Глобализация как социальный феномен

 

Обычно под глобализацией понимают объективный процесс возрастания и концентрации капитала, которому все теснее и теснее становится в рамках отдельных государств, ведущий в конечном счете к формированию единой всемирной экономики.

Действительно, глобализация связана и во многом обусловлена этими процессами. Однако при таком подходе учитывается лишь экономическая сторона этой проблемы и оставляется в тени более фундаментальная основа глобализации, из которой проистекают и ее экономические характеристики.

Прежде всего, следует отметить, что процесс глобализации и глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, хотя и тесно между собой связаны, но это далеко не одно и то же. Если глобальные проблемы порождены противоречием между обществом и природой, то процесс глобализации касается, прежде всего, внутреннего состояния общества, его постоянного движения по пути единства во всемирном масштабе. Разумеется, и процесс глобализации, и глобальные проблемы во многом обусловлены состоянием и влиянием уровня развития материального производства, но это влияние в одном отношении ведет к углублению противоречия общества с природой, а во втором обеспечивает сближение и объединение народов и государств внутри самого сообщества. С одной стороны, глобальные проблемы, вставшие ныне перед человечеством, оказывают влияние на процесс глобализации мира и пути его развития. С другой же стороны, и глобальные проблемы, и процесс глобализации развиваются по присущим им специфическим законам.

Глобальные проблемы - результат относительной самостоятельности общества по отношению к природе, его обратного влияния на нее. Процесс же глобализации, в конечном счете, коренится в его естественном состоянии, в единстве и целостности человечества как своеобразном природно-социальном организме, который растет, развивается и в процессе развития усиливает свое единство и целостность. И это естественно, так как общество - это не некий конгломерат индивидов, племен, наций, народностей, а целостный социально-природный организм, которому объективно нужна не только организованность, но и гармоничность, и планомерность развития.

Глобализация - новый, более высокий этап на пути реализации естественноисторической тенденции к объединению человечества в условиях промышленной и постпромышленной цивилизации. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности, а равно и отношения между ними. Так, период собирательства характеризовался первобытнообщинными отношениями внутри социальных общностей и наличием родов, племен и народностей, основанных на кровном родстве, между которыми велись беспрерывные столкновения и войны. Переход к земледельческой цивилизации был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и появлением народностей, других этнических образований, могущественных империй, основанных главным образом на силе. Промышленная цивилизация означала новый шаг на этом пути. Она привела к появлению капиталистических отношений, а в международных рамках - к образованию нации и преимущественно национальных государств и распаду империи. Постпромышленная цивилизация также приведет к изменению не только внутренних, но и международных отношений.

Носителем и выразителем господства и подчинения одних народов другим выступают США и государства так называемого "золотого миллиарда". Нынешняя политика империалистических кругов Запада есть продолжение и развитие агрессивного характера промышленной цивилизации. Промышленная цивилизация и возникший на ее основе капиталистический строй по самой своей сути носит агрессивный характер. Этот агрессивный характер и находит свое проявление в действиях НАТО. Агрессивность промышленной цивилизации начала проявляться еще в процессе Великих географических открытий, в результате которых не Восток открыл Запад и Америку, а Запад - Восток, хотя, как известно, в странах Востока - Китае и Индии существовали древние развитые цивилизации.

Особенно ярко агрессивная природа промышленной цивилизации нашла свое проявление в создании колониальной системы империализма, в нашествиях Наполеона и Гитлера на Россию, в двух мировых войнах, в утверждении фашизма в целом ряде стран Европы и т. д. Кстати, теперь некоторые пытаются доказать, что и в России могут возникнуть фашистские порядки. Но ведь фашизм - это теория и практика мирового господства, теория и практика ненависти и истребления других народов во имя якобы высшей расы. Ничего подобного в России не было и не может быть.

Агрессивность промышленной цивилизации и возникшего на ее основе капиталистического строя заложена в самой ее основе, так как она базируется не на природных, а на искусственных компонентах и поэтому, как никакая иная, нуждается для своего функционирования и развития в источниках сырья и рынках сбыта.

В последнее время агрессивность промышленной цивилизации и, прежде всего, стран НАТО усилилась в результате, по крайней мере, двух обстоятельств. Прежде всего, это произошло в результате распада СССР и ослабления России.

Второе обстоятельство связано с обострением глобальных проблем, которые особенно дают о себе знать в странах Запада. И если раньше агрессивность западной цивилизации обуславливалась необходимостью преодоления динамического равновесия между обществом в целом и природной средой, то теперь эта агрессивность усиливается необходимостью преодоления обострившегося неравновесия между искусственной средой, созданной самим человеком, и окружающей природой. Перед воспаленным взором западного предпринимателя светом зеленого светофора еще горят цифры: Россия сегодня - это 30% мировых запасов угля, 40% - нефти, 45% - газа, 44% - железных руд, 30% - мировой добычи драгоценных камней… [2]

После развала Советского Союза и так называемого социалистического лагеря США стремятся утвердить однополюсный мир под своим господством, подмяв под себя Китай, Индию, народы Африки и т. д., последние же стремятся отстоять свою независимость и строить многополюсный мир на демократических принципах, равенстве больших и малых народов. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами усиливает тенденции со стороны развитых стран к подчинению развивающихся, а последних - к противостоянию этим грабительским тенденциям. В результате подобной политики сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве привели к расчленению мира на "ядро" и "периферию". Причем за первыми все больше закрепляются контрольные функции, а за последними - производственные. Есть и другие проявления нового империализма. При этом водораздел между Севером и Югом происходит не только в силу углубляющегося экономического неравенства, но и стремления этих стран отгородиться от процветающей в Европе преступности. Схожие последствия имеет и страх перед неконтролируемой миграцией населения и экологическими опасностями.

США и страны "золотого миллиарда" исходят из того, что процесс глобализации мира может и должен осуществляться путем распространения и насаждения порядков Запада с его рыночной экономикой и буржуазными отношениями во все регионы и на все народы мира, невзирая на их региональные и исторические особенности. С этой целью США и их союзники используют не только транснациональные корпорации, подкупы, шантаж, но и прямое насилие. В последнее время в целях утверждения глобализма в соответствии с интересами США используется НАТО и его продвижение на Восток, а также борьба с терроризмом. Под видом борьбы с терроризмом США создают военные базы в Узбекистане, Киргизстане и т. д., создавая угрозу Китаю, Индии и другим странам.

Одним словом, при осуществлении глобализации человечество столкнулось со стремлением со стороны развитых стран мира превратить ее в новую, более завуалированную форму колониализма. Однако при этом забывают, что нынешние страны так называемого "третьего мира" - это не то, что было в них в XVII-XVIII вв., когда осуществлялась их колонизация.

Все это требует от прогрессивных сил планеты разработки своей концепции глобализации, которая исходила бы из ее объективных тенденций и в то же время учитывала бы: а) цивилизационные и формационные различия различных народов и государств, их менталитет, традиции, культуру и т. д.; б) осуществлялась бы не в интересах тех или иных стран и их корыстных интересов, а в интересах всего человечества; в) проводилась бы без применения мер насилия, а на путях взаимовыгодного экономического сотрудничества и взаимопомощи со стороны развитых стран странам слаборазвитым.

В современных условиях возникла острейшая потребность перераспределения материальных ресурсов в мировом масштабе. Такая потребность в конечном счете вытекает из закона обеспечения гармонического соответствия и равновесия всех частей социума как определенной целостной системы. Эта необходимость стала, может быть, сильнее и острее, чем это было накануне двух мировых войн и революционных преобразований. Тогда в перераспределении материальных ресурсов возникла необходимость в региональном масштабе, чем в рамках отдельных стран. Теперь такая необходимость так или иначе затрагивает все страны мира. И это естественно, так как, с одной стороны, произошло гигантское увеличение числа населения, выросли его производственный потенциал и материальные ресурсы, а с другой - уменьшились природные запасы. На этом фоне произошло резкое обострение неравномерностей между развитыми и развивающимися странами. Такая неравномерность в соответствии с законом динамического равновесия структур системы рано или поздно должна быть устранена, но только не путем насилия.

Процесс глобализации совершается в условиях, когда человечество переживает глобальный конфликт в рамках способа производства всей общественной жизни. Если в развитых странах мира углублялся конфликт между так называемой "второй" созданной природой и окружающей природной средой, а равно и самим человеком, то в развивающихся странах нарастает и углубляется конфликт между народонаселением и наличной материально-производительной основой, а также и природной средой, которая все больше и больше истощается.

К концу XX и начала XXI столетия мир оказался в состоянии гигантского глобального неравновесия. В одних регионах мира сосредоточены громадные запасы созданной человеком искусственной или так называемой "второй природы", а в других - громадные толщи населения. На одном полюсе сконцентрирован мир невиданного богатства, на другом - нищеты. В результате - огромное давление на человека, с одной стороны, его искусственной природы, с другой - нищеты и, как следствие всего этого, огромная нагрузка на природную среду обитания человека.

Таким образом, современное мировое развитие, с одной стороны, ведет к усилению взаимозависимости различных народов и государств, а с другой - обостряет противоречия между ними.

В современных условиях происходит не только обострение глобальных проблем, но и меняется их соотношение к коренным социальным проблемам. Если на первоначальных этапах развития промышленной цивилизации в связи с обострением внутреннего конфликта между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни на первый план выдвигались социальные проблемы и необходимость их решения, то в современных условиях происходят существенные изменения в этой области. Прежде всего, в связи с тем, что в развитых странах мира в результате развития промышленной цивилизации общество продвинулось далеко вперед на пути создания условий, достойных человеческой природы и адекватных ей, сужается удельный вес социальных проблем в общем балансе общественных проблем, стоящих перед народами этих стран.

До сих пор единое человечество воплощалось в многообразие племен, наций, рас, государств, цивилизаций и т. д. Именно в такой форме находил свое выражение закон единства и многообразия в рамках общества. Именно таким путем обеспечивалось взаимодополнение и взаимообогащение, как самих общностей, так и всего человечества как целого.

Возникает вопрос: а следует ли преодолевать национальные и государственные различия между людьми? Не приведет ли это к сужению индивидуальных особенностей и многообразия процесса развития в рамках человеческой популяции в целом?

По всей вероятности, и в будущем единое человечество будет реализовываться в различных общностях, но и они будут основаны на иных принципах, чем до сих пор. Вероятнее всего, это будут общности, основанные на своеобразии исторических типов личности, на общности их интересов, на многообразии форм исторической деятельности людей, а не только на демографических принципах.[3]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: