Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации: особенности создания и функционирования

Сушность и значение негосударственных пенсионных фондов

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

НПФ являются страховщиками, формирующими пенсионные накопления и выплачивающими накопительную пенсию. В этой связи хотелось бы обратить внимание на Федеральный закон от 28.12.2013 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Основной массив изменений затронул именно Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Исключительными видами деятельности НПФ являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и деятельность в качестве страховщика по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению.

В настоящее время все НПФ в РФ созданы и осуществляют свою деятельность в форме некоммерческих организаций унитарного характера. Руководство деятельностью НПФ в таких условиях обеспечивается учредителями посредством участия в совете НПФ, являющемся высшим органом его управления.

Осуществляя негосударственное пенсионное страхование, НПФ призван выполнять две функции:

- во-первых, функцию сбережения и накопления средств и

- во-вторых, защитную функцию.

Сбережение и накопление средств происходит по тому же принципу, что и на условиях банковского вклада.

Защита означает, что при наступлении определенного события (потеря трудоспособности, инвалидности, смерти, достижение возраста 80 лет и т.п.) лицо может быть уверено в своем источнике дохода.

Основной целью создания и деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение граждан - участников Фонда в форме выплаты им негосударственных пенсий, страхование по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Для достижения поставленных целей Фонд выполняет следующие функции:

- разрабатывает правила фонда;

- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

- ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;

- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;

- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;

- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием;

- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

- осуществляет актуарные расчеты;

- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;

- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

- производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;

- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации, а также перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии или в случае смерти застрахованного лица;

- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;

- предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности фонда.

При подготовке Стратегии развития пенсионной системы отмечалось, что нарастают риски, связанные с недостаточной финансовой устойчивостью НПФ. Отсутствуют источники и механизм обеспечения сохранности пенсионных накоплений, в том числе с учетом их возрастающих объемов. Некоммерческий унитарный характер НПФ привносит в сферу негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования целый ряд существенных проблем.

Одной из таких проблем является проблема привлечения в НПФ дополнительного финансирования. Из-за некоммерческого характера НПФ такое финансирование не может быть привлечено на рынке капитала с использованием цивилизованных и легитимных форм взаимодействия с инвесторами. Основным источником дополнительного финансирования являются взносы учредителей НПФ в имущество, предназначенное для обеспечения его уставной деятельности. Специалисты отмечали, что подобная форма финансирования не может быть признана ни стабильной, ни оптимальной.

Организационно-правовая форма НПФ как некоммерческих организаций не соответствует содержанию их деятельности, связанной с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений. Такая деятельность имеет все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке.

Основной обязанностью НПФ является получение прибыли в интересах участников и застрахованных лиц, а не в целях обеспечения уставной деятельности. Коммерческая составляющая в деятельности НПФ первична. А выплата пенсий - это не сама деятельность НПФ, а лишь применение ее результатов. Расходование полученной прибыли на выполнение пенсионных обязательств является безусловным приоритетом в деятельности любых НПФ.

С учетом этого Законом N 410-ФЗ заложены правовые основы создания новых НПФ в форме акционерных обществ, а также возможность преобразования действующих НПФ в форме некоммерческих организаций в акционерные НПФ.

В течение 2014 г. все НПФ должны пройти проверку Банка России и акционироваться. Те НПФ, которые не смогут выполнить условия акционирования, должны быть реорганизованы или ликвидированы.

Лица, перед которыми такие фонды имеют обязательства, возникшие из договоров об обязательном пенсионном страховании, вправе перейти в другой фонд или вернуться в ПФР с передачей средств пенсионных накоплений. Размер передаваемых средств определен п. 2 ст. 36.6 Закона N 75-ФЗ и составляет сумму пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии соответствующего застрахованного лица.

Лица, застрахованные в рамках добровольного пенсионного страхования в реорганизуемых (ликвидируемых) фондах, вправе потребовать досрочного прекращения обязательств и выплаты им выкупной суммы или перевода ее в другой фонд по выбору. Это возможно в том случае, если возможность выплаты выкупной суммы или перевода ее в другой фонд при расторжении договора прямо предусмотрена пенсионным договором и пенсионными правилами фонда. Размер выкупной суммы определяется в соответствии с пенсионным договором и пенсионными правилами фонда.

В дальнейшем для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам об обязательном пенсионном страховании НПФ обязан будет создавать резерв по обязательному пенсионному страхованию.

Резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию формируется за счет:

- ежегодных отчислений, которые осуществляются за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по итогам отчетного года, а при недостаточности или отсутствии такого дохода - за счет собственных средств фонда;

- средств пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

- процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

- доходов от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

- иного имущества, определенного по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средств акционеров фонда.

Тенденции и проблемы развития НПФ в условиях реформирования пенсионной системы

Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России.

Основным направлением вновь разработанной пенсионной реформы является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6 до 0%. Эта участь постигнет так тех, кто никогда ничего не делал с накопительной частью своей пенсии или чьи заявления на перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) либо управляющую компанию (УК) не были удовлетворены.

Однако если перевести накопительную часть пенсии под управление одного из НПФ либо УК можно сохранить текущий тариф, а значит, и возможность получить значительную прибавку к моменту выхода на пенсию.

Накопительная часть пенсии, тех граждан, которые не писали заявления о ее переводе в НПФ, находится в ПФР и распоряжается ею государственная управляющая компания – Внешэкономбанк (ВЭБ). За период с 2005 по 2011 г. показатели ВЭБ проигрывают как инфляции, так и доходности всех НПФ (см. рисунок 1). Данные нижеприведенной диаграммы свидетельствуют, о том что средняя доходность НПФ из года в год превышала аналогичный показатель ВЭБ. Отсутствие реальной доходности НПФ в 2008 г. сполна компенсировалось значительным приростом в 2009 г.

В среднем по всем фондам значение доходности составило 7,22% (для сравнения с результатами предыдущих лет см. рисунок 1). Если принять веса фондов – т.е. учесть доли каждого из НПФ в общей сумме пенсионных накоплений на конец 2012 г., то средняя взвешенная доходность составит 6,79%, что немногим, но все же выше потребительской инфляции (6,57%) и однозначно лучше итогов предыдущего года. Низкая средняя взвешенная доходность по сравнению со средней доходностью означает, что инвестиционная деятельность крупнейших фондов за отчетный год оказалась менее «доходной», чем в среднем по рынку.

Рис.1. Средняя невзвешенная доходность НПФ, инвестиционных портфелей ВЭБ и инфляция

По данным ПФР на конец 2012 года порядка 77 млн. человек имели средства пенсионных накоплений на своих пенсионных счетах. Из них лишь 20 млн. или 26% по итогам переходной кампании 2012 года были клиентами негосударственных пенсионных фондов и около 0,5 млн. – частных управляющих компаниях.

Ежегодно количество застрахованных лиц в НПФ увеличивается, но численность лиц, не выбравших НПФ, все же превалирует. Здесь важно заметить, что доходность Государственной управляющей компании – Внешэкономбанка (ВЭБ) начиная с 2005 года, лишь по итогам 2012 года оказалась выше, чем в среднем по НПФ. Если сравнить накопленную доходность с инфляцией и доходностью, обеспеченной ВЭБ за 4 последних года (см. рисунок 2), то окажется, что фонды также переигрывают своих основных «конкурентов» в лице ВЭБ и инфляции.

Таким образом, мы считаем, что в связи с политикой Правительства Российской Федерации в области реформирования пенсионной системы, целесообразна передача накопительной части пенсии в управление НПФ.

Рис.2. Средняя накопленная доходность НПФ, инфляция и доходность расширенного инвестиционного портфеля ВЭБ за 2009 2012 гг.

В марте 2013 года фонды получили, последний крупный транш накоплений, после чего рост пенсионного рынка существенно замедлился. Но даже в режиме «страхового маневра» накопления продолжат поступать, хотя и в меньшем объеме. Кроме того, никто не отменяет добровольное пенсионное страхование. Фондам не нужно забывать об этой части их бизнеса, ведь уменьшение отчислений на ОПС государство может компенсировать стимулированием развития негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) среди работодателей.

Основной причиной сужения накопительной системы стал дефицит ПФР. Поводами же послужили неэффективное инвестирование, отсутствие четких гарантий сохранности пенсионных средств, мошенничество, сложность выбора управляющего из-за невозможности оценить его качество заранее — все это результаты низкой надежности и непрозрачности многих НПФ и УК.

Финансовая устойчивость системы НПФ пока что стабильно снижается: за период с 31 декабря 2008 года по 30 июня 2012-го среднее отношение ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности, аналог капитала у НПФ) к пенсионным средствам фондов уменьшилось в два раза, с 16 до 8%.

За доступ на финансовые рынки НПФ платят меньше, чем другие их участники, хотя пенсионные деньги — важнейший социальный актив. Так, капитал банков должен быть не меньше 180 млн рублей, компаний общего страхования — 120 млн рублей, а близких по природе к НПФ страховщиков жизни — не менее 240 млн рублей. Требования же к минимальному размеру ИОУД с 1 июля 2012 года составляют 100 млн рублей.

Причем после повышения минимума с 50 до 100 млн рублей многие НПФ оказались близки к лишению лицензии: таковых к 30 июня 2012 года набралось более 30%. Капитал еще 44% участников рынка был лишь немногим выше разрешенного минимума. При этом фонды, ИОУД которых постоянно поддерживается на уровне, близком к минимальному, нередко управляют миллиардами пенсионных средств сотен тысяч человек.

Дополнительный риск для ИОУД создают регулярные переходы клиентов из фонда в фонд, из-за которых НПФ могут терять часть капитала. «За каждого привлеченного клиента фонд платит комиссионное вознаграждение независимо от размера его пенсионного счета. Остался он в следующем году с нами или перешел в другой Н ПФ — комиссия уже заплачена. То есть административные издержки мы несем, а деньгами в следующем году можем уже не управлять», — поясняет председатель совета НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» Олег Киселев.

Причина нехватки капитала кроется не только в неготовности инвесторов фондов вкладываться в рынок с неопределенным будущим. И менеджмент фондов, и владельцы понимают, что для социально значимых организаций страховка в виде капитала необходима. Вопрос в том, что инвестировать в ИОУД фондов их учредителям сейчас очень невыгодно: из-за некоммерческой организационно-правовой формы и правил учета взносы в капитал НПФ равноценны затратам, а не финансовым вложениям. Поэтому даже крупные и сильные учредители стараются такие затраты минимизировать.

Наращивание капитала пропорционально объему обязательств должно стать первым шагом НПФ к надежности. Иначе, к сожалению, никак. Однако добиться этого можно, лишь изменив подход к учету взносов учредителей в ИОУД (отражать их в активах как финансовые вложения). Кроме того, нужно ввести требования не только к размеру самого имущества, но и к соотношению капитала и объема пенсионных средств НПФ. ИОУД является подушкой безопасности для клиентов, и это нам продемонстрировал кризисный 2008 год.

Но ограничиваться тем, чтобы просто законодательно поднимать уровень ИОУД, нам кажется не совсем верным, здесь необходим комплекс мер. В первую очередь активы, которые формируют ИОУД, должны быть ликвидными, поэтому мы положительно относимся к инициативе ФСФР принимать во внимание качество активов. Во-вторых, величина ИОУД должна ставиться в зависимость от размера активов НПФ. И в-третьих, необходимо внедрить механизмы страхования рисков, например закрепить обязанность НПФ быть членом СРО, управляющей объединенным гарантийным фондом, предусмотреть создание резервного фонда пенсионных накоплений по аналогии с Агентством по страхованию вкладов.

Как и все инвесторы, НПФ постоянно балансируют между доходностью и надежностью. При этом российские фонды ограничены узким кругом инструментов, ежегодными отчетами о доходности и собственной некачественной системой риск-менеджмента.

Ослабление контроля инвестиций НПФ в совокупности с более строгими требованиями к управлению рисками могут повысить доходность от инвестирования пенсионных денег на длинных горизонтах, сохранив приемлемый уровень риска. Пенсионные накопления должны стать долгосрочным инструментом. Горизонт инвестирования для тридцатилетнего гражданина должен составлять двадцать-тридцать лет.

Необходимо изменить требование ежегодно фиксировать и разносить инвестиционный доход. Также следует расширить перечень инструментов инвестирования и разрешить использовать различные инвестиционные стратегии для разных возрастных групп. Чем старше человек, тем осторожнее должна быть политика управления его пенсионными накоплениями, чем человек моложе, тем менее консервативным может быть его портфель. Если в рисковых инструментах в краткосрочной перспективе возможно падение, то в долгосрочной перспективе доходность вырастет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: