Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда

Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).

Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.

Они противоречат друг другу:

•         Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

•         Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

•         Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

•         Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.

Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

•         Воинская субординация

•         Сознательная дисциплина

•         Взаимное уважение

•         Уважение к старшим по званию, по возрасту

•         Выдержка, спокойствие

 

Андеграунд – это не особо строгие правила

компоненты культуры поведения человека

•         Внутренне содержание (сущность) человека

•         Внешнее выражение поведения

•         Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

 

Обыденная культура - например, кто-то лечится сам

Специализированная культура – например, кто-то лечит людей.



Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

 

Типология – учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах.

Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.

Основные подходы систематизации культуры:

•         Формационный (Маркса-Энгельса)

•         Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия «цивилизация»

•         Религиозный – в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский, русско-православный, индо-буддийский типы)

•         Конкретно-исторический - типология выстраивается в соответствии с историческими этапами: первобытная, культура древней цивилизации, средневековый тип культуры, ренессанский тип, нововременный тип культуры

•         Концептуальный, или идеологический – в основе господствующая идеология

•         Этно-национальный

•         Географический

•         Демографический – поло-возрастной состав населения, имущественный и социальный статус в основе.

•         Технологический – ориентируется на уровень развития техники и технологии

•         Природный – в основе отношение человека к природе - три типа:

природно-органический – человек – часть природы

культурный – человек отделяется от природы

технико-машинный – природа – объект изучения

Существуют различные концепции построения типологии культуры.

Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:

1.       сенситивный (чувственный) – например эпоха Возрождения (возрождается античная понимание красоты) – 2-я половина 16 века

2.       идеациональный – поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания уделяется личности – например, период Средневековья Западной Европы – за малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре

3.       идеалистический – гармония между чувством и разумом, это период расцвета культуры – эпоха высшего ренессанса – Микеланджело – художник, скульптор.

Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:

1.       доосевого времени – время формирования основ человеческого бытия

2.       осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций

В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия.

Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре

 2 начала, опираясь на образы богов античной мифологии

1.       Аполлоническое – рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение

2.       дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность, трагичность мироощущения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: