Характеристика объекта анализа

Введение

 

Продуктивная научная и хозяйственная деятельность технических специалистов в рыночной среде в значительной мере зависит от уровня их теоретических знаний и практических навыков в сфере экономики и управления современным производством.

Каждый специалист при разработке и внедрении новых технологий, материалов и изделий, технико-экономических обоснованиях расширения и диверсификации производства должен быть уверен, что выпускаемая продукция будет пользоваться спросом на рынке. Это требует определенных знаний в области инноваций, маркетинга, планирования, формирования инвестиционного капитала, издержек производства и др. Продуманная, четкая постановка целей и задач по их достижению, максимальное использование соответствующей экономической информации и рычагов механизма управления при проведении прикладных научных исследований, проектировании, производственно-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности позволит принимать оптимальные решения, обеспечивающие организации наивысшую продуктивность, т.е. наиболее высокий результат при минимальных усилиях. Менеджмент - это управление людьми, а не техническими системами и функциями. Только при таких условиях могут быть в максимальной степени реализованы преимущества органической взаимосвязи технико-технологических и экономических элементов хозяйственной деятельности в достижении общественно полезных результатов с наименьшими затратами ресурсов за счет сбалансированности всех факторов производства. Выдающийся французский экономист Ж.Б.Сэй писал, что "менеджмент выполняет функции предпринимателя, направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное благо".

Организация (от позднелат. «organize» — сообщаю стройный вид, устраиваю) — объединение индивидов в единое целое для совместного труда. Данный термин часто употребляют для обозначения:

• совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

• внутренней упорядоченности автономных частей целого.

Понятие организации применяется и в отношении биологических, социальных и технических объектов:

• промышленных или малых предприятий;

• фирм, компаний, корпораций, конгломератов;

• заводов;

• автоматизированных или автоматических производств;

• подразделений предприятий (цехов, отделов, секций и др.);

• групп исполнителей каких-либо работ;

• систем управления и др.

Хозяйственные организации руководствуются в своей деятельности заявлением о миссии, в котором раскрывается предназначение и смысл существования организации. Она должна быть сформулирована предельно четко, ясно и содержаться в учредительных документах.

Цель работы – проанализировать систему управления конкретной организацией и обосновать ее эффективность для дальнейшего развития.

Задачи работы:

· Анализ внешней среды организации;

· Анализ внутренней среды организации: миссии и целей, дерева целей, ресурсов организации, технологии производства и реализации продукции, услуг, организационной структуры, культуры организации;

· Обоснование эффективности системы управления.

Объект работы – организационная структура фирмы.

Предмет работы – методика анализа системы управления организацией.



Характеристика объекта анализа

 

Предприятие создано в 1946 году. В начале своей деятельности было автобазой. Позднее, в 1966 году автобаза вошла в состав Донецкого областного управления пассажирского автотранспорта, и образовалось "Красноармейское автотранспортное предприятие 04116". С 1988 года Красноармейское АТП 04116 входит в состав Донецкого государственного производственного объединения автотранспорта как структурное подразделение "Красноармейское АТП 11411". В июле 1994 года вошло в состав государственного предприятия "Донецкавтотранс" как его структурное подразделение. ОАО "Красноармейское АТП 11411" образовано согласно решению Донецкого отделения Фонда государственного имущества (приказ № 3950 от 10.08.95) путем преобразования структурного подразделения государственного предприятия "Донецкавтотранс" Красноармейского АТП 11411 в ОАО. Общество осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству и Уставу.

ОАО "Красноармейское АТП 11411" имеет в своем составе 3 автоколонны, ремонтные мастерские, АЗС. Все автоколонны расположены на территории Общества и имеют в своем составе 205 единиц транспорта, в том числе 184 автобуса. В состав ОАО также входит административный корпус. Общество дочерних предприятий, филиалов или подсобных хозяйств в своем составе не имеет.

Основной целью деятельности Открытого акционерного общества “Красноармейское АТП - 11411” является получение прибыли в интересах акционеров на основе транспортной деятельности, а именно выполнение пассажирских перевозок. Предметом деятельности является перевозка пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Такая деятельность и определяет специфику основных фондов.

АТП осуществляет следующие виды деятельности:

- автомобильное хозяйство;

- ремонт грузовых автомобилей и автобусов;

- транспортно-экспедиционные услуги по заказу населения;

- снабжение;

- розничная торговля негосударственных организаций, кроме потребительских кооперативов;

- общественное питание негосударственных организаций, кроме потребительских кооперативов.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, счет финансирования государственных капитальных вложений, печать со своим наименованием.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Основным видом деятельности предприятия является предоставление услуг по перевозке населения, рабочих предприятий и организаций автомобильным транспортом (автобусы и микроавтобусы). Предприятие осуществляет маршрутные и почасовые перевозки. Маршрутные перевозки состоят из городских, пригородных и междугородных. Удельный вес почасовых перевозок в общем объеме выручки - 90,1%. Маршрутные перевозки убыточные. Предприятие получает бюджетные субвенции на покрытие убытков от перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах. Их сумма в 2003 году -123,9 тыс. руб. Кроме того, в отчетном периоде Общество получило возмещение затрат, связанных с безвозмездным пользованием городским и пригородным транспортом гражданами, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, в сумме 29,8 тыс. руб. Причинами убыточности маршрутных перевозок являются, с одной стороны, обязательства Общества перевозить льготные категории пассажиров, а с другой, то, что тарифы на проезд значительно ниже себестоимости. Почасовые перевозки являются прибыльными, поскольку услуги предоставляются по договорным тарифам.

Услуги по перевозке пассажиров предоставляются в г. Красноармейске, г. Димитрове и Красноармейском районе. Согласно заключенным соглашениям с предприятиями Министерства угольной промышленности осуществляются рабочие (почасовые) перевозки. Основными заказчиками транспорта являются ДП "Угольная компания Краснолиманская", ГОАО "Шахта Красноармейская-Западная № 1", шахта им. Димитрова, шахта им. Стаханова. Заключено соглашение с Красноармейским городским Советом по предоставлению услуг перевозки пассажиров на маршрутах города и предместья. Договора с постоянными клиентами общества пролонгированы на 2004 год.

Предприятие находится в трудном финансовом состоянии - осуществляются перевозка льготных категорий пассажиров, субвенции на возмещение убытков покрывают их лишь на 10,8%. Тарифы на перевозку намного ниже, чем себестоимость перевозок. Много лет не возобновляется подвижный состав и, скорее всего, в ближайшее время этот вопрос не будет решен. На предприятии около 90% автобусов имеют полный амортизационный износ.

На рынке по предоставлению услуг по пассажирским автоперевозкам у Общества есть конкуренты. Это частные предприниматели, которые являются победителями конкурса на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Частные предприниматели предоставляют услуги по перевозке пассажиров на маршрутах городского, пригородного и междугородного соединения. Их влияние на деятельность Общества можно охарактеризовать как среднее.

Существует много существенных проблем, которые отрицательно влияют на деятельность Общества:

1. Изношенный автобусный парк: из 184 автобусов 89,5% эксплуатируется свыше 10 лет. Все 184 автобуса работают в заключительном режиме до списания с пробегом свыше 400 тыс. км.

2. Несовершенная налоговая политика. Налоговое давление на Общество значительно и очень мешает его динамическому развитию.

3. Неплатежеспособность основных заказчиков автоперевозок (предприятий угольной промышленности). Это стало причиной иммобилизации оборотных активов Общества и образования значительной суммы дебиторской задолженности.

4. Задолженности перед работниками по заработной плате. И, хотя Общество значительно снизило свои обязательства перед работниками и даже осуществило повышение заработной платы, эта проблема все еще имеет значительное влияние на его деятельность.

5. Наличие в государстве значительного количества льготных категорий пассажиров. Убытки от их перевозок значительные, а возмещаются государством лишь на 10,8%.

Финансирование осуществляется за счет средств, полученных от клиентов за предоставленные услуги по перевозке пассажиров и субвенций за перевозку льготных категорий пассажиров. Финансовых вложений (долгосрочных и краткосрочных) Общество не осуществляет, кредитами банков не пользуется.

Система автомобильного транспорта общего использования не предполагает предварительного заключения договоров. Таким образом, заключенных, но не выполненных договоров в Обществе нет. Договоры с постоянными клиентами Общества пролонгированы на 2004 год.

Действия руководства направлены на стабилизацию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Много внимания отводится сохранению подвижного состава - проведению капитальных ремонтов и других ремонтных работ своими силами АТП и с привлечением посторонних специализированных предприятий (Енакиевский ремонтный завод). Постоянно осуществляется работа по погашению дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по заработной плате, которая в 2002-2003 годах дала ощутимые следствия. Постоянно изучается маршрутная сеть; несмотря на убыточность, выполняются социально значимые для населения рейсы. Эта политика будет проводиться и дальше.

В состав предприятия входят следующие структурные подразделения:

- служба автомобильного хозяйства,

- служба энергетического хозяйства,

- служба движения,

- гараж,

- отдел сбора выручки,

- столовая.

Предприятие возглавляет начальник АТП.

Основные технико-экономические показатели деятельности организации представлены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 Основные технико-экономические показатели деятельности организации

Наименование показателей Ед. изм Преды­дущий год Отчет­ный год Отчетный год в % к предыду­щему
1 2 3 4 5
1. Объем реализации продукции тыс. руб 9738 10691 109,8
2. Чистый доход тыс. руб 8115 8909 109,8
3. Среднегодовая стои­мость основных промышленно-производственных фондов тыс. руб 10593 10475 98,9
4. Среднесписочная численность промышленно-производственного персо­нала чел. 325 353 96,1
5. Фонд оплаты труда тыс. руб 1173,7 1402,4 119,5
6. Выработка на одного ра­ботающего руб 24969 25238 101,1
7. Средняя заработная плата руб 300,95 331,07 110,0
8. Фондоотдача руб 0,77 0,85 110,4
9. Затраты на 1 руб объема реализации руб 0,85 0,72 84,7
10 Прибыль от обычной деятельности до налогооб­ложения тыс. руб 1246 2485 199,4
11. Чистая прибыль тыс. руб 894 1547 173,0

 

Объем реализации продукции в отчетном году вырос на 9,8%, как и чистый доход. При этом среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов снизилась на 1,1%, среднесписочная численность – на 3,9%. Положительно характеризуется динамика фонда оплаты труда, который вырос на 19,5%, что позволило поднять заработную плату работникам в среднем на 10% (с 300,95 руб. в 2002г. до 331,07 руб. в 2003г.).

Положительно характеризуется рост фондоотдачи, который в отчетном году составил 10,4%. Это способствует увеличению прибыльности с 1 руб. основных промышленно-производственных фондов.

Анализируя динамику затрат на 1 руб. объема реализации, делаем вывод о том, что затраты значительно снизились (на 15,3%). Данная тенденция является положительной. Наряду с увеличением объема реализации снижение затрат на 1 руб. объема реализации позволило предприятию в 2003г. значительно увеличить свои финансовые результаты. При этом рост прибыли от обычной деятельности до налогообложения составил 199,4%, т.е. прибыль увеличилась почти в 2 раза. Чистая прибыль при этом увеличилась на 73%, что является значительным.

В целом, предприятие можно охарактеризовать как достаточно прибыльное и перспективное.




double arrow
Сейчас читают про: