И период – Политическая мысль российского зарубежья

В начале ХХ ст. российская политическая мысль успешно развивалась, занимая крепкие позиции в системе гуманитарного знания. Однако процесс формирования политической науки в стране был прерванным в связи с событиями 1917 г. в советском обществе утвердилось неделимое господство коммунистической идеологии, а западная идеология называется вражеской наукой. Начинается кризис обществоведения в целом. Дальнейшее развитие политической мысли стал возможным лишь в условиях российского зарубежья, где сформировались такие направления, как Евразийство (М.С.Трубецкой, Г.Флоровський), неомонархизм (И.Иль'ин, Л. Тихомиров); христианский социализм (С.Булгаков, Г.Федотов).

Основные черты консервативной мысли в России: провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, которое отличается от западного;Определение незыблемости самодержавной власти в России, которая допускает возможность проводки реформ, не задевая сущности существующей системы власти;Критика парламентаризма (представительная система есть отчуждения власти от народа, а парламент – „ужасная болтовня”), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета – самые лживые из политических идей);религиозные (православный) мировоззрение, сакрализация явлений политического жизни, связанная с этим оценка монарха „ как помазанника божьего”;сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отображение „иерархии небесной”;высшая моральная задача личности — служение общему благую, выразителем которого является государство.

Основателем российского консерватизма полагает М.Карамзин, который подвергает критике либеральные реформы, начатые Александром 1. Идеи российской консервативной мысли в дальнейшем развивались Г.Данилевским, К.Леонт'евим, К.Победопосуем, евразийцами. Ряд консервативных идей были заимствованные славянофилами, хотя это течение можно отнести и к умеренно-либеральному.

Разновидности российского либерализма и радикализма: правительственный либерализм; оппозиционный либерализм; охранительный либерализм; социальный либерализм. Непоследовательность реформ, которая проводилась „сверху” усиливала либерализм оппозиционный, представителями которого были Г.Новиков, Я.Козельский, Д.Фонвизин, О.Радищев. К середины Х1Х ст. сложились такие направления российской либеральной мысли, как славянофильство и западничество.

Cлавянофили — О.Хомяков, И. Киреевський, К.Аксаков – обосновывались самобытный путь развития России, основанный на „народном самодержавии”. „духовном православии, „общинному коллективизму”. Западники — — М.Станкевич, Т.Грановский, К.Кавелин связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российский грунт апробированных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, идей парламентаризма и распределения власти.

Представителем „ охранительного либерализма” в России был Б.Чичерин, который усматривал суть либерализма в примиримые свободы с властью и законом: либеральные меры, которые обеспечивают права и свободы граждан, и сильная власть, которая сдерживает общество.

Самыми важными представителями теории социального либерализма были П.Новгородцев, Л.Петражицький, Б. Кистяковський. Развивая классические принципы правового государства, теоретики социального либерализмообосновали необходимость его превращения в „социальную”.

Революционное вольнодумство было характерным для многих представителей российского общественного мнения конца ХУ111 ст. Г.Новикова, М.Радищева революционно-демократическое течение в политической идеологии начала Х1Х ст. представленная радикальным воплем идеологии декабризма. В „Российской правде” П. Пестель предъявлял требования ликвидации крепостного права права и самодержавия, провозглашая Россию республикой, свободы печати и веросповедание. Равенство перед законом подкрепляется равенством социального, которая обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами, против чрезмерного обогащения. Пестеливськи идеи служили основой российского социализма, они заложили основу концепции „ общинного социализма”, сформулированной революционерами –демократами и народниками. Идея „ российского социализма” была подхваченная народниками (П.Лавров, П.Ткачов, Г.Бакунин). Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм (Г. Бакунин, П.Кропоткин) который делали ударение на быстрой ликвидации всех институтов государства и медленный переход к социалистическому обществу, основанному к самоуправлении рабочих ассоциаций.

Заключение

Многовековая история политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли научного знания – политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития.

На этом пути всегда складывались различные мнения, которые нередко

сталкивались друг с другом, обеспечивая прогресс в теории и на практике.

Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего

своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов,

особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в

постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада.

10 – 11 вв. - начало развития политической мысли России. Православие,

обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней

Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией,

Европой, всем христианским миром.

Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного

общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились

определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии

как формы правления.

В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была

ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла

экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с

пережитками раздробленности составляет основу политической истории того

времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного можно сказать, что монархия

ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась

стремлениями к самовластию и полновластию государей. То есть монархия как

форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности,

самостоятельности единоличного правителя. 

В 17 в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение

феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе,

господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался.

Далее в рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

 С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли. В целом, российская политическая мысль, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.

 Список литературы

1. Белов Г.А. Политология М.: ЧЕРО, 1997 г.

2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Политология, М.: Юристъ, 2000.

3. Клементьев Д.С. Политология, М.; Знание, 1997.

4. Панарин А.С. Политология, М.: изд. группа Проспект, 1997.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: