Этапы развития производства по добыче сырья

Истоки разработок Данковского месторождения доломитов уходят своими корнями в семидесятые – восьмидесятые годы XIX века, к началу строительства Рязано – Уральской железной дороги (Станция Данков в составе РУЖД находилась до марта 1932 года).¹ Камень брали везде, где это было возможно, где его слои выходили наружу, на берегах рек и оврагов. Большое количество его забучено в фундаменты железнодорожного моста через реку Дон. Камень для этих целей брали чуть ниже моста, на правом берегу Дона, где была плотина казачьей мельницы, а затем плотина Данковской ГЭС, построенная в 1949 – 1951 годах. В 1929 – 1933 гг. Воронежский облкоммунхоз имел в Данкове артель «Красный трудовик». Данковский район в то время входил в Воронежскую область. В артели работали около 100 человек. Работы велись по берегу реки Дон, где сейчас расположен жилой посёлок АО «Доломит».

В 1938 – 1939 гг. здесь добывали камень для строительства завода «Расткаучук» (ныне химзавод). Эти рытвины сохранились до начала строительства посёлка доломитчиков, строительство которого началось в 1951 году. Открытие первого карьера в Данкове происходило в июне 1932 года. В овраге Борки (в районе 57-го км железнодорожного пути), восточнее ст. Данков, были видны пласты камня. Рабочими были отобраны пробы со всех пластов, их уложили в ящики и отправили в Москву для лабораторных исследований.

Пробы были признаны годными для путевого щебня и строительного камня. И началась бурная работа – первая ударная стройка на данковском месторождении.

В 1934 году в Центральном управлении было принято решение о строительстве в Данкове нового щебёночного завода и карьера.

В предвоенные 1936 – 1940 гг. щебёночный завод оформился в предприятие со всеми производственными циклами горного производства. Вскрышные работы производились паровым экскаватором с погрузкой грунта в узкоколейные самосвальные вагонетки, которые мотовозом отвозились на грунтовый отвал.

     13 мая 1942 г. Народный комиссар путей сообщение издаёт приказ о создание Главного Управления военно-восстановительных работ (ГУВВР НКПС). Все 68 щебёночных заводов СССР, входящих в состав НКПС, номеруются порядковыми номерами. Данковскому щебёночному заводу присваивается номер 15. С этого времени на рабочих щебзаводах начались распространятся законы военного времени, в том числе и продовольственное содержание.

Щебзавод №15 – будет носить это название до 6 февраля 1962г. В связи с переводом предприятия из Министерства путей сообщения в Министерство чёрной металлургии, появится новое название «Доломитовый комбинат». 

Волнообразность в освоении месторождения просматривается очень чётко. Первый строительный бум был в начале разработки 1-го карьера: с июля 1932 по 1933. Вторая строительная волна проходила при освоении 2-го карьера: в 1936 – 1939 гг. (См. рис. №8).

Доломитовый комбинат был создан в 1929 году. Доломиты были нужны в качестве флюсов для предприятий черной металлургии. А данковское месторождение по запасам сырья практически неисчерпаемо.

Шли годы. На смену тяжелому ручному труду пришла новая высокопроизводительная техника: мощные буровые установки, экскаваторы, большегрузные самосвалы... Камень разбивает теперь на мельчайшие крупинки оснащенная самыми современными производительными машинами дробильно-сортировочная фабрика. И, естественно, из года в год добыча доломита растет: в 1960 году была получена лишь 631 тысяча тонн, а в 1973 году - свыше двух с половиной миллионов тонн доломитового камня. Сейчас эта цифра превышает три миллиона тонн. И, что весьма примечательно, количество рабочих комбината не увеличивается: производство продукции растет за счет внедрения новой техники и освоения новых карьеров.

 

Ассортимент продукции

Предприятие ОАО «Доломит» вырабатывает большой ассортимент продукции из доломита. Ниже приведена таблица, демонстрирующая его.

Табл. 1

№№

Наименование продукции

Размер фракции в мм.

Годы выпуска

Назначение, где продукция

находит применение

11

 

Бутовый камень

 

100-400

  1870-1895

Фундаменты зданий и сооружений на строительстве Рязано-Уральской ж.д.

2 2

Строительный камень

 

100-400

1870-1895 1932-1952

Строительство зданий и сооружений

33

 

Путевой щебень

 

40-70

  1932-1962

В качестве балласта верхнего строения ж.д. путей

44

 

Мелкий щебень

 

10-40

  1932-1962

Побочный продукт путевого щебня; применялся для различных строительных и дорожных работ

55

Доломит флюсовый

20-90

С 1962

Как флюс при выплавке чугуна

66

 

Доломит мелкий

 

10-40

   С 1962

Изготовление бетона и железобетонных изделий, в дорожном строительстве

77

 

Доломитовая мука (сухая)

  0-3

 

С 1980

В сельском хозяйстве для раскисления почв при строительстве зданий; изготовление технического стекла, кинескопов

88

Доломитовая мука (сыромолотая)

0-5

С 1981

В сельском хозяйстве для раскисления почв

99

Грунтоцементный кирпич

  250х120х90

 

С1994

При строительстве зданий и сооружений

110

 

Крупные глыбы доломита

 

 

С1994

В камнерезном производстве: облицовочные плиты, изделия из доломита
               

(См. рис. №9 №10)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: