Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ

 

Итак, с 2002 года, с начала пенсионной реформы, у десятков миллионов россиян появилось право на накопительную часть пенсии. На сегодня специальную часть лицевых пенсионных счетов, где фиксируются платежи на финансирование этой части пенсии, имеют 54,6 млн. работающих.

Создание механизма накопления одной из частей пенсии - явление новое в российской пенсионной системе. Правда, накопительной, как ее подчас неправомерно называют, эта система пока не стала. На сегодня основная масса пенсионных обязательств государства реализуется еще через распределительные механизмы. И это понятно - подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только с 2013 года среди получателей пенсии начнут, наконец, появляться те, у кого пенсии хотя бы в небольшом размере будут включать накопительную составляющую.

При этом не у всех из сегодняшних застрахованных - тех, кто еще зарабатывает право на пенсию, - накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах.

Принцип действия накопительного пенсионного механизма прост - чем дольше человек работает, чем больше средств пенсионных накоплений поступает на специальную часть его лицевого счета, тем большей окажется накопительная составляющая его пенсии, когда он станет пенсионером.

Но есть еще один источник увеличения той части пенсионного капитала, из которого впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Это инвестирование средств пенсионных накоплений и инвестиционный доход, который таким способом зарабатывается и зачисляется в пенсионный капитал застрахованных. Правовым основанием этой работы, которая ведется, начиная с 2002 г., является федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

С 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям (УК), государственной управляющей компании (ГУК) и негосударственным пенсионным фондам (НПФ), допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) - а впервые такой выбор россияне осуществляли в 2003 г. - средства пенсионных накоплений передаются ПФР в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу. По итогам проведенного в 2003 году конкурса ПФР были заключены 62 договора доверительного управления с 55 управляющими компаниями - некоторые компании предложили на выбор застрахованным более одного инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 г., к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды. По состоянию на 1 октября 2005 г. 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений государственного обязательного пенсионного страхования.

На сегодня активность выбора застрахованными УК и НПФ для передачи им своих средств пенсионных накоплений невелика.

До персонификации средств страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, ПФР осуществляет их временное размещение.

 

 

Таблица 1 - Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года [16]

Наименование показателей Численность пенсионеров, человек Средний размер пенсии, рублей
Всего пенсионеров 38 472 063 3682,26
Трудовые пенсии 35 958 259 3737,32
по старости 29 790 738 3972,69
по инвалидности 4 010 591 2863,59
по случаю потери кормильца 2 156 930 2111,08
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению 2 513 804 2894,57
Пенсии военнослужащих и их семей 67 959 3650,32
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных катастроф 248 688 3719,87
Пенсионеры - госслужащие 35 488 6047,80
Социальные пенсии 2 161 669 2724,10

Ежемесячно государство направляет на выплату пенсий около 10% поступающих в его распоряжение доходов. Выплаты по пенсионному обеспечению осуществляются из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (табл 2). 

Таблица 2 - Расходы федерального бюджета на выплату пенсий [16]  

Средний размер трудовой пенсии за 3 года возрастет в 1,7 раза. В 2004 году средний размер трудовой пенсии составлял 2 061 рубль в месяц, в 2007 году с учетом предусмотренного повышения она возрастет до 3 133 рублей. К 2010 году средний размер пенсий составит 5 060 рублей, что в 1,7 раза выше уровня текущего года. 

Таким образом, доходы 36,4 млн. пенсионеров за последние 3 года увеличились в 1,2 раза, а в следующую бюджетную трехлетку вырастут еще в 1,4 раза.

Таблица 3 - Размер трудовой пенсии [16]

 

Начиная с 2009 года размер социальной пенсии будет превышать прожиточный минимум пенсионера. В 2004 году размер социальный пенсии составлял 1 296 рублей в месяц или 72% от прожиточного минимума пенсионера, в настоящее время он достиг соответственно 1 960 рублей. С 1 октября 2009 года социальная пенсия будет установлена в размере 3 691 рубль в месяц, что превысит величину прожиточного минимума пенсионера на 3,5% Размер социальных пенсий к 2010 году в 2 раза превысит уровень текущего года.

Помимо заботы о нынешних пенсионерах, пенсии которым выплачиваются на распределительной основе из нынешних доходов Пенсионного фонда, государство постепенно обеспечивает переход к системе накопительного пенсионного страхования, при котором пенсионные отчисления каждого работающего поступают в счет его будущей пенсии. Для повышения доходности таких пенсионных вложений в системе участвуют негосударственные пенсионные фонды. 

Рисунок 2 – График отношений среднего размера трудовой и социальной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера [16]

К 2010 году доля экономически активного населения, охваченного дополнительным пенсионным страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и участием в профессиональных пенсионных системах вырастет до 11,3% по сравнению с 7,4% в 2006 году. Если в 2005 году средний размер пенсии гражданина, уволенного с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, составлял около 4,2 тыс. рублей, то с ежегодным его повышением средний размер пенсии в 2009–2010 гг. составит свыше 7,5 тыс. рублей. Расходы федерального бюджета на выплату пенсий военнослужащим в 2008 году составят 173,3 млрд. руб., что на 18% больше уровня 2007 года. В 2009 и 2010 годах эти расходы составят, соответственно, 211,8 млрд. руб. и 245,5 млрд. руб. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: