По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничить импорт или экспорт. В из числе:
Технические барьеры — комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодательством требованиям стандартизации и сертификации, требованиям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам. Подтверждают соответствие такие документы, как сертификаты соответствия, гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, фитосанитарные сертификаты.
Хотя технические барьеры предназначены для защиты здоровья и безопасности людей, жизни и здоровья животных и растений, охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности и защиты прав потребителей, они представляют собой эффективный инструмент ограничения импорта.
Соглашение стран ВТО по техническим барьерам требует, чтобы их не использовали в целях дискриминации партнеров, создания излишних препятствий в торговле, а также соблюдали режим наибольшего благоприятствования и национальный режим при их применении. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к введению стандарты, а также ориентироваться преимущественно на международные стандарты, отступая от них только в том случае, если они отсутствуют или их требования недостаточны в сложившихся в стране условиях. Страны ВТО договорились, что будут действовать в направлении унификации стандартов и технических требований, а также расширять сферы, на которые распространяется взаимное признание сертификатов и результатов проверок.
|
|
Несмотря на достигнутый высокий уровень интеграции и взаимное признание результатов тестирования и сертификации национальными лабораториями, между странами ЕС до сих пор сохраняются различия в системах стандартов, тестов и сертификации, задерживается распространение гармонизированного законодательства в этой области. Неудобства третьим странам создают требования ЕС, основанные на санитарных и экологических нормах, на нормах безопасности. В некоторых случаях требования ЕС представляются необоснованными с научной, медицинской или экологической точек зрения и создают впечатление мер, направленных на вытеснение с внутреннего рынка конкурентов. Дискриминация производителей из третьих стран также происходит на основании стандартов и требований ЕС к технологии производства продукции, например, в производстве вина. [7. С. 243]
В Республике Беларусь государственный контроль за применением технических норм, правил и требований осуществляет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, за применением медицинских, фармацевтических, санитарных норм, правил и требований — Министерство здравоохранения, за применением ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований — Министерство сельского хозяйства и продовольствия. За недопущение ввоза товаров, которые не соответствуют требованиям, действующим на территории Республики Беларусь, отвечает Государственный таможенный комитет.
|
|
Политика в рамках государственных закупок — метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм. Для стран — членов ВТО, присоединившихся к Соглашению о правительственных закупках, подобное ограничение недопустимо.
Для проведения государственной закупки товаров, работ и услуг страна должна объявлять открытый тендер для компаний стран — членов ВТО и обеспечивать равные права иностранным и отечественным компаниям на участие в этом тендере. Вместе с тем многие страны, присоединившиеся к ВТО, изыскивают возможности, чтобы использовать такой метод поддержки национальных производителей. В ЕС, например, регулярно применяется практика государственных закупок и заказов в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, что вызывает нарекания со стороны третьих стран, особенно США. В 1990 г. была принята директива, требовавшая проведения открытых конкурсов и торгов, допускавшая дискриминацию поставщиков, в продукции которых содержание компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Постепенно законодательство о госзакупках менялось в сторону обеспечения равных прав поставщикам из ЕС и третьих стран, однако рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования остается относительно закрытым, в ряде государств сохранилось очевидное предпочтение своих фирм или фирм из других стран ЕС (Австрия, Греция, Италия, Франция), гармонизация национальных законодательств в этой области идет медленно.
В США в 1933 г. был принят закон "покупай американское", позволяющийся государственной преференцией в отношении правительственных закупок. Его действие не распространяется лишь на торговлю с теми странами, с которыми США заключили "меморандумы о взаимопонимании". Этим законом прямо запрещается некоторым государственным учреждениям закупать товары и услуги за границей, устанавливаются нормы о содержании местных компонентов, предоставляются ценовые преференции отечественным компаниям. [7. С. 243]
В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд. Закупки импортных товаров, работ и услуг согласно перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2003 г. № 1629 "О некоторых вопросах осуществления закупок товаров по тендерам и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382", осуществляются на тендерной основе по согласованию такой закупки с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики.
Требование о содержании местных компонентов – метод, законодательно устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Этот метод тесно связан с госузакупками.
В Республике Беларусь примером применения требований о содержании местных компонентов являются нормы Закона Республики Беларусь № 213-3 от 07.12.1998 г. "О свободных экономических зонах" и постановления Совета Министров Республики Беларусь № 1627 от 15.12.2003 г. "Об определении происхождения товара с территории свободной экономической зоны, вывозимого за пределы Республики Беларусь, на который установлена вывозная таможенная пошлина и (или) применяются меры экономической политики". [7. С. 244]
|
|
Происхождение товара из СЭЗ и его принадлежность к продукции собственного производства удостоверяется соответствующими сертификатами, выдаваемыми Белорусской торгово-промышленной палатой.
В Республике Беларусь ежегодно утверждается перечень особо важных государственных программ для предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки из республиканского бюджета в виде прямых субсидий и средств на финансирование капитальных вложений. Косвенные и специфические субсидии также широко применяются для поддержки отечественных производителей.
Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (налог на добавленную стоимость с импорта, с оборота, с продаж, акцизный сбор, транзитный налог и т.д.).
Взимание косвенных налогов во взаимной торговле стран осуществляется по принципу страны назначения (освобождение от налога экспортируемых товаров и взимание налога по импортируемым товарам) или по принципу страны назначения(налогообложение экспортируемых товаров и освобождение от налогообложения импортируемых товаров).
В Республике Беларусь объектом налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость ввозимых товаров, " скорректированная на таможенную пошлину, сборы за таможенное оформление и акциз (для подакцизных товаров) по ставкам 18 и 10% (при ввозе продовольственных товаров и товаров для детей перечню, определяемому Советом Министров). Экспорт товаров с территории Республики Беларусь облагается по ставке 0%. Взимание косвенных налогов во внешней торговле осуществляется по принципу страны назначения товара со всеми гранами дальнего зарубежья и странами СНГ.
|
|
Ставки акцизов устанавливаются как твердые (специфические) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения продакцизных товаров или как адвалорные — в процентах от стоимости товаров.
Акцизы вводятся, как правило, на товары массового потребления, ограниченного потребления, монопольные товары, предметы роскоши, отдельные культурные, транспортные и коммунальные услуги. В Беларуси подакцизной продукцией являются: спиртосодержащая и алкогольная продукция, табачная продукция, нефть и нефтепродукты, ювелирные изделия, микроавтобусы автомобили легковые. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым за пределы Республики Беларусь, положение не распространяется на подакцизные товары, экспортируемые в страны СНГ (кроме государств, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения). Сумма акцизов, подлежащая оплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий стран СНГ, уменьшается на сумму акцизов, фактически уплаченную в стране их происхождения. [7. С. 246]
Большая часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической интерпретации. Рассмотрим их экономический эффект на примере требования о содержании местных компонентов (Рис. 2.1,а)
Рисунок 2.1 Экономический эффект требования о содержании местных компонентов
Допустим, что предложение товара в стране составляет Sd, а спрос — D. Предложение товара из-за рубежа в условиях свободы торговли составляет S, по цене Рг Поскольку себестоимость производства внутри данной страны выше, чем за рубежом, постольку цена, по которой в ней предлагается товар, всегда выше цены его предложения из-за рубежа. Если сложить количество товара, предлагаемое местными производителями, с количеством, предлагаемым из-за рубежа, по каждой цене, то получится прямая совокупного предложения (местными и иностранными производителями) товара на рынок данной страны Sr Внутренний спрос сравнивается с совокупным предложением в точке равновесия А, в которой будет продано Q6 единиц товара по цене Р1 причем Q1 товара будет продано местными компаниями и Q5 — иностранными.
Правительство решает защитить местных производителей и вводит требование о содержании местных компонентов в готовой продукции. Чтобы не попасть под ограничение, иностранные компании перемещают свое производство в данную страну, что увеличивает их издержки. В результате роста издержек продукция становится дороже и прямая предложения из-за рубежа S1 перемещается на уровень S3. Это, в свою очередь, ведет к перемещению прямой совокупного предложения S2 на уровень S4 и балансирует рынок в точке В, в которой цена за товар повысилась до Р2, а объем продаж сократился до Q. Из этого количества Q2 штук товара производится национальными компаниями и Q3 штук – иностранны-ми, расположенными внутри данной страны.
В результате того, что в соответствии с требованием о закупке более дорогих, чем иностранные, местных компонентов увеличились издержки производства, цена на товар возросла на Р1Р2, а потеря излишка потребления составила для страны сегменты a+b+c+d+e (рис.2.1.б). Как и в случае тарифа, сегмент а — эффект передела (суммы, перераспределяемые в пользу местных производителей), b— эффект защиты (потери в связи с более низкой эффективностью местного производства по сравнению с зарубежным), d – эффект потребления (потери в размерах потребления из-за роста цен). Сегмент с+е представляет собой эффект доходов (дополнительная прибыль иностранных производителей из-за роста цен), в котором подсегмент с достается иностранным производителям, расположившимся на территории данной страны, а подсегмент е — представляет возросшие издержки производства. Совокупные экономические потери страны составляют b+e+d.
Ограничительное воздействие этой меры на импорт очевидно, так же как и экономические издержки, которые перекладываются на потребителей. Помогая сохранить рабочие места, требование о содержании местных компонентов приводит к снижению эффективности экономики в целом.[2. С. 245]
Итак, методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. В их число входят технические барьеры – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм; внутренние налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на продажу); государственные закупки преимущественно местной продукции и дискриминация против иностранной; требование о содержании местных компонентов в производимых товарах, с тем чтобы поддержать занятость и ограничить импорт.
Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей или экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.
Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делят на:
Прямые – непосредственно выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на рынок..[2. С.248]
Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, как и производителям товаров которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.
Внутренняя субсидия — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финасирование
Рисунок 2.2 Экономический эффект внутренних субсидий
производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет Sd, а спрос – Dd (рис. 2.2). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по цене Pw. В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1 потребление – Q3, импорт товара – Q3Q1 Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень Ss. Внутреннее производство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q1 При объеме внутреннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Ps, которая состоит из цены, которую платит потребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PWPS. Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть Pw Ps Q2. [2. С.250]
На рисунке 2.2 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет 430 долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл. страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл. на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 × 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицу товара 400 долл. от покупателя и 25 долл. от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).
В результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. В результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. В результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт..[2. С.251]
Рисунок 2.3. Экономический эффект экспортных субсидий
Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет Sw, а спрос внутри данной страны — Dd (рис. 2.3). В этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке Е — покупатели в импортирующей стране купят Ql товара по цене Pw. Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. В результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень Ss, а рыночное равновесие — в точку F. В результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Р, то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Но из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q1 Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).
На рисунке 2.3 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл. за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл. за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл. дохода от экспорта. После введения субсидии – $75х1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Но при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х1,5 = 75 млн. долл.
Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной "ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. [2. С.252]
Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Экспортное кредитование — метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Экспортное кредитование может иметь форму:
• субсидированных кредитов национальным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;
• государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);
• страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).
Экспортные кредиты бывают:
• краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;
• среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;
• долгосрочными — на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.
• Организационная форма предоставления экспортных кредитов, так же как и взаимоотношения между агентствами по экспортному кредитованию и государствами, весьма сложна. Такое агентство может быть департаментом внутри правительственного министерства, самостоятельной организацией на правах министерства и даже частной фирмой, работающей под контролем правительства. Нередко национальные агентства по экспортному кредитованию вступают в договорные отношения друг с другом для финансирования экспорта из более чем одной страны, координации политики и обмена информацией о заемщиках.
• Бернский союз – Международный союз страхования кредитов и инвестиций – совещательный орган агентств по экспортному кредитованию, служащий местом обмена информацией в области краткосрочного экспортного кредитования.
Экспортные кредиты иногда рассматривают как разновидность внешней помощи другим государствам. Размеры субсидирования через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыночной процентной ставкой. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко являются предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений. Кроме того, существуют многочисленные неподдающиеся количественной оценке способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, так же как перенесение сроков первых платежей по кредитам на более дальний период, оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок, государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.[2. С.252]
Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.[2. С.252]
В Беларуси кредиты экспортерам, например, выдаются из Фонда поддержки экспорта, созданного согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24.10.1997 г. № 1429. Часть средств этого фонда формируется за счет ассигнований из государственного бюджета и средств министерств. [7. С.250 ]
Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, заключаю-щийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.
Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:
• Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.
• Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.
• Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
• Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
• Взаимный — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.
В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем. Это позволяет фирмам, имеющим относительно монопольное положение на внутреннем рынке, продавать свои товары по более высоким ценам, чем на внешнем рынке, где спрос более эластичен по цене и где конкуренция выше. Допустим, что в экспортирующей стране I рынок данного товара относительно неэластичен по цене, тогда как в импортирующей стране II его эластичность выше (рис. 2.4). Пусть DI: и DII — спрос на товар в странах I и II, соответственно, а предельный уровень доходов — изменение доходов фирмы в результате продажи одной дополнительной единицы товара — составляет MRI и MRII. На рисунке 2.4 в совокупного рынка стран I и II совокупный предельный уровень доходов составляет сумму предельного уровня доходов на каждом из рынков или MRI+II. Пусть предельные издержки — величина прироста совокупных издержек фирмы в результате производства одной дополнительной единицы товара — будут равны у производителя МС. Как известно из теории макроэкономики, оптимальный объем производства, необходимый для максимизации прибыли, предполагает равенство предельных доходов предельным издержкам и составит QI+II.
Если у фирмы есть выбор, где продавать товар — внутри страны или за рубежом, то в целях максимизации прибыли предельный уровень доходов должен быть равен предельным издержкам на каждом из рынков.
Рисунок 2.4. Дискриминация в ценах через демпинг
Исходя из этого, если известен оптимальный объем производства на совокупном рынке, можно определить оптимальный объем производства на каждом из рынков. Для рынка и страны I, и страны II справедливо то же правило, что и для совокупного рынка предельный уровень доходов должен быть равен предельному уровню издержек. Поэтому, построив прямую от оптимального уровня предельных издержек в точке Е на графике совокупного рынка, можно найти точки А и С, показывающие предельный уровень доходов MRI и MRII в каждой из стран при оптимальном уровне предельных издержек Точки А и С определяют, что для максимизации прибыли производителю вы годно продать Q1 товара по более высокой цене Р на внутреннем, менее эластичном рынке и QII товара по более низкой цене РII на внешнем, для него более эластичном рынке страны II. В результате возникает ценовая дискриминация местных потребителей, которые вынуждены покупать товар по более высоким ценам, и зарубежных производителей, которые сталкиваются с нечестной конкуренцией со стороны импортных товаров. Производитель, осуществляющий такую ценовую дискриминацию, может быть обвинен в демпинге. В числовом выражении выгодность демпинга нетрудно доказать.
Необходимыми условиями для осуществления демпинга являются:
• различия в эластичности спроса на товар в различных странах — спрос внутри страны должен быть менее эластичным по цене, чем спрос за рубежом;
• ситуация несовершенной конкуренции, которая позволяла бы производителю устанавливать и диктовать цены;
сегментированность рынка, то есть способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего рынка, где он это делает по более низким ценам. Обычно этому способствуют высокие транспортные расходы и установленные государством торговые барьеры.
Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Большие сложности возникают при определении справедливого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предполагаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определенного предшествующего периода в стране, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издержек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.
Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
Ставку антидемпинговой пошлины обычно определяют одним из следующих способов:
Как разницу в цене, по которой товар реально продается на рынке экспортирующей страны и на рынке импортирующей. Если товар производится только на экспорт и не продается на рынке страны-экспортера, то цена на него на внутреннем рынке страны-импортера сравнивается с его ценой на внутреннем рынке любой третьей страны. [2. С.259]
В числе нетарифных средств регулирования международной торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но тесно связаны с международной экономикой.
На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5–10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.
Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.
В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
• Режим наибольшего благоприятствования — РНБ — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала..[2. С.259]
В практике международных экономических организаций системы ООН иногда используется понятие справедливого и недискриминационного режима, который не имеет четкого определения и используется в основном как напоминание о совершаемой несправедливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых странами на двусторонней основе, содержится положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом и поддерживается ВТО.
Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:
• Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.
Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.
• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предоставляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.[2. С.259]
Вывод: Другие виды торговой политики – это технические барьеры, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.
Скрытые методы торговой политики – это внутренние налоги и сборы направленные на повышение внутренней цены импортного товара
Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.
На двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями.