Истоки разработок Данковского месторождения доломитов уходят своими корнями в семидесятые – восьмидесятые годы XIX века, к началу строительства Рязано – Уральской железной дороги (Станция Данков в составе РУЖД находилась до марта 1932 года).¹ Камень брали везде, где это было возможно, где его слои выходили наружу, на берегах рек и оврагов. Большое количество его забучено в фундаменты железнодорожного моста через реку Дон. Камень для этих целей брали чуть ниже моста, на правом берегу Дона, где была плотина казачьей мельницы, а затем плотина Данковской ГЭС, построенная в 1949 – 1951 годах. В 1929 – 1933 гг. Воронежский облкоммунхоз имел в Данкове артель «Красный трудовик». Данковский район в то время входил в Воронежскую область. В артели работали около 100 человек. Работы велись по берегу реки Дон, где сейчас расположен жилой посёлок АО «Доломит».
В 1938 – 1939 гг. здесь добывали камень для строительства завода «Расткаучук» (ныне химзавод). Эти рытвины сохранились до начала строительства посёлка доломитчиков, строительство которого началось в 1951 году. Открытие первого карьера в Данкове происходило в июне 1932 года. В овраге Борки (в районе 57-го км железнодорожного пути), восточнее ст. Данков, были видны пласты камня. Рабочими были отобраны пробы со всех пластов, их уложили в ящики и отправили в Москву для лабораторных исследований.
|
|
Пробы были признаны годными для путевого щебня и строительного камня. И началась бурная работа – первая ударная стройка на данковском месторождении.
В 1934 году в Центральном управлении было принято решение о строительстве в Данкове нового щебёночного завода и карьера.
В предвоенные 1936 – 1940 гг. щебёночный завод оформился в предприятие со всеми производственными циклами горного производства. Вскрышные работы производились паровым экскаватором с погрузкой грунта в узкоколейные самосвальные вагонетки, которые мотовозом отвозились на грунтовый отвал.
13 мая 1942 г. Народный комиссар путей сообщение издаёт приказ о создание Главного Управления военно-восстановительных работ (ГУВВР НКПС). Все 68 щебёночных заводов СССР, входящих в состав НКПС, номеруются порядковыми номерами. Данковскому щебёночному заводу присваивается номер 15. С этого времени на рабочих щебзаводах начались распространятся законы военного времени, в том числе и продовольственное содержание.
Щебзавод №15 – будет носить это название до 6 февраля 1962г. В связи с переводом предприятия из Министерства путей сообщения в Министерство чёрной металлургии, появится новое название «Доломитовый комбинат».
Волнообразность в освоении месторождения просматривается очень чётко. Первый строительный бум был в начале разработки 1-го карьера: с июля 1932 по 1933. Вторая строительная волна проходила при освоении 2-го карьера: в 1936 – 1939 гг. (См. рис. №8).
|
|
Доломитовый комбинат был создан в 1929 году. Доломиты были нужны в качестве флюсов для предприятий черной металлургии. А данковское месторождение по запасам сырья практически неисчерпаемо.
Шли годы. На смену тяжелому ручному труду пришла новая высокопроизводительная техника: мощные буровые установки, экскаваторы, большегрузные самосвалы... Камень разбивает теперь на мельчайшие крупинки оснащенная самыми современными производительными машинами дробильно-сортировочная фабрика. И, естественно, из года в год добыча доломита растет: в 1960 году была получена лишь 631 тысяча тонн, а в 1973 году - свыше двух с половиной миллионов тонн доломитового камня. Сейчас эта цифра превышает три миллиона тонн. И, что весьма примечательно, количество рабочих комбината не увеличивается: производство продукции растет за счет внедрения новой техники и освоения новых карьеров.
Ассортимент продукции
Предприятие ОАО «Доломит» вырабатывает большой ассортимент продукции из доломита. Ниже приведена таблица, демонстрирующая его.
Табл. 1
№№ | Наименование продукции | Размер фракции в мм. | Годы выпуска | Назначение, где продукция находит применение | |||
11 |
Бутовый камень |
100-400 | 1870-1895 | Фундаменты зданий и сооружений на строительстве Рязано-Уральской ж.д. | |||
2 2 | Строительный камень |
100-400 | 1870-1895 1932-1952 | Строительство зданий и сооружений | |||
33 |
Путевой щебень |
40-70 | 1932-1962 | В качестве балласта верхнего строения ж.д. путей | |||
44 |
Мелкий щебень |
10-40 | 1932-1962 | Побочный продукт путевого щебня; применялся для различных строительных и дорожных работ | |||
55 | Доломит флюсовый | 20-90 | С 1962 | Как флюс при выплавке чугуна | |||
66 |
Доломит мелкий |
10-40 | С 1962 | Изготовление бетона и железобетонных изделий, в дорожном строительстве | |||
77 |
Доломитовая мука (сухая) | 0-3 |
С 1980 | В сельском хозяйстве для раскисления почв при строительстве зданий; изготовление технического стекла, кинескопов | |||
88 | Доломитовая мука (сыромолотая) | 0-5 | С 1981 | В сельском хозяйстве для раскисления почв | |||
99 | Грунтоцементный кирпич | 250х120х90 |
С1994 | При строительстве зданий и сооружений | |||
110 |
Крупные глыбы доломита |
С1994 | В камнерезном производстве: облицовочные плиты, изделия из доломита | ||||
(См. рис. №9 №10)