Факторы конкурентоспособности

 

Для определения конкурентоспособности страны используется около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в 10 факторов, а именно:

1) экономический потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность промышленного производства;

3) уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений;

4) участие в МРТ;

5) динамичность и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость финансовой системы;

7) воздействие государственного регулирования экономики;

8) уровень квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая и внутриполитическая ситуация.

Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия, Швейцария. При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, который достаточно полно характеризуется приведенными выше факторами, но и не менее важный структурный аспект их конкурентоспособности. По моему мнению это можно объяснить тем, что эти страны имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы своих граждан.

Стратегические альтернативы в глобальных отраслях

 

Согласно Портеру[1], на международном рынке существуют несколько основных стратегических альтернатив. Важнейший выбор, который должна сделать фирма, заключается в том, может ли она конкурировать в глобальном масштабе или же она должна найти способ конкурировать на одном или нескольких национальных рынках. Эти альтернативы состоят в следующем.

1. Глобальная конкуренция по широкой номенклатуре продукции. Этот вид стратегии направлен на конкуренцию на международном рынке по широкому отраслевому профилю продукции с использованием преимуществ глобальной конкуренции с тем, чтобы добиться дифференциации или позиции общего низкого уровня издержек. Реализация этой стратегии требует значительных ресурсов и длительного временного периода. В целях максимизации конкурентного преимущества основное внимание во взаимоотношениях фирмы с правительствами должно быть направлено на снижение препятствий для ведения глобальной конкуренции.

2. Фокусирование на рынках отдельных стран. Эта стратегия использует преимущество, основанное на различиях национальных рынков, для сфокусированного подхода к конкретному рынку, что позволяет фирме выиграть конкуренцию на нем у глобальных компаний. Этот вариант стратегии нацелен на достижение низких издержек в обслуживании конкретных потребностей национального рынка или его сегментов, в которых глобальная конкуренция сталкивается с наибольшими экономическими препятствиями.

3. Стратегия защищенной ниши. Эта стратегия состоит в выборе стран, в которых государственные ограничения в виде обязательных условий высокой доли местного производства, высоких тарифов и т.п. препятствуют проникновению глобальных конкурентов. Фирма поступает определенным образом в расчете на эффективное функционирование на конкретных национальных рынках. Особое внимание уделено отношениям с правительством принимающей страны. Наиболее эффективные мероприятия - те, которые связаны с косвенным государственным воздействием: поощрение новых, более прогрессивных экономических факторов, повышение качества внутреннего спроса, внутренней конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: