Порядок и сроки уплаты налога

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на прибыль считается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы, облагаемые этим налогом, включают две группы:

• доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
• внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих доходов.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Для целей налогообложения будут признаваться не все расходы предприятия, и часть признаваемых расходов будет нормироваться.
Расходами для целей исчисления налогом на прибыль организаций признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы признаются законными, если они удовлетворяют двум требованиям: обоснованны и документально подтверждены (статья 252 НК РФ ч. II).

Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, обусловленные целями получения дохода и удовлетворяющие принципу рациональности и обычаям делового оборота. Их оценка выражена в денежной форме.

Документально подтвержденные расходы - это затраты, удостоверенные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 284 НК РФ установлены налоговые ставки по налогу на прибыль организации. Этих ставок несколько в зависимости от того, что является объектом налогообложения.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

- 6 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями,

- 15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 НК РФ ч.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

- 15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

- 0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Все остальные виды доходов облагаются по ставке 24 процента. При этом организация уплачивает этот налог в три бюджета, и для каждого бюджета установлена своя ставка:

5 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

17 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.



Налоговый период, отчетные периоды

Для каждого налога, согласно налоговому законодательству обязательно должен быть определен налоговый период и могут быть отчетные периоды.

Календарный год признается налоговым периодом по налогу на прибыль организаций, а отчетными периодами признаются
первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.


Порядок и сроки уплаты налога

В течение года предприятие уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль организаций (статьи 268, 269 НК РФ).

Способов оплаты этих платежей три.

1.Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают

• организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ ч. II (1), не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал

• некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг),

• участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах,

• инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений,

• выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только.

Сумма такого платежа определяется по результатам фактически полученных доходов и понесенных расходов за налоговый период нарастающим итогом. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли уплачивают налогоплательщики, которые приняли решение о переходе на такую систему оплаты авансовых платежей и уведомили об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором решили перейти на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом организация не может изменить в течение налогового периода систему оплаты авансовых платежей.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачивают все остальные, не перечисленные выше налогоплательщики.

Такие плательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в следующем порядке:

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала,

• сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Если ваша организация является налоговым агентом, то она определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

При этом налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3 дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, в течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Вновь созданные организации должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

Если ваша организация имеет обособленные подразделения то ту часть налога, которую следует уплатить в бюджет Российской Федерации уплачивает головная организация по месту своей регистрации.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ ч. II (1) в целом по налогоплательщику.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Не забудьте отразить в учетной политике по налогообложению свой выбор способа расчета долей при определении налоговой базы по обособленным подразделениям предприятия.

Налог на прибыль организаций по результатам работы за налоговый период (календарный год) организации исчисляют в годовой налоговой декларации и уплачивают не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Формы отчетности

В соответствии со статья 289 НК РФ ч. II (1) налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты. [1,348]

При этом, налоговые декларации (налоговые расчеты) представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Форма налоговой декларации утверждена Приказом МНС РФ № БГ-3-02/614 (9).

Налоговые льготы и основания для их применения

На первый взгляд глава 25 НК РФ ч. II (1) не содержит льгот по налогу на прибыль организаций. В тексте этой главы нет даже слова льгота. Однако льготы там все-таки есть.

Так согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ ч. II (1) предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13 процентов (напоминаем, что на сегодня эта ставка равна 17%).

Считаем необходимым предупредить организации, что, работая в различных регионах Российской Федерации, следует обязательно ознакомиться с местным налоговым законодательством.

2.Анализ контрольной деятельности налоговых органов за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль организаций

2.1. Анализ поступления налога на прибыль организации в бюджетную систему РФ

В системе налогов и сборов в Российской Федерации работа, связанная с анализом и прогнозированием, позволяет составлять полную и систематизированную информацию о ходе поступления налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации, в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, в целях обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Эффективность и качество проводимой указанной выше работы способствует добросовестное выполнение своих должностных обязанностей сотрудниками отдела анализа и налоговой статистики, ведь от их работы зависит достоверность информации, извлеченной из автоматизированной базы данных, получение от других подразделений ФМНС сведений, необходимых для составления статистической отчетности, аналитических записок.

В налоговых органах Хабаровского края на учете находится более 24 тыс. юридических лиц и около 36 тыс. физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

По результатам работы ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска за 2002 года видно как сработала инспекция по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. Так за 2002 год количество плательщиков увеличилось на 1270 организаций и 1080 физических лиц. Количество налогоплательщиков предприятий (организаций) состоящих на учете по состоянию на 01.01.2003 г. составляет 8495, физических лиц - 95409.

Увеличились поступления за 2002 г. у предприятий, относящихся к отросли промышленности "Связь".

Удельный вес недоимки в общем объеме платежей за отчетный период составил 4,3 % (на 01.01.03 г.)

В своей работе ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска систематически анализирует информацию, поступающую из регистрирующих органов. В соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса РФ необходимые сведения представляют:

· Регистрационная палата;

· отделы ЗАГСа;

· подразделения паспортно- визовой службы УВД города;

· Департамент по инвестициям и внешнеэкономическим связям по Хабаровскому краю;

· МРЭО ГибДД УВД города Хабаровска;

· отделы лицензионно- разрешительной работы административных округов УВД г. Хабаровска;

· муниципальное предприятие БТИ;

· комитет по земельным ресурсам и землеустройству;

· отделы социальной защиты населения и др.

Работа с указанными выше органами в целом ведется на основании достигнутой с ними договоренности.

Сведения, поступающие в инспекцию от регистрирующих органов, отрабатываются путем сверки с данными, имеющимся в ЕГРН (единый государственный реестр).

Анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты всех уровней дает возможность увидеть перспективу финансирования расходной части бюджета округа.

Представление информации о ходе поступления налогов и результатов работы инспекции в вышестоящие налоговые органы и в органы местного самоуправления занимает значительное место в работе отдела.

Немаловажное значение в своей работе мы придаем сверке налоговых поступлений и платежей с органами Федерального казначейства.

При подготовке информации по разовым запросам вышестоящих налоговых органов и других организаций, относящихся к деятельности отдела мы таким образом более детально вынуждены изучать тот или иной вопрос.

Как результат совместной деятельности является составление обоснованных поступлений платежей в бюджеты всех уровней.

Всего за 2004 г. в бюджет и во внебюджетные фонды поступило платежей в сумме 4915274 тыс.руб. (что на 28% или на 108/5517 тыс.руб, больше по сравнению с 2003 г., в том числе:

2637890 тыс.руб.- налоговых платежей и других доходов

1249085 тыс.руб.- единого социального налога

9488052 тыс.руб. – страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ.

80247 тыс.руб.- поступлений в счет погашения задолженности предыдущих лет.

Поступления в консолидированный бюджет составили 2637890 тыс.руб., что на 24% или на 505289 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями за 2003 г.

Поступления в территориальный бюджет составили 2282705 тыс.руб., что на 37% или на 617447 тыс.руб. больше по сравнению с поступлениями 2003г.

Инспекцией ФСН России по Железнодорожному району г. Хабаровска план мобилизации доходов в федеральный бюджет выполнен на 102% (при плане 348235 тыс.руб.)

В 2003 г. фактическое выполнение плана мобилизации при плановом задание 399254 тыс.руб. составило 467343 тыс.руб.(101%)

В 2002 г.план по мобилизации в бюджет края доходов выполнен на 107%.

Выполнение плана мобилизации доходов в федеральный бюджет составило:

68% - по налогам и сборам

120% - по территориальному дорожному фонду

117% - по ЕСН

Невыполнение планового задания в федеральный бюджет допущено только по налогу на прибыль(табл.1), план по НДС выполнен на 80%.

Таблица 1

Анализ поступления доходов в федеральный бюджет в 2002-2004 гг.

2002

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль

122391

40128

-82263

32,79

НДС

476360

378796

-97564

79,52

всего

598751

418924

-179827

69,97

2003

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль

25940

74000

48060

285,27

НДС

578900

420740

-158160

72,68

всего

604840

494740

-110100

81,80

2004

план

факт

Отклонения

Темп роста

Налог на прибыль

32770

45254

12484

138,10

НДС

288175

287724

-451

99,84

всего

320945

332978

12033

103,75

.

 

Задание по налогу на прибыль в федеральный бюджет за 2004 г. выполнено на 138% (при плане 32770 тыс.руб. факт составил 45254 тыс.руб) Перевыполнение плана объясняется поступлением налога на прибыль от предприятий, ранее не заявлявших и не производящих оплату в крупных размерах (ООО СМУ – 861, ООО Дальтоннельстрой, ООО Амрустрансфри, ОАО Дальугольсбыт и др.)

Сумма налога на прибыль организаций продолжает составлять значительную часть платежей, контролируемых МНС России.

Поступления в бюджет налога на прибыль за 2001-2004 гг.

 

Поступление налога на прибыль в 2002 по сравнению с планом снизился 82263 или на 67,21 %, в 2003 план по поступлению был перевыполнен на 8 %, а в 2004 г. на 38,1% или 12484 тыс.руб.

 

2.2.Контрольная деятельность налогового органа за правильностью исчисления налога на прибыль организаций

Характерными особенностями Хабаровского края являются: удаленность от центра и, как следствие, высокие транспортные тарифы; огромная территория и низкая по сравнению с западными районами численность населения; однобокое развитие крупного производства, ориентированного на военно-промышленный комплекс.

В настоящее время в крае насчитывается 19 инспекций МНС России по городам и районам и 2 -- межрайонного уровня с общей численностью около двух тысяч работников, включая Управление ФНС России.

В своей работе с налогоплательщиками налоговые инспекторы используют все имеющиеся у нас средства связи и компьютерной техники. Руководство Управления ФНС России постоянно проводит работу по модернизации и обновлению имеющегося оборудования.

В работе по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней налоговые работники края применяют весь комплекс мер, предусмотренных законодательством, для сбора налогов.

Несомненной помощью в работе по сбору налогов являются тесные контакты с органами исполнительной власти, правоохранительными органами.

Необходимым условием для дальнейшего повышения собираемости налогов и сборов является систематическая работа по изучению и оценке налогооблагаемой базы.

Управление ФНС России по Хабаровскому краю приступило к тщательному изучению налоговой базы региона. Для этих целей у нас создан и уже второй год работает отдел экономического анализа и прогнозирования. Он занимается изучением экономической ситуации края, анализом динамики изменения его налоговой базы. На основе поступающих отчетных и статистических данных делаются краткосрочные и долгосрочные прогнозы поступления налогов по видам и бюджетам. Анализируются все факторы: темпы инфляции (в стране и в крае), показатели динамики производства и розничного товарооборота, факторы влияния на налоговую базу изменений законодательства, графики поступления налогов за ряд лет и т. д. Естественно, для такой работы необходима постоянно обновляющаяся информация о налогоплательщиках.

В настоящее время в крае ведется работа по созданию Налогового паспорта региона. Он будет представлять собой всеобъемлющий документ, учитывающий специфические черты края, особенности экономического развития, наличие природных ресурсов, климатические условия и основные направления экономической деятельности. Налоговый паспорт региона будет способствовать определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и позволит спрогнозировать налоговую нагрузку для каждого из них, но его создание связано с трудностями. На некоторых из них хочется остановиться подробнее:

-- по нашему мнению, методика составления паспорта, предложенная МНС России, имеет недостатки и не совсем отвечает требованиям достоверности данных;

-- в настоящее время отсутствует программно-информационный комплекс по заполнению Налогового паспорта, а имеющиеся программные продукты не позволяют формировать многие необходимые показатели в автоматизированном режиме;

-- составление такого сложного документа, как паспорт региона, а также практическое его внедрение требует значительных материальных и трудовых ресурсов.

За 2003 г. проведено 19 проверок юридических лиц по налогу на прибыль, нарушения установлены в ходе 13 проверок. Результативность составила 68%.

За 2002 г. проведено 46 проверок, нарушения установлены в ходе 23 проверок. Результативность 50%.

По результатам проверки дополнительно начислено в бюджет: за 2003 г – 12857 тыс.руб.(в том числе налог – 7537 тыс.руб., пени 1621 тыс.руб., штраф – 3699 тыс.руб.)

За 2002 г. – 12088 тыс.руб.(в том числе налог 8233 тыс.руб., пени 2101 тыс.руб., штраф – 1754 тыс.руб.)

За 2001 г проведено 50 проверок, нарушения установлены в ходе 33 проверок.. Результативность 66%. Снижение результативности проверок объясняется уровнем квалификации работников, занимающимися выездными налоговыми проверками.

Когда обнаружены ошибки или искажения в исчислении налогов, относящиеся к прошлым отчетным периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Если определить конкретный период невозможно, корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки и искажения. Периодом совершения ошибки считается период, в котором допущено искажение в исчислении налогооблагаемой базы (п. 1 ст. 54 НК РФ).
При этом перерасчет налоговых обязательств можно сделать как в сторону их увеличения, так и уменьшения.

В случае когда при проверке уточняются расчеты (декларации) одновременно по нескольким налогам, доначисление налогов осуществляется за счет источников, предусмотренных законодательством.

В связи с этим при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, одновременно производится уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму доначисления названных налогов и сборов.

ООО Юна по итогам работы в 1 квартале получила доход в размере 50 000 руб., а во 2 квартале получила бухгалтерский убыток в размере 5 000 руб. Всего по итогам года бухгалтерская прибыль составила 115 000 руб. (50 000 - 5000+50000+20000).

Таблица 2

Поступление налога на прибыль в бюджет от ООО Юна за 2002-2004 гг.

период налого облагаемая прибыль сумма налога на прибыль федеральный бюджет 5% областной бюджет 17% городской бюджет 2%
2002 102000 24480 5100 17340 2040
2003 115000 27600 5750 19550 2300
2004 84600 20304 4230 14382 1692

 

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что доходы в бюджет по налогу на прибыль в ООО Юна были самыми большими в 2003 г. и составили 27600, по сравнению с 2002 годом они снизились на 13000 руб., или на 8,7%, в 2004 году выплаты в бюджет снизились по федеральному бюджету, областному бюджету и городскому на 26,43%.

На основании бухгалтерской прибыли 1 квартала организация должна исчислить сумму условного расхода по налогу на прибыль:

Дебет 99 субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

- 12 000 руб. (50 000 руб. х 24%)- начислен условный расход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.

На основании бухгалтерского убытка 2 кв. исчисляется сумма условного дохода по налогу на прибыль:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99 субсчет "Условный доход (расход) по налогу на прибыль"

- 1 200 руб. (5 000 руб. х 24%)- начислен условный доход по налогу на прибыль, возникший в данном отчетном периоде.

Общая величина "текущего налога на прибыль" по итогам 2 кв. составит 10 800 руб. (12 000 - 1 200) или 45 000 руб. х 24%. Он отражает текущую задолженность организации в отчетном периоде перед бюджетом по налогу на прибыль.

В ходе выездной проверки ООО «Юна» за 2003 год налоговой инспекцией установлены следующие нарушения:

* по состоянию на 1 января 2003 года остаток неиспользованного резерва на отпуска составил 25 тыс. рублей. Однако налогооблагаемая прибыль по Справке (приложение N 4 к Инструкции ФНС РФ от 15 июня 2000 г. N 62) на эту сумму не была увеличена.

В результате допущенных нарушений налогооблагаемая прибыль организации за 2000 год проверкой увеличивается на 29 тыс. рублей (25 тыс. руб. + 26 тыс. руб. - 30 тыс. руб.).

Если налогоплательщик в поданной им налоговой декларации самостоятельно установит неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, то в соответствии со ст. 81 НК РФ он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию и уведомить об этом налоговую инспекцию.

Согласно п. 2 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, то декларация считается поданной в день представления уточненной декларации. В этом случае пени не начисляются, поскольку срок уплаты налога на прибыль не нарушен. Состав налогового правонарушения также отсутствует. В связи с этим штрафные санкции также не применяются.

Срок представления годового за 2003 год бухгалтерского баланса и расчета (декларации) по налогу на прибыль - 30 марта 2004 года. Доплата налога на прибыль по данному расчету (налоговой декларации) в соответствии с п. 5.4 Инструкции ФНС РФ от 15 июня 2001 г. N 62 должна быть внесена в бюджет в течение 10 дней со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.

Поскольку согласно ст. 61 НК РФ течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало, доплата по расчету должна быть внесена в бюджет до 9 апреля.
Налогоплательщик самостоятельно установил нарушение в исчислении налога на прибыль по расчету (декларации) за 2003 год 4 апреля 20003года. В этот же срок представлен уточненный расчет (налоговая декларация) в налоговый орган.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации за 2003 год принято налоговым органом и доведено до налогоплательщика 5 апреля 2004 года.

В данном случае налогоплательщик не несет ответственности за занижение суммы налога на прибыль, поскольку уточненный расчет (декларация) по налогу на прибыль представлен в налоговый орган 4 апреля 2004 года, то есть до принятия решения налоговым органом о проведении выездной проверки (5 апреля).

Отчетные данные как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) исправляются в бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный период, в котором обнаружены искажения ее данных.
В целях избежания двойного налогообложения одних и тех же сумм налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы прибыли прошлых лет, выявленные и отражаемые в бухгалтерском учете в текущем отчетном периоде, учтенные в расчете по налогу на прибыль в периоде совершения ошибки. На сумму выявленного убытка по операциям прошлых лет валовая прибыль увеличивается.

В феврале 2004 года организация самостоятельно установила излишнее отнесение на себестоимость продукции представительских расходов в IV квартале 2001 года в сумме 10 тыс. рублей, что повлекло занижение налогооблагаемой прибыли на эту же сумму и налога на прибыль на 2,4 тыс. рублей.
Переплаты по налогу на прибыль за 2001-2003 годы и истекший период 2001 года в лицевом счете налогоплательщика нет.

Срок представления годового баланса за 2000 год - 31 марта 2001 года. Срок внесения доплаты налога на прибыль по результатам годового перерасчета - 11 апреля 2001 года.

В этом случае организация обязана представить в налоговый орган уточненный расчет по налогу на прибыль за 2000 год и уплатить сумму налога 35 тыс. рублей и пени за период с 11 апреля 2001 года по 21 февраля 2001 года (день уплаты доначисленной суммы налога).

Поскольку в бухгалтерском учете ООО «Юна» установленное за 2000 год нарушение отражено в феврале 2004 года при составлении расчета по налогу на прибыль за I квартал (а в соответствующих случаях - за январь - февраль) и в целом за 2004 год, сумма налогооблагаемой прибыли должна быть уменьшена на 10 тыс. рублей, так как с этой суммы налог на прибыль был уже уплачен по уточненному расчету (декларации) по налогу на прибыль за 2000 год.

Аналогичный порядок применяют организации, имевшие убыток за прошлый год (за который были выявлены ошибки), и в результате уточнения налогового расчета за этот период объекта налогообложения не возникает, поскольку ст. 54 НК РФ каких-либо исключений для таких организаций не предусмотрено.

В случае если организация не использовала право на льготу по налогу на прибыль за истекшие налоговые периоды, она также вправе уточнить налоговые расчеты за соответствующий налоговый период, уменьшив налог на прибыль.

При этом следует руководствоваться следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

Следует подчеркнуть, что согласно п. 6 ст. 107 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Все неустранимые сомнения в виновности этого лица толкуются в пользу налогоплательщика.

В связи с этим налогоплательщик не обязан документально подтверждать обоснованность тех или иных расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), если это не предусмотрено нормативными документами.

С введением в действие части первой НК РФ (с 1 января 1999 года) налогоплательщики освобождаются от ответственности в случаях, если допущенные ими налоговые правонарушения были вызваны исполнением указаний и (или) разъяснений налоговых органов (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
При этом согласно п. 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе расценивать письменное разъяснение, данное руководителем налогового органа (его заместителем), как разъяснение компетентного должностного лица. К таким разъяснениям следует также относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (ст. 87 НК РФ).

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указанная статья не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Исходя из этого разъяснения, налоговый орган вправе проверять правильность исчисления налога на прибыль также за истекший период отчетного года, несмотря на то, что налоговым периодом по этому налогу является год (а не месяц или квартал, как по ряду других налогов).

В соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

При задержке расчета (декларации) по налогу на срок свыше 180 дней размер штрафных санкций возрастает до 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. Кроме того, взыскивается 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня просрочки.

В связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль налоговый орган вправе начислить пени за три дня просрочки (29-31 мая). Штрафные санкции за несвоевременное представление расчета (налоговой декларации), предусмотренные ст. 119 НК РФ.

Как известно, ст. 120 НК РФ устанавливает ответственность налогоплательщиков за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и (или) объектов обложения. При этом согласно п. 3 названной статьи под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета.
Грубым нарушением считается также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Такое определение грубых нарушений правил учета доходов и расходов дает основание относить к ним практически любые нарушения в ведении бухгалтерского учета движения денежных средств, материальных и нематериальных ценностей организации, если они допущены два и более раз в течение календарного года.

Следует обратить внимание, что если грубое нарушение правил учета доходов и расходов совершено только в одном налоговом периоде (по налогу на прибыль налоговый период - год) и не повлекло за собой занижение налогооблагаемой прибыли, то с организации взыскивается штраф в размере 5 тыс. рублей. Если аналогичное нарушение допущено в течение двух и более налоговых периодов, то размер штрафа повышается до 15 тыс. рублей.
Если же нарушение правил ведения бухгалтерского учета доходов и расходов привело к занижению налогооблагаемой прибыли, то в соответствии с п. 3 ст. 120 НК РФ к организации предъявляются штрафные санкции в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

В ходе проверки ООО «Юна» за 2003 год налоговой инспекцией установлено занижение выручки от реализации продукции из-за неотражения на счете 90"Продажи" в мае - августе оборотов по продаже продукции собственного производства своим работникам за наличный расчет в сумме 100 тыс. рублей. Себестоимость указанной продукции - 80 тыс. рублей. Налогооблагаемая прибыль занижена на 20 тыс. рублей, а налог на прибыль - на 7 тыс. рублей.

В этом случае к организации должны быть применены штрафные санкции, предусмотренные п. 3 ст. 120 НК РФ в размере 15 тыс. рублей.

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщики подвергаются штрафу в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога.

Таким образом, указанная норма НК РФ применяется за занижение организациями налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, если оно не сопровождается грубым нарушением правил учета доходов и расходов.
Следовательно, этому наказанию могут быть подвергнуты налогоплательщики за неправильное определение налогооблагаемой прибыли по строке 5 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.
Как известно, правильное определение налогооблагаемой прибыли зависит от правильности определения валовой прибыли, отражаемой по строке 1 названного Расчета (налоговой декларации), которая состоит из прибыли по данным бухгалтерского учета налогоплательщика, скорректированной на показатели, отражаемые по Справке о порядке определения данных, отражаемых по этой строке Расчета (приложение N 4 к Инструкции).
Таким образом, в порядке, установленном ст. 122 НК РФ, могут привлекаться к ответственности организации за отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения нормируемых расходов сверх установленных нормативов, а также расходов, которые не должны относиться на себестоимость (например, расходы по уплате процентов по займам сторонних организаций).

В соответствии с названной статьей НК РФ могут привлекаться к ответственности организации за занижение налогооблагаемой прибыли по причине отнесения на финансовые результаты, учитываемые для целей налогообложения, внереализационных убытков, не предусмотренных п. 15 Положения о составе затрат.

При выездной проверке ООО «Юна» также налоговым органом установлено участие организации в осуществлении совместной деятельности в рамках договора простого товарищества в I квартале 2003 года. Установлено, что ведение общих дел и распределение прибыли было поручено организации ООО Бали. Установлено также, что по причине несвоевременного получения сведений о распределенной прибыли от ООО Бали ООО Юна включила причитающуюся ей прибыль по договору простого товарищества в сумме 100 тыс. рублей в налогооблагаемую прибыль не за I квартал, а за I полугодие 2003 года.

В данном случае ООО Юна должна была уточнить расчет (декларацию) по налогу на прибыль за I квартал 2003 года, чего не было сделано. В связи с этим к ней применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 20 процентов от суммы заниженного налога - 7 тыс. рублей

В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

При этом согласно п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В заключение обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Главой 25 НК РФ устанавливается три способа уплаты налога на прибыль:

— уплата ежемесячных авансовых платежей;

— уплата ежеквартальных авансовых платежей;

— уплата ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению.

При уплате ежемесячных авансовых платежей по итогам каждого отчетного (налогового) периода, налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сумма квартальных авансовых платежей определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. В течение отчетного периода (квартала) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей. При этом размер ежемесячных авансовых платежей, причитающихся к уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равным размеру ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

В данном варианте уплата ежемесячных авансовых платежей производится в течении отчетного периода в срок не позднее 28 числа каждого месяца этого отчетного периода.

Предприятия, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п.3 статьи 286 НК РФ).

Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий отчетный период.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации за отчетный период не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а именно не позднее 28 апреля, 28 июля, 28 октября соответственно. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 289 НК РФ).

 

2.3. Контроль налогового органа за своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль

Налоговый контроль проводится должностными лицами отдела учета налогообложения ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

 Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

 При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК Рф, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В арсенале ФМНС Железнодорожного района г. Хабаровска есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. [8,247]

          Основными задачами камеральной проверки являются:

* визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;

* проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;

* проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;

* проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;

Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом. Основным методом, применяемом при этой форме контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

Экспресс-проверка - это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период. Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющие место по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетности налогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверности отражения организацией отдельных показателей, запросы других налоговых органов о проведении встречных и других проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать осуществление экспресс-проверок и в организациях, отобранных методом случайной выборки. Планирование указанной категории проверок позволяет существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Документальная проверка является специфическим методом налогового контроля, т. к. она сочетает в себе черты таких общих методов финансового контроля как проверки и ревизии.

Категории документальных проверок в зависимости от степени охвата ими вопросов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и видов налога делятся на:

* комплексную проверку которая охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты, как правило, всех видов налогов.

* тематическую проверку, охватывающую вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Категории документальных проверок налогоплательщиков также можно подразделить в зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в организации и проверки без выхода в организацию.

Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:

*если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;

*при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья проверяющего и т.п.;

* если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.

Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.  

Эти деяния, предусмотренные, совершенные умышленно влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Таким образом, Организации обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.


3. Направления развития контрольной деятельности налоговых органов в РФ

Согласно Налоговому кодексу РФ в обязанности налоговых органов входит осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Их этого следует, что налоговые органы целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития России. Та система отбора, о которой мы говорили выше, разработана центральным аппаратом ИМНС России с учетом мирового опыта. Подобная система наиболее эффективна, так как использует два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей налоговых органов является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение данной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

Как показывает практика работы ИМНС Железнодорожного района г.Хабаровска, значительно увеличивает результативность контроля применение перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговых органов вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике.

Наиболее показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

- метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

а) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

б) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

 - метод, основанный на анализе производственных запасов.

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Кроме этих методов применяются и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов. И первые шаги уже сделаны в этом направлении. Налоговые органы с учетом мирового опыта, вынесли соответствующее предложение в законодательный орган решение данного вопроса наделило бы налоговые органы эффективным средством увеличения налоговых поступлений в бюджет, а также мощным рычагом укрепления налоговой дисциплины посредством стимулирования налогоплательщиков к обеспечению надлежащего ведения учетной документации.

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. В этой связи хотелось бы выразить надежду на скорейшее повышение квалификации работников налоговых органов. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, а в частности налоговых проверок. Одновременно необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.

Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Для совершенствования форм налогового контроля требуется повышение правовой грамотности и информированности налогоплательщиков, включая повышение качества обслуживания, в том числе за счёт создания более комфортных условий налогоплательщикам при их обращении в налоговый орган.

И фундамент для таких отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами на сегодня уже заложен: во всех инспекциях, за исключением малочисленных, которым в текущем году ещё предстоит пройти период реорганизации, созданы специализированные подразделения — отделы работы с налогоплательщиками, основной задачей которых является оказание услуг налогоплательщикам. Инспекциями активно внедряется такая прогрессивная форма работы с налогоплательщиками, как обслуживание через специально оборудованные для этих целей операционные залы.

Ставится задача по созданию операционных залов во всех без исключения инспекциях. При этом одного создания залов недостаточно. Управлени


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: