Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….31. Наука как составная часть культуры………………………………………………………...6
2. Основные этапы развития естествознания………………..………………………….……..9
2.1 Древнегреческий период……………………………………………………………….……9
2.2 Эллинистический период…………………………………………………………………11
2.3 Древнеримский период античной натурфилософии…………………………………….13
2.3 Вклад Арабского мира в развитие естествознания……………………………………....13
2.4 Естествознание в средневековой Европе…………………………………………………14
2.5 Этап «научной революции»………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………………………….19
Введение
“Наука - сложный социальный феномен: это система знаний о законах природы, общества и человеческого познания, форма общественного сознания, непосредственная производительная сила общества. Как форма общественного познания своим объектом имеет весь мир: Солнечную и другие системы Вселенной, общество, человека, живую и неживую природу, человеческое познание”[1].
|
|
Для того, чтобы понимать с какими составляющими работает наука, на что направлен вектор научного развития, важно определиться с понятием предмет науки.
“Предмет науки - это всегда законы природы, общества, человека, процесса познания. Науки изучают возникновение, развитие и функционирование мира, его структур и подсистем. В некоторых случаях науки могут использовать законы других наук”[2].
Мир как система состоит из многоуровневых структур, которые исследуются разными науками. В настоящее время в мире около 15тыс. научных дисциплин, которые по своему предмету объединяются в 4 большие группы: естественные, технически, общественные и гуманитарные.
“Можно выделить три основных направления, в которых развивается наука. Это учения о природе, обществе, человеке и его мышлении. Помимо этого, историческое развитие знания привело к возникновению “проблемы двух культур”. Ее существование отметил в 50-60-х гг. ХХв. Английский философ и писатель Чарлз Сноу. Проблема заключалась в различном содержании естественных и гуманитарных наук, дифференциации предметов их исследования. Со временем когда- то единая культура человечества стала разделяться на естественно - научную и гуманитарную.
Для естественно - научной культуры характерен научно- рациональный метод познания, ее предметом является живая и неживая природа как объективно существующая реальность. Гуманитарной культуре, напротив, свойственен художественно- образный способ познания. Ее объектом является духовный мир человека, не доступный для познания и исследования обычными методами”[3].
|
|
Существуют немалые различия между естественно - научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гуманитарное познание — на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое. Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта.
В проблеме, поставленной Сноу[4], есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй — с проблемой единства науки.
Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Так, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, живописи, литературе, играют на музыкальных инструментах, глубоко переживают прекрасное.
Естественно - научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа массы источников, фактов и др. Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества.
Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки.
Естествознание как отрасль научного познания. Наука как составная часть культуры
На протяжении истории своего существования люди выработали множество способов познания и освоения окружающего мира. Среди них одно из важнейших мест занимает наука.
Специфической особенностью человеческой жизнедеятельности является то обстоятельство, что она протекает одновременно в двух взаимосвязных аспектах: естественно- природном и культурном. Человек существует в природе, взаимодействует с ней и одновременно он как бы удваивает внешний мир, создавая внутри природы искусственный мир “вторую природу”.
Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических появлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.
Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые представляются перед человечеством в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека.
|
|
Культура является важнейшей сущностной характеристикой человека, отличающего его от всего остального органического мира.
Человек не только потребляет продукты духовной культуры, созданные другими людьми. Он может и призван создавать новые элементы духовной культуры. Вершиной духовной деятельности человека является его собственное участие в создании нового в духовной культуре. “В таком случае человек становится творцом культуры, а его деятельность — творческой. В создании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека.
Анализ системы духовной культуры как целого позволяет выделить следующие основные компоненты духовной культуры: политическое сознание, правосознание, мораль, искусство, религия, философия и, наконец, наука. Каждый из этих компонентов имеет свой определенный предмет, свой специфический способ отражения, выполняет в жизни общества конкретные социальные функции, содержит в себе (в разных пропорциях) познавательные и оценочные моменты — систему знаний и систему оценок”[5].
Человек не только знает что-то, но он всегда оценивает то, что он знает. Иначе говоря, он судит о том, насколько глубоки его знания, хорошо или плохо он знает тот или иной предмет, насколько эффективна его деятельность, деятельность его коллег и т.п. Такие компоненты духовной культуры, как мораль, религия, являются по сути своей ценностными, но содержащими и некоторый познавательный элемент. В большей степени познавательный элемент присущ политическому сознанию и правосознанию. Примерно в одинаковых пропорциях познавательное и ценностное представлено в философии. Наука же является преимущественно познавательной формой духовной деятельности, хотя и она, конечно, содержит в определенной мере и ценностные элементы, которые проявляют себя не столько в результате, сколько в процессе познания.
Современная наука является культурной составляющей современного нам общества. Существующее противостояние межу наукой и культурой не преодолено, например, в трудах семинара ЮНЕСКО 1974г. по проблемам отношения науки и культуры говориться: “Более чем за одно столетие сектор научной деятельности разросся в окружающем его культурном пространстве настолько, что угрожает в недалеком будущем вытеснить всю культуру”. Одни исследователи склонны считать подобную тенденцию иллюзорной и объясняют наметившую тенденцию высокими темпами развития науки. Другие ученые полагают, что триумф одержанный наукой за последние десятилетия дает ей право занимать господствующее положение в современной культуре. Более того. Культура, по их мнению, заслуживает дальнейшего развития лишь, поскольку она может быть передана посредством научного аппарата. Третьим, устрашенным мрачной перспективой превращения отдельного человека и всего общества в целом в послушных марионеток, науки видится призрак грядущей катастрофы культуры”[6].
|
|
Итак, признавая важную роль науки в нашей жизни, тем не менее, не следует соглашаться с ее претензиями на господствующее место в жизни общества. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам культуры. Только взаимно дополняя друг друга, все формы культуры могут выполнять свою основную функцию - обеспечивать потребности и облегчить жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи, какой- либо одной части придается большее значение, чем другим, то это приводит к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования.