Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями.
Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).
Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.
Они противоречат друг другу:
• Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах
• Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу
• Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний
• Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.
Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.
|
|
Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д.
Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:
• Воинская субординация
• Сознательная дисциплина
• Взаимное уважение
• Уважение к старшим по званию, по возрасту
• Выдержка, спокойствие
Андеграунд – это не особо строгие правила
компоненты культуры поведения человека
• Внутренне содержание (сущность) человека
• Внешнее выражение поведения
• Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой
Обыденная культура - например, кто-то лечится сам
Специализированная культура – например, кто-то лечит людей.
Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.
Типология – учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах.
Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.
Основные подходы систематизации культуры:
• Формационный (Маркса-Энгельса)
• Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия «цивилизация»
• Религиозный – в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский, русско-православный, индо-буддийский типы)
|
|
• Конкретно-исторический - типология выстраивается в соответствии с историческими этапами: первобытная, культура древней цивилизации, средневековый тип культуры, ренессанский тип, нововременный тип культуры
• Концептуальный, или идеологический – в основе господствующая идеология
• Этно-национальный
• Географический
• Демографический – поло-возрастной состав населения, имущественный и социальный статус в основе.
• Технологический – ориентируется на уровень развития техники и технологии
• Природный – в основе отношение человека к природе - три типа:
природно-органический – человек – часть природы
культурный – человек отделяется от природы
технико-машинный – природа – объект изучения
Существуют различные концепции построения типологии культуры.
Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры:
1. сенситивный (чувственный) – например эпоха Возрождения (возрождается античная понимание красоты) – 2-я половина 16 века
2. идеациональный – поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания уделяется личности – например, период Средневековья Западной Европы – за малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре
3. идеалистический – гармония между чувством и разумом, это период расцвета культуры – эпоха высшего ренессанса – Микеланджело – художник, скульптор.
Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи:
1. доосевого времени – время формирования основ человеческого бытия
2. осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций
В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия.
Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре
2 начала, опираясь на образы богов античной мифологии
1. Аполлоническое – рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение
2. дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность, трагичность мироощущения.