Классные руководители 4 классов работали над проблемой

 формирования сознательной дисциплины.

Учителя, классные руководители, молодые и опытные, с первого по выпускной класс обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. Чаще всего учителю приходиться разбираться во всех нарушениях, как на уроке, так и во внеучебное время. Он вынужден искать пути решения многих, порой очень сложных ситуаций. Существенными чертами дисциплины являются сознательность и добровольность.

Проблема формирования сознательной дисциплины всегда была приоритетной для меня как учителя и классного руководителя. Именно поэтому основная задача, которая решалась в этом учебном году – укрепление дисциплины, формирование внутренней потребности следовать принятым нормам поведения.

 Главное, что характеризует человека как личность - мотивы его поступков, а не внешний рисунок поведения. Формируя сознательную дисциплинированность учащихся, мне приходится преодолевать противодействие психических особенностей – индивидуальных, возрастных, половых. В ряде исследований учёных педагогов, психологов показано, что все они преодолеваются путём изменения мотивов поведения. В возникновении мотивов большую роль играет привычка, которая его активизирует, влияет на поведение. Уже в младшем школьном возрасте ребёнок в состоянии словесно обозначить наиболее простые мотивы своего поведения. Воспитание привычки быть дисциплинированным эффективно тогда, когда выполнение нормы поведения сопровождается удовлетворением, сопутствием положительных эмоций у ученика. Этого я пыталась добиться, планируя воспитательную работу по направлениям «Ценности и нормы жизни», «Взаимопонимание и общение», «Личность и творчество», а также диагностическую деятельность, индивидуальную работу с родителями и учащимися. Составляя программу изучения уровня дисциплинированности, я использовала наблюдения по принципу независимых характеристик, Некоторые учёные (Р. А. Рогожникова, например) предлагают использовать пять уровней изучения дисциплинированности учащихся по следующим показателям: с помощью диагностической программы выявляются запас знаний ученика о дисциплине и дисциплинированности, его убеждения (как ученик принимает эти знания) и реальное нравственное поведение. Классному руководителю это важно держать под контролем, так как разлад, конфликт между тем, что ученик знает и как реально поступает, может привести к кризису личности.

Первый уровень дисциплинированности предполагает отсутствие представлений об элементарном соблюдении норм, второй – формальный характер суждений, на третьем уровне понятие о дисциплине отличается общественной ориентацией, на четвёртом – представление о дисциплине связывается с нравственными ценностями. И только на пятом, самом высоком уровне, дисциплина воспринимается как личностно ценное качество. Качественными показателями сознательной дисциплины являются:

- осознание значимости дисциплины в обществе;

- чуткость и внимание к людям;

- отношение к общественно трудовой деятельности;

- бережное отношение к общественной собственности как к результату труда человека и его достоянию;

- коллективизм;

- ответственность;

- самостоятельность и инициатива;

- непримиримость к аморальным и антиобщественным поступкам.

Какие же методы я использовала в воспитании дисциплинированности у своих учеников:  

· система дежурств (работа дежурного - всегда забота о товарищах, она содействует закреплению в классе коллективистических отношений);

· метод педагогических ситуаций;

· ролевые игры, педагогическое внушение, убеждение, этические беседы.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины, я старалась действовать по такому алгоритму: распознать истинную цель поступка; в соответствии с нею выбрать способ, чтобы вмешаться в ситуацию и прекратить выходку; разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Для воспитания дисциплинированности у учащихся я старалась следовать рекомендациям учёных педагогов и психологов. Они считают, что классный руководитель должен:

· быть профессионалом, владеющим чёткой организацией деятельности всех учащихся на основе гуманистического стиля общения. Сильный педагог — улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твёрдо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы подросток не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком. Не допускайте менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности.

· Демонстрируйте уважение к учащимся, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше вы раздражаетесь и делаете замечания. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают дисциплинированность. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях —хороший образец для невольного, а порой и для сознательного подражания.

· Разрешение конфликтов

Одной из функций классного руководителя является разрешение межличностных конфликтов «ученик — ученик», «учитель —ученик», которые сопровождаются рядом специфических эмоциональных переживаний — это повышенная тревожность, страх, враждебные чувства, желание сопротивляться, предубеждённость, агрессивность и т.д. Конфликт не возникает на пустом месте. Он —следствие объективных трудностей в деятельности группы учащихся. Грамотный выход из конфликтной ситуации возможен в том случае, если классный руководитель «чувствует ученика», если он способен сопереживать, может представить, что чувствует ребёнок в создавшейся ситуации.

Конфликтная ситуация характеризуется рядом особенностей:

· столкновение противоречивых тенденций в отношении детей;

· проявление наиболее актуальных в данный период потребностей;

· сильное и длительное психическое напряжение.

Рассмотрим способы разрешения конфликтов. Это могут быть прямые и косвенные пути ликвидации последствий конфликтных ситуаций.

Основной путь воздействия на конфликтующих — убеждение.

Разрешить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам.

Предупреждение конфликта лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения уже на основе каких -либо позиций, изложенных авторитетными для детей взрослыми. Но для этого школьники должны иметь опыт спора, дискуссии.

Погашение эмоционального возбуждения. Классный руководитель поочерёдно приглашает всех участников конфликта высказаться и даёт им возможность не прерывать говорящего. Желательно поддержать его эмоционально (выражение лица, участливое междометие, соболезнующая реплика, жест). Выговорившись полностью, обиженный чаще всего сам вспоминает, что у его «противника» есть и хорошие стороны.

Авансирование похвалой.

Сочувственно выслушав конфликтующих, следует отметить какие_либо положительные черты характера, указать на те, что есть на самом деле. Например: «Вы ведь много читаете, интересуетесь поэзией, музыкой, вы — человек тонкий, душевный. Как же вы могли так грубо разговаривать с девушкой?» или «В народе говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее».

Разрешение конфликта на основе компромисса. Учитель спрашивает: «Что ты хочешь? Я не спрашиваю, что произошло, кто прав, а кто виноват. Что ты хочешь? А ты что? Понятно. Так вот, предлагаю... И придётся вам согласиться, иначе разговор будет долгий».

Переключение внимания конфликтующих на новый объект. В этом случае конфликтующим даётся задание, требующее от них немедленных действий:

«Вы спорите, а в это время» или «Ты, Саша, пойди в учительскую, там тебя ждут. А ты, Иван, пойдёшь со мной, есть дело».

В конфликте «учитель - ученик» педагогу важно уметь встать на сторону учащегося, понять его интересы, тревогу. Такое своеобразное «вживание в образ» учащегося поможет лучше понять ребёнка, погасить конфликт. Классному руководителю следует помнить, что сама конфликтная ситуация и способы её урегулирования могут дать обширную информацию о коллективе класса и каждом воспитаннике. В этой ситуации можно изучить такие показатели воспитанности школьников:

· направленность ученика (насколько конфликтующий согласует личные и общественные интересы, как учитывает мнение товарищей, их критику в свой адрес, каковы мотивы участия в конфликте и др.);

· способность к самодисциплине (умение держать себя в руках, сдерживание своего гнева, негодования, способность здраво рассуждать при споре, разногласиях, умение сдерживать себя при агрессивных нападках других);

· жизненный опыт (как используется положительный опыт в ситуации конфликта, что практически предлагают участники конфликта для его разрешения, чем при этом руководствуются, чьи интересы защищают, какие обязательства берут на себя);

· нравственная устойчивость ученика (сопротивляемость отрицательным влияниям других, самостоятельность, твёрдость убеждений, умение отстаивать свою точку зрения с опорой на нравственные нормы и правила, принципиальность позиций к тем, кто конфликтует, независимо от личных отношений);

· отношение к себе (самокритичность, требовательность, умение держать слово, способность изменить поведение после анализа своих ошибок и неудач, своего поведения в конфликте).

Как видим, в конфликтной ситуации могут быть обнаружены практически все основные показатели воспитанности. Конфликтная ситуация тесно связана с дисциплиной. Очень часто именно нарушение дисциплины, неспособность к самоограничению приводят к конфликтам. Так что в классе, где воспитана дисциплинированность, оснований для конфликтов намного меньше.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: