Дзен как эзотерическая практика

Понятие “эзотеризм” восходит к греческому ezoterikoj, “внутренний”. Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, “внутреннюю доктрину” религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность.

Несмотря на утверждения Дзена, что он прост и открыт для всех желающих, ученые-психологи любят относить Дзен к эзотерическим практикам (учениям), отмечая наличие постулата о необъяснимой (по крайней мере на словах) тайне Просветления, о передаче ее лишь “подготовленным” ученикам.

Уже Даосизм был в достаточной мере учением для эзотериков. Текст книги Дао Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту "знающих" и "умеющих". Прямо об этом, конечно, не говорится: автор (Лао Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд понять его слова, хотя смысл их прост.

Первый патриарх Чань Бодхидхарма оставил следующее завещание:

 

 Особая передача вне учения

 Не основывается на словах и письменных знаках.

 Указывает непосредственно на сознание,

 Оно позволяет увидеть свою истинную природу и достичь состояния Будды.

 

Как известно, Будда Гаутама достиг Просветления, сидя в медитации под деревом бодхи. Именно от слова “дзадзен” (“сидячая медитация”(яп.)) происходит японское название учения. Дзадзен и Коан – две практики психотренинга, преследующие цель “очистки ума” для последующего осознания реальности в ее первичном, незамутненном, виде.

Дзадзен – медитация в "позе лотоса" - требует, с одной стороны, предельной концентрации сознания, с другой – умения не задумываться ни над одной конкретной проблемой. “Просто сидеть” и, не обращая внимание ни на одну вещь в отдельности, воспринимать все окружающее в целом, до малейших деталей, зная об их наличии так же, как знаешь о наличии собственных ушей, не видя их.

Говоря словами Чжуан-цзы: “ Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает ”.[7]

Патриарх Хуэй-нен учил, что вместо попыток очистить или опустошить ум нужно просто дать ему волю, поскольку ум — это не то, чем можно овладеть. Отпустить ум — это то же, что и отпустить поток мыслей и впечатлений, которые приходят и уходят “в ум”. Не надо ни подавлять их, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход. Именно в медитации дзадзен практикуется действие даосского “у-синь” - “не-ума”.

Коан – чисто дзенская практика, отличающая Дзен от всех других восточных философий, и придающая Дзен особую экзотичность в глазах сторонних наблюдателей. Коан – это слово или фраза, которые не могут быть поняты рассудком. Учитель дает ученику коан, чтобы тот с его помощью постиг реальность, которая простирается за пределами дуалистической мысли.

Хрестоматийный коан – “ Как звучит хлопок одной ладони?” В Китае есть поговорка: “одной рукой не хлопнешь в ладоши”. Как описать звук, который не существует? Как познать то, чего нет на свете? Решая коан, ученик узнает, что он не может узнать ничего; и что нет смысла в “я”, которое стремится познать.

"В тройственном мире не существует ничего. Где ты собираешься искать сознание (или дух -- hsin)? Все четыре элемента пусты по своей природе. Где пребывать Будде? -- Но посмотри! Истина являет себя прямо перед твоими глазами. Это все, что о ней можно сказать, -- и ни слова больше!" [5]

Вопрос: Чем моя рука подобна руке Будды?

Ответ: Играю на лютне под луной.

Вопрос: Чем моя нога подобна копыту осла?

Ответ: Когда белая цапля стоит на снегу, у нее меняется окраска.

Эти реплики действительно были когда-то ответами на вопросы, но впоследствии задачей стали вопрос и ответ вместе, ибо ученик должен был постичь их связь, которая, по меньшей мере, не всегда очевидна.[7]

Коан (“гyнъань” (кит.)) выpажает не частное мнение отдельного человека, а высший пpинцип, одинаково воспpинятый всеми. “Слово “гyн” - “пyбличный” означает, что коаны пpекpащают частное понимание; слово “ань” - “отчеты о пpецедентах” -- означает, что коаны пpебывают в согласии с бyддами и патpиаpхами... извлекшими слова из сеpедины бессловесности и вычленившими фоpмy из сеpедины бесфоpменного”.[8]

Постигая с помощью коанов все стороны буддийского мировосприятия, ученик приучается мгновенно и без малейших колебаний по-дзенски реагировать на ситуации каждодневной жизни. Методом "прямого указания" отвечают дзенские наставники на любые вопросы о сути Дзен.

Когда мастера Дзен Тун-шаня спросили:

- Что такое Будда?, - он ответил:

- Три фунта льна!

Мастера Дзен Чжао-чжоу спросили:

- С какой же все-таки целью прибыл с Запада Первый Патриарх? он ответил:

- Кипарис во дворе!

Целостность восприятия мира дзен-буддистов приводит к таким неожиданным следствиям, как сверхчеловечеcкие, почти магические способности его последователей, описываемые во многих источниках. Когда ты и Вселенная – одно, ты можешь все. “ Хочешь познать камень - стань камнем ”, - говорит Судзуки. Хочешь поразить цель – стань стрелой, стань мечом… - эти основополагающие принципы дзенских боевых искусств будут подробно рассмотрены ниже.

Простому человеку, особенно европейцу, очень трудно полностью отождествить себя с кем-то, а тем более с чем-то: мешает невидимый барьер, отделяющий его драгоценную личность от внешнего мира. Лишь когда он, как учат буддисты, перестает считать ее ценной (подчиненность индивидуального "Я" абсолюту), ему удается преодолеть этот барьер.

Поскольку открытие собственной подлинной природы в своем “сердце”, обнаружение истинного “Я” является целью Дзен, то возможными становятся аналогии с различными философскими учениями, в том числе и с психоаналитической концепцией человека, в которой познание бессознательных процессов несет освобождение. Инсайт, к которому стремятся психоаналитики, шаманский транс, экстаз мистиков, сатори дзен-буддистов, йогическая медитация, а также состояния, которые могут возникнуть в ходе применения фрейдовского метода свободных ассоциаций или юнгианского ассоциативного теста – суть аналогичные явления, объединяемые в понятие измененных состояний сознания.

С точки зрения классической психотерапии, человеку, который абсолютно искренне утверждает, что может стать камнем, облаком или Луной, должен быть поставлен диагноз шизофрения. А методы, которыми пользуются учителя Дзен схожи иногда с приемами психологической ломки, применяемыми в современных спецслужбах.

Сплошь и рядом хроники повествуют о том, что тот или иной адепт испытал Просветление после того, как учитель облил его водой или ударил палкой, или странствующий монах задал ему вопрос, и счел его ответ неправильным, а потом повторил те же слова в качестве правильного ответа. Но не стоит думать, что достаточно получить палкой по лбу, и Просветление не заставит себя ждать. Для того, чтобы Просветление стало возможным, требуется долгая усиленная работа, медленная подготовка мозга к решающему скачку. Наступление Просветления обычно провоцирует эмоциональная реакция на нестандартное событие.

" Часто бывает так, что сатори приходит лишь тогда, когда отчаяние достигает предела, и человек готов уже покончить с собой. Я склонен считать, что на пути к смерти многие переживают сатори, однако это происходит слишком поздно, и они уже не могут вернуться к жизни ”, говорит Дайсэцу Судзуки [5]

Методика обучения дзен - сильное эмоциональное воздействие на ученика, а также переживание и принятие тем всевозможных парадоксов. С европейской точки зрения такой подход просто жесток. Он может быть понят лишь в рамках буддисткой доктрины безразличного отношения к жизни и смерти как таковым. Методы воспитания учеников в дзен-буддизме широко заимствованы практически во всех видах боевых искусств Востока и оказали глубокое влияние на развитие самурайской этики Японии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: