Административные и правовые методы регулирования

Следует отметить, что помимо вышеуказанных административных методов регулирования финансовых отношений существует ряд законодательных актов, позволяющие проводить государством финансовое регулирование. Рассмотрим основные из них:

Закон о бюджете определенным образом утверждает рамки действий исполнительной власти на будущее. Тем самым он является не только значительным направляющим элементом для исполнительной власти (правительство и органы управления), но и одним из важнейших инструментов осуществления политической власти. В бюджетном плане соответствующая политическая программа выражается в цифрах. С распределением финансовых средств по министерствам, ведомствам или прочим учреждениям, а также целевая обусловленность связаны определенные политические цели.

Бюджет содержит свод запланированных на данный бюджетный период расходов и предусмотренных для их покрытия доходов. В принципе он может быть построен различным образом. За этим стоят различные философские воззрения на эффективное руководство бюджетным процессом. Так, бюджет может быть глубоко структурированным и содержать, например, до тысячи отдельных позиций, или это могут быть глобальные бюджеты, например, бюджеты для отдельных учреждений. Отдельные позиции могут содержать различные виды расходов, например, расходы на персонал, материальные затраты, инвестиционные расходы, или же может быть указана цель расходов, например, расходы на определенные социальные нужды, расходы на стимулирование исследовательской деятельности в какой-либо отдельной области. [3]

В то время как в прошлые годы преобладали бюджеты, ориентированные на затраты, в настоящее время все в большей степени обсуждаются и исполняются бюджеты, ориентированные на эффективность.

Все это связано также с тем, что бюджет зависит в значительной степени от того, какие решения принимались в прошлом. Доходы очень сильно зависят от действующего налогового законодательства. В свою очередь, расходы определяются, например, законами, которые связаны с выплатами гражданам. Разнообразные ведомства со своими многочисленными сотрудниками также обусловливают расходы, которые можно изменить лишь в течение длительного времени. Таким образом, лишь меньшая часть бюджета является действительно изменяемой и подвержена влиянию со стороны законодательной власти.

Налоговое законодательство - совокупность юридических, правовых норм, устанавливающих виды налогов, действующих в стране, налоговые ставки, порядок взимания налогов, налоговые льготы. Налоговое законодательство регулирует отношения, связанные с возникновением, изменением, прекращением налоговых обязательств, устанавливает налоговые санкции. Обычно налоговое законодательство входит в компетенцию высших законодательных органов страны, но в определенных пределах нормы налогового регулирования устанавливают и высшие исполнительные органы в лице правительства, министерства финансов.

Закон о бухгалтерском учете и отчетности  определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.[3]

Действие настоящего Закона распространяется на юридические лица Республики Беларусь, филиалы и представительства, в том числе представительства иностранных организаций, хозяйственные группы, простые товарищества (участников договора о совместной деятельности), государственные органы, не являющиеся юридическими лицами (далее – организации), с учетом особенностей, определяемых в соответствии с частями четвертой и пятой настоящей статьи.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные формы и методы государственного регулирования финансовой деятельности. Также изучили, кем проводится, а точнее, какими органами государственной власти осуществляется данное регулирование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро- и микро-уровнях. Государственное регулирование представляет собой законодательно оформленную систему воздействия на финансовые процессы в социально-экономической жизни общества. Все направления государственного регулирования между собой взаимодействуют и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Теория государственного управления/Государственные и муниципальные финансы - Бабич А.М., Павлова Л.Н. [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Goveth/StMunFin/c6.html. – Дата доступа: 17.10.2010.

2. Курс экономики – учебник // Райзенберг Б.А.// Москва 2010/ «Инфра-М»

3. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/ Дата доступа 18.10.2010

4. Статья «Всемирный экономический форум в Давосе» [Электронный ресурс].—Режим доступа: http://www.lenta.ru/news/2010/01/31/wrapup/ дата доступа 19.10.2010

5. Мировая экономика //Абрамов В.Л. – Москва «Дашков и К» 2007.

6. Экономика организаций// Сергеев И.В. – Москва «Проект» 2006.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: