Привлечение международных кредитов в Республику Беларусь

Международный кредит имеет огромное воздействие на международные экономические отношения. В Республике Беларусь международные кредиты привлекаются Правительством, а также резидентами страны независимо от формы собственности.

Целями внешних государственных заимствований являются пополнение валютных резервов страны, поддержка проводимых экономических реформ, покрытие дефицита государственного бюджета, реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями экономического развития и т.д. Внешние государственные займы могут быть получены в виде:

· иностранных кредитов республике как заемщику;

· иностранных кредитов резидентам республики под гарантии Правительства. Эти гарантии представляют собой обязательства перед иностранными кредиторами нести субсидиарную ответственность за исполнение заемщиком обязательств по договору внешнего займа и могут выдаваться на сумму займа или ее часть;

· займов путем размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. Средства, полученные в результате таких займов, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и пополнение валютных резервов страны.

Республика Беларусь является членом ряда международных и региональных финансовых институтов, в частности Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.

 В начале сотрудничества с МВФ, членом которого Республика Беларусь стала в 1992 г., были предоставлены два транша кредита по программе СТФ в августе 1993 г. и феврале 1995 г. Эти кредиты выдавались в рамках программы системной трансформации странам с переходной экономикой для помощи в развитии рыночных отношений. В сентябре 1995 г. бал получен один транш кредита «стэнд-бай», предназначенного для финансирования дефицита платежного баланса, правительственной программы реформ и экономического развития. Однако дальнейшее финансирование было прекращено, так как экономическая политика страны перестала соответствовать программе, согласованной с Фондом. Эти обязательства по полученным кредитам были погашены 1 февраля 2005 г. [3, с. 287].

Сотрудничество с МВФ в 2005 – 2006 гг. ограничивалось обсуждением с его представителями параметров развития Республики Беларусь в министерствах и Национальном банке и получении технической помощи. Так, в мае 2006 г. в стране работала миссия МВФ по оценке финансового сектора Беларуси.

Глобальный финансовый кризис, разразившийся в конце 2008 года, оказал сильное влияние на экономику Беларуси. Республика начала активно сотрудничать с МВФ осенью 2008 года, когда руководству фонда была направлена белорусская заявка о привлечении кредита.

Договоренность о кредите «стэнд-бай» (СБА) на срок в 15 месяцев до апреля 2010 года и сумма в 1,6 млрд. СДР (2,46 млрд. долларов США, 418,8 % квоты) была утверждена Исполнительным советом  МВФ 12 января 2009 года, и первый транш кредита МВФ в размере 800 млн. долларов (517,8 млн. СДР) Беларусь получила после заседания Совета [6, с. 24].

В ходе первого обзорав рамках Договоренности о кредите «стэнд-бай», который  проводился в Минске с 29 апреля по 13 мая 2009 г. и продолжался через офис постоянного представителя в конце мая – начале июня 2009 г., официальные органы Беларуси обязались внести коррективы в курсовую и денежно-кредитную политику, с тем чтобы сохранить сбалансированный бюджет, несмотря на снижение доходов, а также расширить свои усилия по проведению структурных реформ. В силу вышесказанного Республика Беларусь просила увеличить объем СБА на 651,399 млн. СДР (168,6 процента квоты). С учетом этого увеличения сумма второго транша составила 437,930 млн. СДР (около 680 млн. долларов), которая поступила июле 2009 г.

В октябре  2009 г. Республика Беларусь по плану получила третий транш кредита Международного валютного фонда в размере 699,5 млн. долларов.

Очередной, четвертый транш кредита МВФ в размере 437,9 млн. СДР, что соответствует примерно 688 млн. долларов Беларусь получила 18 декабря 2009г.Соответствующее решение принял исполнительный совет МВФ, который утвердил завершение третьего обзора реализации программы stand-by. Основанием для положительного решения послужило выполнение Беларусью всех обязательств, принятых на себя в рамках программы stand-by.

26 марта текущего года Совет исполнительных директоров МВФ утвердил отчет персонала фонда по четвертому обзору реализации программы "стэнд-бай", заключенной между Беларусью и МВФ в январе 2009 года, и принял решение о выделении заключительного, пятого транша кредита в размере около 670 млн. долларов [18].

Таким образом, рассчитанный на 15 месяцев объем финансовой поддержки со стороны МВФ в размере 1,62 млрд. СДР (около 2,46 млрд. долларов США), утвержденная Исполнительным советом МВФ 12 января 2009 года, 29 июня 2009 года была увеличена до 2,27 млрд. СДР (около 3,52 млрд. долларов США).

Республика Беларусь является членом ЕБРР с 1992 г. На первых этапах взаимодействия республики с Банком осуществлялись проекты преимущественно в государственном секторе. Так, при содействии ЕБРР за 1992-1994 гг. в республике было реализовано под гарантии Правительства четыре крупных проекта (Беларусь-Телеком, Минский оптовый рынок, Модернизация Оршанской ТЭЦ, Шоссе Брест-Минск-граница России). В настоящее время ЕБРР придерживается принципа приоритетного финансирования частного сектора. Кроме предоставления кредитов, Банк также реализует проекты и за счёт участия в акционерном капитале белорусских субъектов хозяйствования (к примеру, за счёт аккредитованных банков ОАО «Приорбанк» и ОАО «Белгазпромбанк») [20].

В целом в Беларуси насчитывается 6 банков-партнеров ЕБРР: Приорбанк, Белгазпромбанк, МТБанк, Белросбанк, РРБ-Банк, Белорусский Банк Малого Бизнеса. На конец мая 2009 г. банки-участники программы ЕБРР выделили около 15 тысяч микрокредитов, 52% которых - компаниям за пределами Минска - выданы региональными отделениями банков в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и других городах.

Наиболее важными проектами ЕБРР в РБ являются:

1) Кредитная линия для малого, среднего и микро предпринимательства

В декабре 2004 года ЕБРР предоставил Кредитную линию по развитию малого и среднего предпринимательства на сумму 25.0 млн. долларов США. В рамках этого соглашения кредиты предоставлялись Приорбанку и Белгазпромбанку, которые, в свою очередь, кредитовали частные микро, малые и средние предприятия.

В январе 2007 года Совет Директоров ЕБРР одобрил расширение Кредитной линии II по развитию малого, среднего и микро предпринимательства на дополнительные 25.0 млн. долларов США. Этот проект способствовал развитию частного сектора в Беларуси, открытию новых кредитных линий частным банкам для предоставления кредитов МСП и ММП, а также увеличил число банков-партнеров ЕБРР. В феврале 2007 года МТБ стал третьим банком-партнером ЕБРР по Программе Микрокредитования, получив средства от ЕБРР в размере 4 млн. долларов США в рамках данного проекта. Также по Программе работают Белросбанк, РРБ-Банк и Белорусский Банк Малого Бизнеса.

В июне 2009 ЕБРР выделил кредитную линию размером 10 млн. долларов МТБанку. Это первый белорусский банк в рамках новой $50-тимиллионной Кредитной линии III ЕБРР для компаний финансового сектора. После ее утверждения, объем средств, выделенных ЕБРР на финансирование малого и среднего бизнеса Беларуси в период кризиса, увеличился вдвое, до 100 млн. долларов. Новая кредитная линия на Республику Беларусь была одобрена Советом директоров ЕБРР 3-го июня 2009 года, так как 50 млн. долларов, ранее выделенных в рамках предыдущей линии, уже почти полностью распределены. Новая линия финансирования расширяет спектр финансовых продуктов, доступных для банков-партнеров ЕБРР, в частности, добавлены синдицированные, субординированные, а также ипотечные кредиты. К тому же, ЕБРР впервые открыл возможность финансирования для лизинговых и страховых компаний [17].

2) Белорусский Банк Малого Бизнеса

В сотрудничестве с другими семью МФУ - учреждениями, занимающимися оказанием помощи в целях развития на двусторонней основе, партнерами из частного сектора и донорами, оказывающими техническую помощь - был создан специализированный банк для финансирования малого, микро и среднего предпринимательства: Белорусский банк малого бизнеса. Потребность в подобном финансировании в Беларуси оценивается в 1.4 млрд. долларов США.

В октябре 2008 года ББМБ получил банковскую лицензию и за прошедшее время открыл три полноценных филиала. ББМБ выдаёт кредиты на коммерческой основе в размере от 270 до 270 000 долларов США, а также сконцентрирован на микрокредитах, т.е. на сегменте рынка, где ощущается острая нехватка кредитов в размере до 14 000 долларов. Эти кредиты выдаются, в основном, на срок до одного года. К июню 2009 года ББМБ выдал более 430 займов своим клиентам в Беларуси из числа микро- и малых предприятий [17].

3) Программа содействия развитию торговли с банками частного сектора. Число участвующих банков увеличилось с двух в начале осуществления нынешней Стратегии до четырех в июне 2009 года, а общая предельная сумма в рамках ПСРТ выросла с 7 до 42 млн. евро. С июня 2009 года банки-партнеры также пользуются консультативными услугами в вопросах финансирования торговли, что должно привести к более активному использованию уже существующих механизмов финансирования путем углубления знаний и увеличения в стране числа технических специалистов, умеющих пользоваться такими специфическими инструментами, а также к распространению среди банков и их клиентов информации о выгодах, которые сулит ПСРТ в областях трансграничной торговли и финансирования [17].

Полный перечень инвестиционных проектов ЕБРР в Республике Беларусь с 1992 по июль 2009 года представлен в приложении Б.

Также в 2009 году Советом директоров ЕБРР были утверждены проекты в стадии подготовки [16]:

1) Проект “Пинксдрев”: 15 млн. долл. США.

Это первый кредит ЕБРР в сектор деревообработки в Беларуси. Европейский банк реконструкции и развития предоставляет кредит в размере 15 млн. долларов ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», крупнейшей в Беларуси компании в области деревообработки и производства мебели. Финансирование будет использовано для модернизации производственных мощностей, повышения энергоэффективности и мероприятий по охране окружающей среды, что позволит снизить производственные затраты и повысить конкурентоспособность. Холдинг уже использует древесные отходы производства для выработки пара и тепла для собственных нужд. Кредит ЕБРР, подписание которого состоялось 17 сентября 2009 года в Минске, позволит внедрить системы мониторинга для рационализации контроля за использованием электроэнергии.

2) 18 ноября 2009 года ЕБРР впервые приобрел пакет акций в компании розничной торговли Беларуси. Инвестиции в сеть магазинов Буслик – третья инвестиция в капитал белорусских компаний за последние 10 лет.Европейский Банк Реконструкции и Развития приобрел более 25% акций группы компаний West Ost Union, владеющей крупнейшей сетью супермаркетов детских товаров в Беларуси. Инвестиция ЕБРР обеспечит компании дополнительный оборотный капитал, будет важным шагом в реализации компанией планов по расширению торговой сети. West Ost Union планирует открыть 25 магазинов к 2013 году.

ЕБРР также заинтересован в качественном использовании предоставленных средств. Для обучения сотрудников предприятий, в которые ЕБРР вкладывает свои средства, новым кредитным технологиям Банком предоставляется техническая помощь.

Всемирный банк, членом которого Республика Беларусь стала в 1992 г., предоставляет ей займы, техническую помощь, а также координирует получение помощи из других источников. Деятельность Банка направлена на оказание помощи стране в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

К основным кредитам, полученным от Банка, можно отнести:

ü институциональный займ (июль 1993 г. – 8,3 млн. долларов), для проведения преобразований в сфере государственного управления, переобучения и переоборудования ключевых экономических министерств и ведомств Беларуси.

ü реабилитационный займ (ноябрь 1993 г. – 120 млн. долларов) был направлен на: поддержку платежного баланса страны, стабильности белорусского рубля – 42,5 млн.; импорт критически важных для народного хозяйства и экономики товаров – 77 млн.; повышение квалификации госслужащих в области проведения тендерных торгов – 0,5 млн. В целом проект носил социальную направленность и не предполагал валютной окупаемости.

ü кредит на развитие лесного хозяйства (май 1995 г. – 41,9 млн. долларов). Цель проекта – превращение лесного хозяйства в эффективную отрасль экономики страны, внедрение новейших технологий и методов в области ведения лесного хозяйства и вырубок, ведение экологического контроля и мониторинга, проведение пожароохранных мероприятий, прореживание лесов, увеличение производительности деревообработки, расширение внутренней торговли древесиной и ее экспорта.

ü кредитный аванс на подготовку проекта энергоснабжения на объектах социальной сферы (2000 – 2001 гг. – 1 млн. долларов). Согласно соглашению со Всемирным банком, республика должна была получить заем в размере 22,6 млн. дол. на модернизацию объектов социальной сферы – внедрение энергосберегающих технологий в школах больницах, детских домах, домах инвалидов и др. Банк предоставил заем с отсрочкой возврата на 4,5 года после начала реализации проекта.

ü дополнительный заем на проект модернизации инфраструктуры в социальной сфере (4 декабря 2007 г. – 15 млн. долларов).Срок погашения 17 лет, льготный период – 5 лет. Цель проекта – повышение уровня комфортности в зданиях социальной сферы с акцентом на снижение энергопотребления. Проект предусматривал модернизацию инфраструктуры в социальной сфере для стимулирования более эффективного использования ресурсов, снижения расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание школ, больниц, медицинских и некоторых других учреждений социальной сферы [21].

Кроме того, Беларусь с момента вступления во Всемирный банк получает от него грантовую (безвозмездную) помощь. Эти средства направляются на создание эффективной системы социальной защиты, решение важных проблем окружающей среды и другие цели.

При поддержке Всемирного банка реализуется проект «Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь», предусматривающий проведение мероприятий по снижению потребления энергии на объектах социальной сферы, а также на Чернобыльский проект, целями которого являются смягчение последствий аварии и стимулирование экономического развития пострадавших районов [3, с. 288].

В декабре 2009 года Республика Беларусь получила от Всемирного банка заем на цели развития в размере 200 млн. долларов. Предоставление займа Совет исполнительных директоров Всемирного банка утвердил 1 декабря 2009 г. Он выделяется на 16 лет и предусматривает отсрочку начала погашения на 6 лет. Средства предназначаются на поддержку экономической программы правительства, устранение социальных последствий кризиса и углубление структурных реформ, которые обеспечивают основу для восстановления устойчивого экономического роста.

Заем на цели развития поддерживает программу реформ, сгруппированных по двум направлениям. Первое ориентировано на укрепление программ социальной помощи за счет усиления их адресной направленности на бедные слои населения. Второе - поддерживает программу правительства по либерализации для стимулирования инвестиций и создания рабочих мест. Речь идет в том числе о таких мерах, как указ о совершенствовании контрольной деятельности, который позволит значительно облегчить нагрузку для предприятий; либерализация цен; постепенная отмена оборотных налогов и подготовка законодательной базы для начала процесса приватизации [20].

Беларусь первой из стран СНГ стала членом МФК в ноябре 1992 года. В 1993 году по приглашению правительства Беларуси МФК начала осуществление программ консультативной помощи, способствующих развитию частного сектора и улучшению деловой среды в стране. В настоящее время консультативная деятельность МФК в Беларуси направлена на улучшение деловой среды и инвестиционного климата. Деятельность осуществляется при финансовой поддержке Шведского управления по развитию международного сотрудничества (Sida). В 2004 году МФК начала инвестиционную деятельность в Беларуси. На 31 марта 2010 года сумма инвестиций в экономику страны составляет около 250 млн. долларов.

Республика Беларусь также тесно сотрудничает с такими странами, как Россия, Китай, Венесуэла и другие.

Республика Беларусь является важным торгово-экономическим и внешнеполитическим партнером Российской Федерации. На кануне 2010 г. Сбербанк России, государственная корпорация "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Газпромбанк" и ОАО "Альфа-Банк"  предоставили министерству финансов Беларуси синдицированный кредит в размере 6 млрд. российских рублей. Кредит предоставили на срок более года. Синдицированный кредит Республике Беларусь, предоставленный ведущими российскими банками, будет направлен на развитие интеграционных и кооперационных связей между двумя странами, способствовать устойчивому росту экономики Беларуси, также с редства будут использоваться для ресурсной поддержки банковской системы страны [20].

Последнее время Беларусь активно сотрудничает с КНР и развивает потенциал взаимной торговли. Так, в мае 2007 г. две страны подписали рамочное соглашение по кредиту на сумму 500 млн. долларов для строительства в Белоруси трех линий по производству цемента. Тогда же было подписано рамочное межправительственное соглашение о предоставлении Китаем льготного кредита Беларуси на сумму около 27 млн. долларов. Кроме того, сторонами были подписаны обменные письма о предоставлении китайским правительством помощи для реконструкции Гомельского областного кардиологического диспансера на сумму около $4 млн.

В Беларуси уже реализуется несколько проектов с участием китайского капитала. Китайские компании и банки стояли у истоков создания оператора мобильной связи "БеСТ". На совместном предприятии "Мидеа-Горизонт" налажен выпуск СВЧ-печей. В 2009 году "Мидеа-Групп" увеличила свою долю в этом предприятии с 30 до 55%. В 2007 году Китайской национальной корпорацией по зарубежному экономическому сотрудничеству начата модернизация Минской ТЭЦ-2, а в 2009 году — Минской ТЭЦ-5 [20].

Таким образом, Республика Беларусь активно привлекает иностранные кредиты для развития экономики и выхода из мирового финансового кризиса. Она является членом ряда международных и региональных финансовых институтов, в частности Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и др., а также тесно сотрудничает с Россией, Китаем, ЕС, Венесуэлой и др.

Между МВФ и Республикой Беларусь 12 января 2009 года была утверждена Договоренность о кредите «стэнд-бай» на срок в 15 месяцев до апреля 2010 года и сумма в 1,6 млрд. СДР (2,46 млрд. долларов США, 418,8 % квоты), увеличенная до 2,27 млрд. СДР (около 3,52 млрд. долларов США).

Беларусь активно сотрудничает с ЕБРР, у нас  насчитывается 6 банков-партнеров: Приорбанк, Белгазпромбанк, МТБанк, Белросбанк, РРБ-Банк, Белорусский Банк Малого Бизнеса. Наиболее важными проектами ЕБРР являютсяКредитная линия для ММП/МСП, Белорусский Банк Малого Бизнеса, Программа содействия развитию торговли с банками частного сектора.

Деятельность  Всемирного банка в Беларуси направлена на оказание помощи в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни населения. Для этих целей было выдано множество займов, последний из которых был получен в декабре 2009 года на цели развития в размере 200 млн. долларов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: