Культура и цивилизация

Соотношение понятий культуры и цивилизации.

Выделяются следующие точки зрения:

1.       Культура и цивилизация – тождественные понятия.

2.       Культура и цивилизация рассматриваются как 2 различные стороны единого общественного процесса – культура духовная, цивилизация материальная. Цивилизация создает основу для дальнейшего развития культуры (материальная база).

3.       Культура и цивилизация рассматриваются как 2 противоположные стороны.

Сначала появляется культура, все подчиняется законам природы, затем культура перерастает в цивилизацию (совокупность технико-механических элементов).

 Цивилизация – неизбежный упадок, гибель культуры.

4. В современном мире термин «цивилизация» имеет следующие значения:

- унитарное – эталон прогрессивного развития человечества.

- стадиальное значение – это этап прогрессивного развития человечества (аграрное  индустриальное  постиндустриальное)

- локально-историческое значение – социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками.

 

Культура – это творческая деятельность, она созерцательна.

Цивилизация – переход от творчества к самой жизни, работе по переустройству земли (люди изменяют мир в реальности), она действенна, прагматична.

Культура - религиозна, символична (у истоков культуры стоит религия)

Цивилизация - не религиозна, не символична

Культура – вечна, основана на традициях, обычаях.

Цивилизация (с лат.гражданский, городской, общественный) – футуристична. т.е.отбрасывает старое

Культура - элитарна, аристократична, основана на качестве

Цивилизация – массова, демократична, основана на количестве

Культура – органична

Цивилизация – технична, механична

Культура – национальна

Цивилизация – интернациональна, т.е. устраняет национальные перегородки.


10. Отечественные и зарубежные школы культурологии.                      

Отечественные:

•         Московская школа – 14 – 16 века – наследники Киева и Владимира организовали эту школу, предусматривали Летописание наряду с Псковом и Тверью, перенесли кафедру митрополита Киприяна в Москву, требовали создавать рассказы с библейскими сюжетами.

Характер этой школы – исторический и назидательный

После победы в Куликовской битве прославляли воинов и положили на музыку        «Сказание о Мамаевом побоище» – автор Афанасий Рязанет

Монастыри активно входят в жизнь

В Москве в монастырях было создано более 400 летописей

Заселение брошенных земель и возведение монастырей считалось подвигом

Сергей Радонежский создал Троицкий монастырь

В литературе А,Никитин «Хождение Афанасия Никитина за три моря»

Повесть о Петре и Ефронии Муромских о любви супругов

•         Школа живописи и архитектуры в Пскове и Новгороде

Школа приглашала художников из Византии. Всех приезжих греков называли Феофанами.

Были созданы – икона Борис и Глеб – символ братолюбви

                        икона Божья Матерь Донская – ее с собой брал в походы Дмитрий Донской

                        икона А.Рублева - Спас, лик Иисуса Христа и Троица

•         Новгородская школа архитекторов

  Постепенно отошли от строительства больших однокупольных храмов к мальньким, обслуживающим улицы.

В Москве строится Кремль – венец русских царей

Во Владимире построен Успенский Собор

Зарубежные школы:

•         Византийская школа – строительство соборов с 5-ю куполами, развивается ювелирное искусство и мозаика

•         Греческая школа – Афины, развивает архитектуру и скульптуру

создан Парфенон из розового камня

статуи богов из белого мрамора

мифология – сказы о боге

афинская школа кифаристов – мальчиков с 12 лет учатся игре на кифаре, пению и декламации

•         Римская школа – развивает ораторское искусство речи, строятся театры, амфитеатры для гладиаторский боев.




Диалог в культуре.

Диалог – это связь создателя с публикой, художник со зрителем, артист со зрителем, литератор читателем и т.д.

Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Речь идет не о сиюминутном признании.

Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

 

Также рассказать о языке культуры:

Система языков культуры:

1.       Языки, использующие собственно человеческие средства:

•         Жестомимический язык – язык прикосновений и язык телодвижений, обращенный к созерцанию

•         Звуковой язык – темброритмотонационный язык, обращенный к слушанию и передвижению. И словесная речь, обращенная к слушанию и пониманию

2.       Языки, использующие внешние для человека природные средства:

•         пластические языки, фиксирующие жест в природных материалах –

конкретно-изобразительный и орнаментально – архитектонический (абстрактный)

•         письменные языки - словесный и нотный

Специфика языкового общения 

•         Языки специализированной коммуникации (производственной и социально-организационной)

•         Языки обыденного повседневного общения

•         Языки художественного общения




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: