Структура и функции культуры

Предмет культурологии. Культурология в системе гуманитарного знания.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях развития культуры, о множественности развития различных культур.

Предмет – культура, взятая как целостное явление (материальная, духовная, социально-политическая) и интерпретированная (рассмотренная) в ходе исторического развития.

Культурология – изучает закономерности возникновения и развития культуры, принципы ее функционирования, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных культур, отличающихся пространственно-временными, социально-политическими и прочими характеристиками.

Теория культуры исследует культуру как систему социальных феноменов и как социальный процесс.

Культурология – комплексная научная дисциплина, базирующаяся:

•         на антропологии (наука о человеке),

•         истории (культура рассматривается в ракурсе исторического развития),

•         философии (первый раздел - философия культуры)

•         социальной психологии (исследует проблему менталитета)

•         социологии (наука об обществе, процессах, происходящих в обществе, взаимодействии личности и общества)

•         эстетики (наука о прекрасном) и прочих гуманитарных дисциплинах..

Культурология сформировалась как отдельная самостоятельная дисциплина уже в 20 веке.

Впервые термин культурология был использован немецким ученым Оствальдтом (1909г.), который обосновал необходимость системного подхода к исследованию культуры.

В настоящее время культурологию рассматривают как методологическую основу всего комплекса наук о культуре.

Задачи культурологи:

1.       исследование культуры как системы культурных феноменов

2.       рассмотрение культурных кодов (код –способ передачи информации) – дописьменный, письменный, экранный и способов коммуникации.

3.       разрешение проблем социально-культурной динамики, т.е. развития

4.       исследование ментального содержания культуры

5.       рассмотрение типологии культуры и культурных единиц.

Методы исследования:

1.       исторический

2.       сравнительно-исторический

3.       цивилизационно-типологический

4.       морфологический (морфо – форма)

5.       семиотический, т.е.знаково-языковый (выделяются различные группы языков – естественные, искусственные (компьютерный, азбука Морзе), вторичные (язык танца, музыки),

6.       системный

7.       статистический и др.



Культура как общественное явление: понятие, сущность.

•         период античности (2 тыс. до н.э. – 4 век н.э.)

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку –«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность).

•         Эпоха средневековья (конец 5 века – 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер.

Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

•         Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 – 1-я половина 17 века в культуре появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

•         - начало Эпоха Нового времени (сер.17 – начало 20 вв.) - начало буржуазных революций в Европе)

Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17в. – Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18в. – I трети 19в. – Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего.

Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..

Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения – звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком.

Гегель явился автором теории «абсолютного духа».

Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.

Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть).

В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным.

Ницше – автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек – это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.

Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство…). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).



Структура и функции культуры.

Структурно делится

•         По субъекту – носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос, человечество (на разных этапах).

Субкультура – это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура).

Аккультурация – это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).

•         По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная, духовная, социальная.

Материальная культура – это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

        - культура производства (техника, орудия, технологии)

        - культура быта

        - культура жилища

        - культура человеческого тела (физическая культура)

          - культура труда (труб экономиста)

Духовная культура – сфера духовная деятельности и ее результаты:

        - культура правовая

        - культура нравственная (этическая)

        - научная

        - педагогическая

        - художественная

        - эстетическая

Духовная культура – это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно)

 Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности

Социальная культура – отражает отношения, возникающие между людьми в обществе(на уровне государства, диктатуры, демократии).

•         По уровням 

1. массовая     -    элитарная

2. официальная –   андеграунд

3. обыденная   -  специализированная

•         По характеру.  

1. профессиональная культура – это совокупность знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.

2. общая культура – соответствие уровня развития личности, общества потребностям времени 

•         По содержанию – выделяют три блока:

1. КОСНИТИВНЫЙ – включает в себя ценности культуры как материальные, так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем выводы о всей эпохе)

2. праксеологический - включает в себя социальные институты, занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных ценностей

3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке разные)

Можно взять временные параметры – прошлое, настоящее, будущее.

Функции культуры:

1.       приспособленческая – помогает человеку приспособиться к окружающему миру (родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2.       человекотворческая – способствует формировании того или иного типа личности

 восточный тип – природность, религиозность, покорность

античный тип – стремление к красоте, гармонии

средневековый тип - рыцарство - доблесть, мужество, отвага     

                духовенство - человек пытается принести пользу

               бюргерский тип- трудолюбие, усердие                  ренессанский тип - нововременные тип – стремится к                                                                         нововведениям    

 

3. функция социальной памяти (информативная)

           смысл – каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.

20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5. компенсаторская (защитная) – способствует выживаемости человека, реализации его творческих возможностей (религия, наука, искусство).

Диана Гурцкая – слепая певица

6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные ценности в жизни

7. функция катарсиса (очищение) - 

религия – исповедь, исповедуясь человек очищается

искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс

живопись – человек очищается и оздоровляется 

8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9. семистическая (знаково-языковая)

Язык – средство фик5сации, хранения, переработки, трансляции культурной информации.

Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) - религия, политика.

11. Этическая

Культура формирует этические нормы (10 заповедей) – религия, искусство

12. Эстетическая – формирует представление о красоте (мифология, искусство)




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: