Опыт антимонопольного регулирования в западных странах

Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.

Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система, помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное

                                                 18

13 Экономическая теория. Под ред. Базылева. - СПб.: Нева, 2005.- с. 125

положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации

прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. 14

В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия

                                                     19

14 Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.: Экономика, 2003.- с. 150

на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции. 15

Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать "вето". Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по

                                         20


15 Авдашева С.Б., Конкуренция и антимонопольное регулирование. Учеб. пособ. - М.:2002. - С. 158

монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.

Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных методах правового регулирования, пресечения недобросовест-

                                                                                       

                                                            21

ной конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США). 16

Основные документы государственного регулирования монополий зарубежных стран представлены в таблице 1.1

Страна Законодательный акт Правовые средства регулирования Орган регулирования
Великобритания Закон о монополиях и контроле за ограничительной практикой (1948г), Закон о конкуренции (1980г) Критерии общественных интересов, запрет антиконкурентных слияний и приобретений акций Генеральный директорат по справедливой торговле
Германия Закон против ограничений конкуренции (1957г) Запрет действий ведущих к ограничению конкуренции (по горизонтали, вертикали и т.п.) Федеральная служба картелей
ЕЭС Римский договор (1957) Запрет    договоров    и индивидуальных злоупотреблений господствующим положением Европейская комиссия
Канада Закон о конкуренции (1986г) Попытки монополизации запрещаются в любой форме Конкурентный Трибунал
США Закон Шермана (1890), Закон Клейтона (1914), Закон о ФТК (1914) Запреты на вступление в договор (соглашение) или сговор, ограничивающие торговлю с целью монополизации ФТК, Министерство юстиции
Франция Закон № 7 - 806, Декрет Правительства от 11.12.1986г. Запрет ограничительной практики, регулирование цен лишь в отдельных сферах Комиссия по конкуренции
Япония Закон против монополий (1947) с последующими поправками Запрет монополизации частного бизнеса, дискриминации злоупотреблений рыночной властью Комиссия по справедливой торговле

Таблица 1.1 – Зарубежное законодательство о конкуренции

              

                                                   22

16 Экономика. Под ред. А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 2003.- с.189

             

     Глава 2. Регулирование монополизма в России      

           

           2.1. Особенности монополизма в России

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.17

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно - два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

                                                     23


17 Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- с. 218

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. 18

Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законода-

                                                                            24

18 Сухотин Ю.В., Богачев В.Н.; Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Дело, 2003. - с. 85

тельство.

Сегодня, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц, федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития. 19

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже                                                                

операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих

                                                            25

19 Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. - Ростов-на-Дону: 2006.-c. 156

предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

 Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

- наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

- ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

- совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды;

- согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам. 20

                                           

                                              26


 20 Колесов А.И., Исаенко Е.В., Рынок и антимонопольное регулирование. - М: 2001.- с. 6

                       2.2. Антимонопольная политика в России

Первая попытка создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления. Закон явился основой для формирования в Российской Федерации антимонопольного законодательства. Этот закон устанавливал, что:

1) запрещаются действия фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, если их результатом оказывается существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов других участников рынка, в том числе                                        отдельных граждан;

2) запрещаются монопольные сговоры о ценах, изъятие товаров с рынка для поддержания дефицита, раздел рынка, попытки ограничения доступа на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат наказанию фирмы, занимающиеся недобросовестной конкуренцией, в частности: распространяющие ложные сведения о товарах и
фирмах своих конкурентов, чтобы отпугнуть от них покупателей; незаслуженно принижающие в своей рекламе качество товаров своих конкурентов; незаконно использующие для своих товаров чужие названия и товарные знаки, а также копирующие форму, упаковку и внешнее оформление товаров своих конкурентов; похищающие у своих конкурентов их коммерческие секреты, а также техническую, производственную и торговую информацию;

                                                     27

4) при нарушении требований законодательства, Антимонопольный комитет вправе расторгнуть любой хозяйственный договор, потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб. 21

В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

                                                    

                                                 28

21 Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: 2004.- c. 137

Необходимость осуществления государственной регулятивной функции в определенных сферах экономического развития общества неоспорима. Однако, определяя роль государства в условиях развития рыночных отношений, необходимо учитывать и важнейший постулат рынка – способность его к саморегулированию.

Исторически в России сложилась ситуация активного вмешательства органов власти в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Органы исполнительной власти и местного самоуправления далеко не всегда могут найти адекватные рыночной экономике пути взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. Они компенсируют это тем, что принимают акты и решения, осуществляют комплекс управленческих действий, направленных на ограничение, устранение или ущемление конкуренции как в целом на рынке, так и в отношении отдельных предпринимателей. 22

8 июля 2006 года принят Государственной Думой Федеральный закон «О защите конкуренции». Этот Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

                                                 29

22 И.В. Князева: Антимонопольная политика в России.- М.: Омега-Л, 2006. - c. 275

13 мая 2007 года вступил в силу Федеральный закон №45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, речь идет о введении «оборотных» штрафов за злоупотребление доминирующим положением, за картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.

Теперь за грубые нарушения антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением на рынке или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию) недобросовестным компаниям придется заплатить от 1 до 15 % от выручки от реализации товара, на рынке которого было совершено правонарушение. Кроме того, «оборотные» штрафы будут применяться за недобросовестную конкуренцию, связанную с введением в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Также впервые в российское законодательство внесены положения, предусматривающие отмену наказания для компаний, которые добровольно прекращают свое участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях и сотрудничают антимонопольным органом в расследовании таких правонарушений.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства:

проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;

 

                                                          30

проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской                  

Федерации об административных правонарушениях».

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 82 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет. 23

 

                                                             31


23 www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба

        Заключение

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю.

Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны, наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципам разумности».

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции в РФ была создана Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления.

Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной кон-

 

                                         32

курентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста.

Проведя исследования в данной области можно сделать общие выводы о необходимости существования Федеральной антимонопольной службы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящая вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Без (ФАС) рынок не смог бы выполнять, возложенные на него, функции товарообмена. Он является фундаментом конкурентности рыночной системы любого государства.

В заключении необходимо отметить, что результаты работы антимонопольных органов свидетельствуют о том, что проявления нарушений со стороны органов местного самоуправления не сокращаются и представляют более серьезную угрозу для конкуренции и развития предпринимательства даже по сравнению с монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших компонентов обеспечения социально-экономической стабильности и стратегии развития любого муниципального образования является активная деятельность субъектов малого предпринимательства и недискриминационная политика со стороны органов местного самоуправления в отношении доступа предприятий на рынок и обеспечение со стороны органов власти равных условий их функционирования.

 

                                                            

 

                                                            33

                                   Список использованной литературы:

1. Борисов Е.Ф., Петров А.А. Экономика. - М: Финансы и статистика, 2004. - 441с.

2. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. - Таллинн: 2003. - с. 230

3. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: Макроэкономика. Теория и российская практика. - М.: ГНОМ и Д, 2004. - с. 389

4. Булатов А.С. Экономика.- М.: Юристь, 2005. - с. 601

5. Корогодин А. О. Общая экономическая теория. - Воронеж: Издательство
Воронежского государственного университета, 2003. - с. 303

6. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - Киров: АСА,
2002. - с. 339

7. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос,

2004. - с. 416

8. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.:

Логос, 2005. - с. 402

9. Экономическая теория. Под ред. Базылева. - СПб.: Нева, 2005. - с. 338

10. Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.:

Экономика, 2003. - с. 298

11. Экономика. Под ред. А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 2003. –-с. 406

12. Тотьев К. Государственная и естественная монополии. - СПб.: Питер,

2004. - с. 289

13. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону:

Феникс, 2004. - с. 312

14. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. -

Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - с. 302

15. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Маркетинг, 2004. - с. 402

16. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. – М.: ИГЭА, 2003 - с. 108

 

                                                           34

17. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа. - М: 2001. - с. 148

18. Курс экономической теории. Под ред. Свирилова Д.А. - Киров: АСА,
2005. - с. 277

19. Колесов А.И., Исаенко Е.В., Рынок и антимонопольное регулирование. - М: 2001. - с. 68

20. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н.; Монополизм и антимонопольная политика. - М.: Дело, 2003. - с. 85

21. Экономическая теория. Под. Ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб.: Питер, 2004, - с. 118

22. И. В. Князева: Антимонопольная политика в России.- М.: Омега-Л, 2006. - c. 275

23. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба

 

                                                                                        35








ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Характеристика различных форм рынков

 

Параметры (признаки рынка)  

Формы рынков

 
  Совершенная Монополистическая Олигополия Монополия
  конкуренция конкуренция    
Количество много много, но товар мало (2 - 8) один
производителей   каждого из них    
(продавцов)   имеет существенные    
    отличия    
Количество много то же два и более один или
покупателей       несколько
Сила очень сильная сильная слабая отсутствует
конкуренции        
Доли на рынке малые малые большие весь рынок
Доступ к рынку открыт затруднен затруднен блокирован
Объем продаж определяется определяется определяется определяется
  конкурентоспосо- конкурентоспособ- конкурентоспо- спросом
  бностью и спро- ностью, спросом и собностью,  
  сом на товар сговором участников спросом и  
      сговором  
      участников  
Политика на основе закона на основе спроса и на основе определяется
ценообразования спроса и конкурентоспособнос- спроса к производителем
  предложения ти конкурентоспо- лем
      собности (продавцом)
Роль качества и очень высокая очень высокая высокая определяется
конкуренции       ситуацией
Роль рекламы в высокая высокая очень высокая определяется
продвижении       ситуацией
товара        
Норма прибыли незначительная 2 - 8% 8 - 20% более 20%
производителя        
(ориентировочно)        
Эффективность очень высокая высокая средняя низкая
использования        
ресурсов        

 

 

                                                                                  36


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: