Соотношение понятий культуры и цивилизации.
Выделяются следующие точки зрения:
1. Культура и цивилизация – тождественные понятия.
2. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 различные стороны единого общественного процесса – культура духовная, цивилизация материальная. Цивилизация создает основу для дальнейшего развития культуры (материальная база).
3. Культура и цивилизация рассматриваются как 2 противоположные стороны.
Сначала появляется культура, все подчиняется законам природы, затем культура перерастает в цивилизацию (совокупность технико-механических элементов).
Цивилизация – неизбежный упадок, гибель культуры.
4. В современном мире термин «цивилизация» имеет следующие значения:
- унитарное – эталон прогрессивного развития человечества.
- стадиальное значение – это этап прогрессивного развития человечества (аграрное индустриальное постиндустриальное)
- локально-историческое значение – социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками.
|
|
Культура – это творческая деятельность, она созерцательна.
Цивилизация – переход от творчества к самой жизни, работе по переустройству земли (люди изменяют мир в реальности), она действенна, прагматична.
Культура - религиозна, символична (у истоков культуры стоит религия)
Цивилизация - не религиозна, не символична
Культура – вечна, основана на традициях, обычаях.
Цивилизация (с лат.гражданский, городской, общественный) – футуристична. т.е.отбрасывает старое
Культура - элитарна, аристократична, основана на качестве
Цивилизация – массова, демократична, основана на количестве
Культура – органична
Цивилизация – технична, механична
Культура – национальна
Цивилизация – интернациональна, т.е. устраняет национальные перегородки.
10. Отечественные и зарубежные школы культурологии.
Отечественные:
• Московская школа – 14 – 16 века – наследники Киева и Владимира организовали эту школу, предусматривали Летописание наряду с Псковом и Тверью, перенесли кафедру митрополита Киприяна в Москву, требовали создавать рассказы с библейскими сюжетами.
Характер этой школы – исторический и назидательный
После победы в Куликовской битве прославляли воинов и положили на музыку «Сказание о Мамаевом побоище» – автор Афанасий Рязанет
Монастыри активно входят в жизнь
В Москве в монастырях было создано более 400 летописей
Заселение брошенных земель и возведение монастырей считалось подвигом
Сергей Радонежский создал Троицкий монастырь
В литературе А,Никитин «Хождение Афанасия Никитина за три моря»
|
|
Повесть о Петре и Ефронии Муромских о любви супругов
• Школа живописи и архитектуры в Пскове и Новгороде
Школа приглашала художников из Византии. Всех приезжих греков называли Феофанами.
Были созданы – икона Борис и Глеб – символ братолюбви
икона Божья Матерь Донская – ее с собой брал в походы Дмитрий Донской
икона А.Рублева - Спас, лик Иисуса Христа и Троица
• Новгородская школа архитекторов
Постепенно отошли от строительства больших однокупольных храмов к мальньким, обслуживающим улицы.
В Москве строится Кремль – венец русских царей
Во Владимире построен Успенский Собор
Зарубежные школы:
• Византийская школа – строительство соборов с 5-ю куполами, развивается ювелирное искусство и мозаика
• Греческая школа – Афины, развивает архитектуру и скульптуру
создан Парфенон из розового камня
статуи богов из белого мрамора
мифология – сказы о боге
афинская школа кифаристов – мальчиков с 12 лет учатся игре на кифаре, пению и декламации
• Римская школа – развивает ораторское искусство речи, строятся театры, амфитеатры для гладиаторский боев.
Диалог в культуре.
Диалог – это связь создателя с публикой, художник со зрителем, артист со зрителем, литератор читателем и т.д.
Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.
Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Также рассказать о языке культуры:
Система языков культуры:
1. Языки, использующие собственно человеческие средства:
• Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию
• Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию
2. Языки, использующие внешние для человека природные средства:
• пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –
конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)
• письменные языки - словесный и нотный
Специфика языкового общения
• Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)
• Языки обыденного повседневного общения
• Языки художественного общения