности экономики.

Требование о содержании местных компонентов – ме­тод, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производи­телями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Этот метод тесно связан с госузакупками.

В Республике Беларусь примером применения требований о содержании местных компонентов являются нормы Закона Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998 г. "О свободных экономических зонах" и постановления Совета Министров Рес­публики Беларусь № 1627 от 15.12.2003 г. "Об определении происхождения товара с территории свободной экономической зоны, вывозимого за пределы Республики Беларусь, на который установлена вывозная таможенная пошлина и (или) применя­ются меры экономической политики". [7. С. 244]

Происхождение товара из СЭЗ и его принадлежность к про­дукции собственного производства удостоверяется соответству­ющими сертификатами, выдаваемыми Белорусской торгово-про­мышленной палатой.

В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень особо важных государственных программ для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки из республиканского бюджета в виде прямых субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. Косвенные и специфические субсидии также широко применяются для поддержки отечественных производителей.

Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торго­вой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (налог на добавленную стоимость с импорта, с оборота, с продаж, акцизный сбор, транзитный налог и т.д.).

Взимание косвенных налогов во взаимной торговле стран осуществляется по принципу страны назначения (освобождение от налога экспортируемых товаров и взимание налога по им­портируемым товарам) или по принципу страны назначения(налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров).

В Республике Беларусь объектом налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость ввозимых товаров, " скорректированная на таможенную пошлину, сборы за таможенное оформление и акциз (для подакцизных товаров) по ставкам 18 и 10% (при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей перечню, определяемому Советом Министров). Экспорт товаров с территории Республики Беларусь облагается по ставке 0%. Взимание косвенных налогов во внешней торговле осуществляется по принципу страны назначения товара со всеми гранами дальнего зарубежья и странами СНГ.

Ставки акцизов устанавливаются как твердые (специфические) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения продакцизных товаров или как адвалорные — в процентах от стоимости товаров.

Акцизы вводятся, как правило, на товары массового потреб­ления, ограниченного потребления, монопольные товары, предметы роскоши, отдельные культурные, транспортные и коммунальные услуги. В Беларуси подакцизной продукцией являются: спиртосодержащая и алкогольная продукция, табачная продукция, нефть и нефтепродукты, ювелирные изделия, микроавтобусы автомобили легковые. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы Республики Беларусь, положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые в страны СНГ (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Сумма акцизов, подлежащая оплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий стран СНГ, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. [7. С. 246]

Большая часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической интерпретации. Рассмотрим их экономический эффект на примере требования о содержании местных компонентов (Рис. 2.1,а)


Рисунок 2.1 Экономический эффект требова­ния о содержании местных компонентов

Допустим, что предложение то­вара в стране составляет Sd, а спрос — D. Предложение товара из-за рубежа в условиях свободы торговли составляет S, по цене Рг Поскольку себестоимость производства внутри данной страны выше, чем за рубежом, постольку цена, по которой в ней предлагается товар, всегда выше цены его предложения из-за рубежа. Если сложить количество товара, предлагаемое местными произ­водителями, с количеством, предлагае­мым из-за рубежа, по каждой цене, то получится прямая совокупного предло­жения (местными и иностранными про­изводителями) товара на рынок данной страны Sr Внутренний спрос сравнива­ется с совокупным предложением в точ­ке равновесия А, в которой будет про­дано Q6 единиц товара по цене Р1 причем Q1 товара будет продано мес­тными компаниями и Q5 — иностран­ными.

Правительство решает защитить мес­тных производителей и вводит требова­ние о содержании местных компонен­тов в готовой продукции. Чтобы не попасть под ограничение, иностранные компании перемещают свое производ­ство в данную страну, что увеличивает их издержки. В результате роста издер­жек продукция становится дороже и прямая предложения из-за рубежа S1 перемещается на уровень S3. Это, в свою очередь, ведет к перемещению прямой совокупного предложения S2 на уровень S4 и балансирует рынок в точке В, в которой цена за товар повысилась до Р2, а объем продаж сократился до Q. Из этого количества Q2 штук товара производится национальными компани­ями и Q3 штук – иностранны-ми, расположенными внутри данной стра­ны.

В результате того, что в соответствии с требованием о закупке более дорогих, чем иностранные, местных компонен­тов увеличились издержки производст­ва, цена на товар возросла на Р1Р2, а потеря излишка потребления составила для страны сегменты a+b+c+d+e (рис.2.1.б). Как и в случае тарифа, сег­мент а — эффект передела (суммы, пе­рераспределяемые в пользу местных производителей), b— эффект защиты (потери в связи с более низкой эффективностью местного производст­ва по сравнению с зарубежным), d – эффект потребления (потери в размерах потребления из-за роста цен). Сегмент с+е представляет собой эффект дохо­дов (дополнительная прибыль инос­транных производителей из-за роста цен), в котором подсегмент с достается иностранным производителям, расположившимся на территории данной стра­ны, а подсегмент е — представляет возросшие издержки производства. Со­вокупные экономические потери стра­ны составляют b+e+d.

Ограничительное воздействие этой меры на импорт очевидно, так же как и экономические издержки, которые пе­рекладываются на потребителей. По­могая сохранить рабочие места, требова­ние о содержании местных компонентов приводит к снижению эффективности экономики в целом.[2. С. 245]

Итак, методы скрытого протекцио­низма представляют собой разнообраз­ные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органа­ми центральной государственной и даже местной власти. В их число входят тех­нические барьеры – требования о соб­людении национальных стандартов, о получении сертификатов качества им­портной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о со­блюдении определенных санитарно-ги­гиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущес­твенно местной продукции и дискрими­нация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы под­держать занятость и ограничить импорт.

Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей или экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят на:

Прямые – непосредственно выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на рынок..[2. С.248]

Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, как и производителям товаров которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им прави­тельством, а не вычитается из их при­были.


Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финасирование

Рисунок 2.2 Экономический эффект внутренних субсидий

производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортны­ми.

Допустим, что в малой стране внут­реннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd (рис. 2.2). Предложе­ние того же товара из-за рубежа неогра­ниченно и составляет Sw по цене Pw. В этой ситуации внутреннее производст­во товара составит Q1 потребление – Q3, импорт товара – Q3Q1 Чтобы под­держать местных производителей това­ров, конкурирующих с импортом, пра­вительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субси­дируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвига­ется на уровень Ss. Внутреннее произ­водство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q1 При объеме внут­реннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая состоит из цены, которую платит пот­ребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PWPS. Расходы пра­вительства на выплату субсидии сос­тавляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть Pw Ps Q2. [2. С.250]

На рисунке 2.2 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет 430 долл. После на­чала торговли при мировой цене на то­вар в 400 долл. страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, им­портирует 12. После введения субсидии в 25 долл. на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воз­действие субсидирования местного про­изводства на импорт очевидно. Прави­тельство платит из бюджета 175 долл. ($25 × 7=$175) в виде субсидий. При по­лучении субсидии местный производи­тель получает за каждую единицу товара 400 долл. от покупателя и 25 долл. от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособ­ности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамеща­ющего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспе­чивают производителю несколько мень­ший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рын­ке в отсутствие импорта (430 долл.).

В результате предоставления субси­дии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных на­циональных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты b, пред­ставляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически бо­лее предпочтительным методом ограни­чения импорта по сравнению с импорт­ным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает экономический эф­фект потребления, выражающийся в по­тере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обес­печивает ограничение импорта, срав­нимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной эко­номики. Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование им­порта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего от­меной директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные ва­лютные курсы резко упали, сделав им­порт многих товаров, которые необхо­димы для поддержания экономического развития страны, невозможным, пос­кольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финан­сировать часть импорта за счет госу­дарственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт..[2. С.251]


 

Рисунок 2.3. Экономический эффект экспорт­ных субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубеж­ной страной в данную страну) составля­ет Sw, а спрос внутри данной страны — Dd (рис. 2.3). В этой ситуации рыноч­ное равновесие достигается в точке Е — покупатели в импортирующей стране купят Ql товара по цене Pw. Что­бы поддержать экспортеров, иностран­ное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. В результате снижения экспортной цены предложе­ние товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень Ss, а рыночное равновесие — в точку F. В результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Р, то есть условия торговли экспорти­рующего государства ухудшились. Но из-за снижения экспортной цены уве­личивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q1 Поскольку из-за роста экспорта мень­ше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увели­чивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напря­мую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенси­ровать потери, возникшие из-за ухуд­шения условий торговли, то есть сни­жения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплатель­щики, в размере количества товара, экспортированного после введения суб­сидии, умноженного на размер субси­дии (четырехугольник ABFD).

На рисунке 2.3 экспортирующая страна продает, а импортирующая по­купает 1 млн. штук товара по цене 100 долл. за штуку. Правительство экспор­тирующей страны решает помочь эк­спортерам и дает им субсидию в разме­ре 50 долл. за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл. дохода от экспорта. После введе­ния субсидии – $75х1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на паде­ние цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Но при этом бюджету и налогоплательщи­кам экспортная субсидия обошлась в $50х1,5 = 75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновре­менно снижая спрос на импорт. Эк­спортная субсидия, вводимая большой страной "ухудшает ее условия торговли, увеличи­вая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Им­портный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой поли­тики оказывают искажающее воздейст­вие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей. [2. С.252]

Нередко скрытое субсидирование эк­спорта осуществляется через экспорт­ное кредитование.

Экспортное кредитование — метод финансовой не­тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти­мулирование государством развития эк­спорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

• субсидированных кредитов наци­ональным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыноч­ной;

• государственных кредитов инос­транным импортерам при обязатель­ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

• страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспо­собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю­щие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

• краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

• среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова­ния экспорта машин и оборудования;

• долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

• Организационная форма предостав­ления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения между агентствами по экспортному кредитованию и госу­дарствами, весьма сложна. Такое аген­тство может быть департаментом внут­ри правительственного министерства, самостоятельной организацией на пра­вах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредито­ванию вступают в договорные отноше­ния друг с другом для финансирова­ния экспорта из более чем одной стра­ны, координации политики и обмена информацией о заемщиках.

• Бернский союз – Международ­ный союз страхования кредитов и инвестиций – со­вещательный орган агентств по экс­портному кредитованию, служащий местом обмена информацией в области краткосрочного экспортного кредито­вания.

Экспортные кредиты иногда рассмат­ривают как разновидность внешней по­мощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыноч­ной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по эк­спортным кредитам обычно существен­но ниже ставок по другим видам креди­тов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдаю­щиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспор­тные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата креди­тов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кре­дитов и т.д.[2. С.252]

 

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.[2. С.252]

В Беларуси кредиты экспортерам, например, выдаются из Фонда поддержки экспорта, созданного согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.1997 г. № 1429. Часть средств этого фонда формируется за счет ассигнований из государственного бюджета и средств министерств. [7. С.250 ]

Демпинг – метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключаю-щийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре­мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го­сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

• Спорадический демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

• Преднамеренный демпинг — временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос­ледующего установления монопольных цен.

• Постоянный демпинг — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

• Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча­ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

• Взаимный — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани­женным ценам. Встречается также ред­ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това­ра в каждой из стран.

В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой элас­тичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это поз­воляет фирмам, имеющим относитель­но монопольное положение на внутрен­нем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше. Допус­тим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в им­портирующей стране II его эластичность выше (рис. 2.4). Пусть DI: и DII — спрос на товар в странах I и II, соот­ветственно, а предельный уровень дохо­дов — изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнитель­ной единицы товара — составляет MRI и MRII. На рисунке 2.4 в совокупного рынка стран I и II совокупный предель­ный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MRI+II. Пусть предельные издержки — величина прироста сово­купных издержек фирмы в результате производства одной дополнительной единицы товара — будут равны у про­изводителя МС. Как известно из тео­рии макроэкономики, оптимальный объем производства, необходимый для максимизации прибыли, предполагает равенство предельных доходов предель­ным издержкам и составит QI+II.

Если у фирмы есть выбор, где прода­вать товар — внутри страны или за рубе­жом, то в целях максимизации прибыли предельный уровень доходов должен быть равен предельным издержкам на каждом из рынков.


Рисунок 2.4. Дискриминация в ценах через демпинг

Исходя из этого, если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. Для рынка и страны I, и страны II справедливо то же правило, что и для совокупного рынка предельный уровень доходов должен быть равен предельному уровню издержек. Поэтому, построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в точке Е на графике совокупного рынка, можно найти точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MRI и MRII в каждой из стран при оптимальном уровне предельных издержек Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю вы годно продать Q1 товара по более высокой цене Р на внутреннем, менее эластичном рынке и QII товара по более низкой цене РII на внешнем, для него более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые вынуждены покупать товар по более высоким ценам, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров. Производитель, осуществляющий такую ценовую дискриминацию, может быть обвинен в демпинге. В числовом выражении выгодность демпинга нетрудно доказать. 

Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:

• различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубе­жом;

• ситуация несовершенной конку­ренции, которая позволяла бы произ­водителю устанавливать и диктовать цены;

сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает то­вар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более ни­зким ценам. Обычно этому способству­ют высокие транспортные расходы и ус­тановленные государством торговые барьеры.

Демпинг запрещен как международ­ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за­конами многих стран, которые позво­ляют применять антидемпинговые пош­лины в случае обнаружения факта демпинга. Большие сложности возникают при определении справедли­вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола­гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен­ного предшествующего периода в стра­не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер­жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од­носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина — временный сбор в раз­мере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын­ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос­ледствий нечестной ценовой конкурен­ции на основе демпинга.

Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следую­щих способов:

Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке эк­спортирующей страны и на рынке им­портирующей. Если товар производит­ся только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-им­портера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны. [2. С.259]

В числе нетарифных средств регулирования международной торгов­ли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучают­ся международным правом, но тесно связаны с международной экономи­кой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регу­лируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполни­тельной власти (между правительства­ми) и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5–10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, ус­танавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Основополагающим принципом меж­дународного права является то, что каж­дое государство обладает исключитель­ной юрисдикцией над своей терри­торией и все юридические и физичес­кие лица, находящиеся на этой терри­тории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых догово­ров вопросом принципиальной важнос­ти является режим, который предос­тавляется на территории данного госу­дарства иностранным товарам, услугам и капиталу.

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

• Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ — условие, закреплен­ное в международных торговых со­глашениях, предусматривающее пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

Национальный режим — режим экономических отно­шений между государствами, при кото­ром одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала..[2. С.259]

В практике международных экономи­ческих организаций системы ООН иногда используется понятие справед­ливого и недискриминационного режи­ма, который не имеет четкого опреде­ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра­ведливости в торговой или иной эконо­мической сфере. В большинстве торго­вых договоров, подписываемых страна­ми на двусторонней основе, содержится положение о применении РНБ, кото­рый стал универсальным правилом и поддерживается ВТО.

Из РНБ существуют изъятия, но толь­ко в следующих рамках:

• Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торгов­лю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказы­вают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.

Изъятия и преимущества, выте­кающие из соглашений о создании та­моженных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.[2. С.259]

Вывод: Другие виды торговой политики – это технические барьеры, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.

Скрытые методы торго­вой политики – это внутренние налоги и сборы направленные на повышение внутренней цены импортного товара

Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

На двустороннем уровне торго­вые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: