Проблемы и перспективы международного кредитования

Роль международного кредита в развитии национальных и мировой экономик неоднозначна и может реализовываться разными способами. С одной стороны, международный кредит оказывает значительное позитивное воздействие на международные экономические отношения. Это проявляется в том, что он способствует:

§ расширению мировой торговли и повышению ее эффективности, углублению международного разделения труда;

§ перераспределению кредитных ресурсов между странами, обеспечивающему их более рациональное использование в международном масштабе и ускорение развития производительных сил;

§ развитию экспорта национальных товаров и повышению конкурентоспособности стран на внешних рынках. Расширение экспортных возможностей стран приводит к ускорению процессов интеграции и глобализации в мировом хозяйстве;

§ экономическому росту в стране-заемщике. Использование внешних источников кредитования позволяет покупать необходимое сырье и материалы на внешних рынках, расширять внедрение прогрессивных технологий, осуществлять техническое перевооружение производства в соответствии с современными требованиями, финансировать строительство новых промышленных и других объектов и на этой основе повышать производительность труда, создавать новые рабочие места и улучшать качество производимой в стране продукции;

§ решению социальных проблем, прежде всего развивающихся странах [3, с. 284].

С другой стороны, может проявляться и негативная роль международного кредита. Перераспределение ссудного капитала между государствами не всегда осуществляется с необходимой эффективностью и при недостаточно продуманной экономической политике стран приводит к формированию или углублению диспропорций в национальных экономиках и мировом хозяйстве. Государство, привлекшее значительные иностранные капиталы, может столкнуться с трудностями по возврату долгов, что способно вызвать развитие финансового и общего экономического кризиса.

Внешний государственный долг республики представляет собой общую сумму основного долга республики и ее резидентов по внешним займам по состоянию на определенную дату.

Валовой внешний долг республики на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и не обусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

Общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре валового внешнего долга (ВВД) страны.

Проанализируем динамику структуры внешнего долга нашей страны. За период с 1997 г. по 2009 г. величина валового внешнего долга Беларуси увеличилась в девять раз — с 1 908,4 (в 1997 г.) до 17 624,2 млн. долл. США (в 2009 г) (приложение В), темпы роста которого, как правило, превышают темпы роста ВВП [10, 11].

Анализируя структуру валового внешнего долга по секторам экономики, можно отметить постоянное преобладание и увеличение объема внешнего долга других секторов, удельный вес которого колебался от 36 до 75,8% в отдельные годы. Наименьшую долю составляет внешний долг органов денежно-кредитного регулирования, причем наблюдается его сокращение с 21,7% (на 01.01.1997) до 2,9% (на 01.01.2009). Размер внешнего долга органов государственного управления вначале уменьшался с 33,5% (на 01.01.1997) до 8,2% (на 01.01.2004), затем вновь его удельный вес в общем объеме достиг 25,5%. Доля внешнего долга банков на ранних этапах развития долговой ситуации по сравнению с другими секторами была незначительной — 8,8% на 01.01.1997, увеличившись до 17,9% к 01.07.2009 (приложение Г, рисунок Г.1).

Динамика объема внешнего государственного долга нашей страны представлена на рисунке Г.2, приложение Г. За период с 1992 г. по октябрь 2009 г. внешний долг вырос с 431,9 до 6 191,2 млн. долл. США (в четырнадцать раз), что составляет 12,66% ВВП при пороговом уровне 20%4. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов — более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам.

Преобладающими валютами в государственном внешнедолговом портфеле являются доллары США — около 67%, СДР — 24,4%, евро — 6,6% и китайские юани — 2%. Кредиты с плавающей процентной ставкой составляют 78%, кредиты с фиксированной ставкой — 22% [2, с. 12].

В структуре валового внешнего долга Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно возрастала, достигнув в 2005 г. максимума — 77,8% (пороговое значение — 50%). Начиная с этого периода происходило его постепенное сокращение — до 50,4% на 01.07.2009 (приложение Д, рисунок Д.1)

Можно предположить, что для Беларуси, находящейся пока еще в фазе рецессии, долгосрочные долговые инструменты как государственных, так и частных внешних заимствований являются более рациональными, несмотря на их высокую стоимость, поскольку позволяют временно избегать крупных платежей по внешнему долгу и тем самым сохранять больше ресурсов для внутриэкономического развития. Однако проведение в нашей стране внешнедолговой политики в направлении увеличения сроков государственных обязательств должно быть осторожным и ограниченным во времени. В противном случае такая политика будет воздействовать на экономику государства проциклически, создавая в будущем пики долговых выплат, оказывая гнетущее влияние на воспроизводственный процесс [4, с. 32].

Для исследования платежеспособности государства и безопасного уровня внешнего долга целесообразно использовать относительные показатели внешнего долга страны. Их анализ показывает, что отношение валового внешнего долга к ВВП составляет 31,5% (при пороговом значении показателя 50%). Отношение ВВД к экспорту товаров и услуг колеблется от 27 до 45%, достигнув 62,3% к июлю 2009 г. (пороговое значение 100%). Вследствие значительного роста объемов внешнего заимствования, который наблюдается начиная с 2007 г., возрастают расходы на обслуживание внешнего долга. При критическом уровне 20% отношение платежей по обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 01.07.2009 составило 26,5%. Ситуация в сфере обслуживания долга осложняется хроническим дефицитом внешнеторгового сальдо, что продуцирует необходимость сохранения финансирования данного дефицита за счет последующего притока иностранного капитала в долгосрочной перспективе (приложение Д, рисунок Д.2). Основными источниками дефицита внешней торговли являются экспортно-импортные операции с промежуточными (энергоносители, сырье, материалы, комплектующие) и потребительскими товарами [2, с. 13].

Исследование динамики объема и структуры валового внешнего долга Республики Беларусь позволило выделить в развитии современной внешнедолговой ситуации следующие негативные тенденции [5, с.36].

1. Резкий рост валового внешнего долга, включая государственный внешний долг.

2. Значительное увеличение объема внешних заимствований негосударственного (корпоративного) сектора. На 01.07.2009 его величина достигла 8 892,9 млн. долл. США (50,5% валового внешнего долга страны по сравнению с 36% в 1997 г.).

3. Преобладание в структуре внешнего долга корпоративного сектора краткосрочных обязательств (82,5%). Следует заметить, что данные обязательства превалируют и в других секторах (за исключением органов государственного управления), а в целом по республике их объем равен 8 883,7 млн. долл. США (15,9% годового ВВП). Их доля в общем объеме валового внешнего долга на 01.07.2009 составила 50,4%.

4. Ограничение возможности по дальнейшему привлечению кредитов корпоративным сектором усиливается необходимостью финансировать хроническое отрицательное сальдо текущих операций платежного баланса. Накопленное отрицательное сальдо счета по этим операциям за последние пятнадцать лет составило 10 554,8 млн. долл. США. В 1993 г. выплата доходов на вложенный капитал составила 7,4 млн. долл. США, в 2009 г. (данные на 1 июля) она выросла уже до 796,6 млн. долл. США.

5. Негативное влияние мирового финансового кризиса на конкурентоспособность белорусского экспорта. Его развитие вызвало снижение мирового спроса на товары и услуги, что привело к падению мировых цен на основные статьи белорусского экспорта (нефтепродукты, продукцию машиностроения и металлообработки, продовольствие, транспортные услуги, за исключением трубопроводного транспорта, а также, возможно, на калийные удобрения).

6. Недостаточный объем международных резервных активов, который является одним из самых низких показателей среди стран СНГ и развивающихся государств.

7. Высокая и быстро растущая стоимость обслуживания долга, которая может потребовать рефинансирования.

Рост внешней задолженности Республики Беларусь  усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

● отсутствие законодательной базы Республики Беларусь, определяющей сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

● не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии;

● по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;

● механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

● не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

● информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

● управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая [2, с. 17].

Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям:

1. усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.

2. сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.

3. уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.

4. дестабилизация денежно-кредитной ситуации.

5. ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.

6. повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов [2, с.18].

В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения.

Тем не менее, в Республике Беларусь на современном этапе вполне осознана необходимость привлечения иностранного капитала в экономику. Эффективное взаимодействие банковского и промышленного капитала является необходимым фактором формирования рыночной экономики и важным элементом структурной перестройки промышленности, что предполагает масштабные инвестиционные вложения в реальный сектор, потребность в которых чрезвычайно актуализируется в связи с необходимостью инновационного обновления производственного капитала и внедрения инновационных технологий. Однако внутренних источников инвестирования предприятий реального сектора экономики недостаточно, что требует привлечения иностранного капитала или внешних инвестиционных ресурсов. В настоящее время банки Республики Беларусь ведут активную работу в области привлечения внешних источников финансирования, в первую очередь иностранных кредитов и займов [5, с. 37].

С целью привлечения иностранных кредитов потенциальным заемщикам белорусской экономики созданы дополнительные стимулы, в частности, издан Указ Президента № 159, который предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов правительству и резидентам Беларуси под государственные гарантии Республики Беларусь.

Предоставление государственных гарантий на иностранные кредиты активно практиковалось правительством Беларуси в 90-х годах, когда многие отечественные предприятия были неплатежеспособны. Сегодня кредиты и займы, которые берут предприятия и банки под гарантии правительства, составляют небольшую часть белорусских заимствований — в пределах одного процента. На начало 2010 года они составили 112,6 млн. долларов, сократившись за 2009 год на 13,5%. В свою очередь, в структуре госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли за прошлый год в 2,2 раза до 7,8 млрд. долларов. Валовой внешний долг страны из-за роста кредитов субъектов хозяйствования увеличился за 2009 год на 6,8 млрд. долларов, или 45,4%. На 1 января 2010 года он составил 22,2 млрд. долларов, что составляет 45,4% ВВП.

Итак, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики на 2010 г. Республика Беларусь продолжит реализацию мероприятий по интеграции банковских систем и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

В проекте бюджета на 2010 год внешние кредиты запланированы в размере 1,18 млрд. долларов. Большую их часть Беларусь планирует получить от МВФ в рамках кредита stand-by. Еще около 300 млн. долларов - это кредиты иностранных государств и иные зарубежные кредиты. Рост расходов бюджета на обслуживание госдолга в 2010 году составит 36%. Лимит внешнего госдолга увеличен в 2010 году до 9,5 млрд. долларов с 8 млрд. долларов в 2009 году. Согласно правительственному прогнозу социально-экономического развития РБ на 2010 год сальдо внешней торговли должно составить минус 4,6-4,7 млрд. долларов. Кроме того, около 0,5 млрд. доллар потребуется затратить на обслуживание внешнего долга, а Национальный банк еще планирует увеличить резервные активы (в определении МВФ) на 0,5-1,83 млрд. долларов.

По заявлению Миссии МВФ, которая посетила Минск в период с 3 по 16 февраля 2010 года, сделала заключение, что результаты реализации экономической программы, поддержанной в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай», были хорошими. Были выполнены все критерии реализации программы и структурные контрольные показатели, установленные на конец декабря [18].

Оценивая предварительные результаты реализации программы "стэнд-бай", необходимо отметить, что она сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 - начале 2010 года, позволила поддержать стабильность на валютном рынке, обеспечить большую устойчивость финансовой системы, поддержать уверенность инвесторов и домашних хозяйств. Общий объем предоставленных МВФ Беларуси финансовых ресурсов в рамках программы составил более 3,5 млрд. долларов.

Уже в мае текущего года ожидается очередная миссия экспертов фонда, во время которой будут подведены окончательные итоги выполнения программы "стэнд-бай", а также обсуждены конкретные вопросы дальнейшего сотрудничества Беларуси с МВФ [20].

Минтранс Беларуси намерен привлечь в 2010 г под гарантии правительства кредит Всемирного банка в размере 150 млн. долл. для реконструкции участка автотрассы М5 "Минск-Гомель". В 2009 г. был подписан Меморандум с Всемирным банком по привлечению инвестиций в объеме около 150 млн. долларов на реконструкцию дороги "Минск-Гомель" на участке Пуховичи-Бобруйск. Ориентировочно предполагается, что средства на выполнение работ начнут поступать во втором полугодии 2010 г. Интерес к финансированию реконструкции дорожного хозяйства Беларуси выражали инвесторы из России, Китая, Японии, Ирана. [20].

Международная финансовая корпорация (МФК), член Группы Всемирного банка, подписала генеральное соглашение с Национальным банком Беларуси по проведению операций своп, что позволит МФК предоставлять белорусским компаниям займы в национальной валюте, снижая риски, связанные с изменениями обменных ставок и поддерживать рост частного сектора страны. Доступ к долгосрочным ресурсам в местной валюте позволит МФК предоставлять долгосрочные займы компаниям, которые не генерируют валютной выручки и поэтому не могут брать на себя риски, связанные с займами в долларах или других иностранных валютах, отмечено в сообщении.

Уже много лет Республика Беларусь является партнером России во многих делах. Правительство Беларуси готово испытать и новый для страны инструмент привлечения средств. В будущем предполагается, что Сбербанк России выступит организатором выпуска белорусских еврооблигаций на сумму 2 млрд. долларов и станет организатором выпуска на российском рынке гособлигаций Беларуси в объеме до 15 млрд. российских рублей. Совместными организаторами по размещению еврооблигаций Беларуси стали BNP Paribas, Deutsche Bank AG, The Royal Bank of Scotland plc и Сбербанк России ОАО. В документах речь также идет и о прямом кредитовании наиболее крупных белорусских предприятий. Кроме того, белорусская сторона рассчитывает привлечь Сбербанк России в качестве консультанта в проведении приватизационных процессов.

Кроме того, Россия готова предоставить Беларуси кредит для оплаты за российскую нефть в 2010 году. Беларусь может рассчитывать на получение 625 млн. долларов от "Газпрома" в качестве оплаты за пакет акций "Белтрансгаза".

В 2010 г. продолжится сотрудничество с Китаем. Правительство КНР приняло решение предоставить Беларуси льготный кредит в 1 млрд. долларов для осуществления согласованных между сторонами проектов, об этом было заявлено 24 марта 2010 г. Кроме того, в знак дружбы китайское правительство предоставит в 2010 году Беларуси безвозмездную помощь в размере 60 млн. юаней (около 8,8 млн. долларов) для развития потенциала взаимной торговли и продвижения сотрудничества по наиболее крупномасштабным проектам. При этом представитель КНР отметил необходимость достижения больших результатов в таких сферах, как военно-техническое, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество. Также подписано соглашение между Белтелекомом и Государственным банком развития Китая о предоставлении кредита в 60 млн. долларов для закупки современного оборудования электросвязи, в том числе для развития сетей передачи данных.

Кроме того, подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между Минтрансом Беларуси и компанией Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd в области реконструкции и строительства дорог. Документ предусматривает реализацию трех проектов - реконструкции республиканской автомобильной дороги М-5/Е271 Минск –Гомель на участке Жлобин –Гомель, республиканских автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, а также реконструкции республиканских автодорог на международных транспортных маршрутах. Помимо этого между Белорусской железной дорогой, Корпорацией по экспорту и импорту электрооборудования Китая и Датунским электровозостроительным заводом подписан контракт на поставку электровозов. Подписано также рамочное соглашение для реализации проекта электрификации участков БЖД "Осиповичи - Жлобин - Гомель" и "Жлобин - Калинковичи" (2011-2013 годы).

Говоря о перспективах сотрудничества, можно отметить, что в настоящее время стороны ведут переговоры о развитии отношений в области энергетики, транспорта, коммуникаций, автомобилестроения и других.

Макрофинансовую помощь Республика  Беларусь запросила у ЕС еще в июне 2009 года. Еврокомиссия рассматривает запрос Беларуси о макрофинансовой помощи и рассчитывает принять решение в начале 2010 года. 16 декабря 2009 г. в ходе сессии Европарламента было объявлено, что Еврокомиссия предлагает выделить Беларуси 200 млн. евро макрофинансовой помощи. Однако, это решение еще предстоит одобрить парламенту ЕС.

Таким образом, международный кредит играет значительную роль в экономике нашей страны. Он имеет как положительные так и отрицательные моменты. Иностранный кредит является потенциалом развития реального сектора экономики и вместе с тем несет проблемы внешнего долга и его возврата. За период с 1997 г. по 2008 г. величина валового внешнего долга Беларуси увеличилась в девять раз — с 1 908,4 (в 1997 г.) до 17 624,2 млн. долл. США. Тем не менее в настоящее время банки Республики Беларусь ведут активную работу в области привлечения внешних источников финансирования, в первую очередь иностранных кредитов и займов. В проекте бюджета на 2010 год внешние кредиты запланированы в размере 1,18 млрд. долларов. Лимит внешнего госдолга увеличен в 2010 году до 9,5 млрд. долларов с 8 млрд. долларов в 2009 году. Предполагается, что Республика Беларусь продолжит реализацию мероприятий по интеграции банковских систем и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, международный кредит играет важную роль в развитии международной торговли, а также в развитии других сфер мировой экономики. На основании проделанной работы по изучению сущности и значимости международного кредита можно сделать следующие основные выводы:

1) Международный кредит - это предоставление ресурсов  в денежной или товарной форме во временное пользование на условиях срочности, возвратности и платности в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономичес­ких связях.

2) Существует множество различных форм международного кредита, которые характеризуют различные стороны кредитных отношений: формы предоставления, назначение, срочность, обеспеченность, технику предоставления кредита, вид процентных ставок, валюту кредита, кредит в зависимости от кредитора.

3) В сфере международного кредита важную роль играют международные и региональные финансово-кредитные институты, такие как, Международный валютный фонд (МВФ), Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), региональные банки развития и др.

4) Республика Беларусь является членом ряда международных и региональных финансовых институтов, в частности Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и др., а также тесно сотрудничает с Россией, Китаем, ЕС, Венесуэлой и др.

5) Между МВФ и Республикой Беларусь 12 января 2009 года была утверждена Договоренность о кредите «стэнд-бай» на срок в 15 месяцев до апреля 2010 года и сумма в 1,6 млрд. СДР (2,46 млрд. долларов США, 418,8 % квоты). Объем финансовой поддержки со стороны МВФ 29 июня 2009 года была увеличена до 2,27 млрд. СДР (около 3,52 млрд. долларов США).

6) Беларусь активно сотрудничает с ЕБРР, у нас  насчитывается 6 банков-партнеров: Приорбанк, Белгазпромбанк, МТБанк, Белросбанк, РРБ-Банк, Белорусский Банк Малого Бизнеса. На конец мая 2009 г. банки-участники программы ЕБРР выделили около 15 тысяч микрокредитов, 52% которых - компаниям за пределами Минска. Наиболее важными проектами ЕБРР в РБ являютсяКредитная линия для ММП/МСП, Белорусский Банк Малого Бизнеса, Программа содействия развитию торговли с банками частного сектора.

7) Деятельность  Всемирного банка в Беларуси направлена на оказание помощи в реализации стратегии, способствующей экономическому росту и повышению уровня жизни населения. Для этих целей было выдано множество займов, последний из которых был получен в декабре 2009 года на цели развития в размере 200 млн. долларов.

8) С одной стороны, международный кредит оказывает значительное позитивное воздействие на международные экономические отношения, а с  другой стороны, может проявляться и негативная роль международного кредита, прежде всего это связано с трудностями по возврату долгов, что способно вызвать развитие финансового и общего экономического кризиса. За период с 1997 г. по 2008 г. величина валового внешнего долга Беларуси увеличилась в девять раз — с 1 908,4 (в 1997 г.) до 17 624,2 млн. долл. США.

9) В настоящее время банки Республики Беларусь ведут активную работу в области привлечения внешних источников финансирования, в первую очередь иностранных кредитов и займов. В проекте бюджета на 2010 год внешние кредиты запланированы в размере 1,18 млрд. долларов. Лимит внешнего госдолга увеличен в 2010 году до 9,5 млрд. долларов с 8 млрд. долларов в 2009 году. Предполагается, что Республика Беларусь продолжит реализацию мероприятий по интеграции банковских систем и других государств – участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией.

Таким образом, в Республике Беларусь на современном этапе вполне осознана необходимость привлечения иностранного капитала в экономику, но только при построении грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязке с другими направлениями экономической политики государства.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: